Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые предприятия, их роль в становлении рынка. Проблемы развития и гос. поддержка малого бизнеса в России




Основными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является количество занятых работников, размер уставного капитала, размер активов и объем оборота (прибыли). В соответствие с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. И средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве – 60 человек;

- в научно- технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях – 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Необходимо отметить, что малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой.

В российской экономике выделяют ряд причин, которые препятствуют эффективному развитию малого предпринимательства. Прежде всего это нестабильная экономическая и финансовая обстановка:

- спад производства;

- высокий уровень инфляции;

- высокий уровень процентных ставок;

- несовершенство правовой базы.

Другой значимый фактор – низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей и несовершенство механизма государственной поддержки малого предпринимательства, а также неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне. Кроме того, к причинам, тормозящим развитие малого предпринимательства, относят: недостаток производственных площадей и материальной базы, коррумпированность власти, высокие цены на сырье и материалы, недостаток информации, опыта; громоздкая отчетность, необязательность партнеров, отсутствие льгот. В сфере международного сотрудничества недостатком является высокая степень конкуренции, недоверие западных партнеров и невыгодность инвестиций.

Государственная поддержка малого предпринимательства включает:

· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

· создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

· установление упрощенной системы порядка регистрации и содействие в развитии торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами.

 

 

Тема 3. Организация и развитие нового предприятия (2 ч.)

1. Выбор сферы деятельности и формы предприятия.

Успех любого предприятия зависит от удачного выбора сферы деятельности, правильного определения стратегии и тактики в управлении предприятием.

Опыт российских и зарубежных быстрорастущих компаний показывает, что наиболее предпочтительными являются следующие сферы:

а) оказание разнообразных деловых услуг в сфере предпринимательства;

б) общественное питание;

в) торговля потребительскими товарами;

г) ремонт автомобилей;

д) строительство жилья.

Наиболее быстрыми темпами наращивают свои обороты коммерческие банки, предприятия, производящие электронную технику, компьютеры и конторское оборудование, посуду и разнообразную тару.

Идеальным вариантом для предпринимательства является новая сфера, т.к. первые предприятия находятся в более выгодном положении, чем последующие. Однако любая фирма должна иметь запасную нишу, на которую можно переориентироваться.

Необходимо знать, что существуют запрещенные для частного предпринимательства сферы деятельности, либо требующие специального разрешения (лицензии). Исключительно государственным предприятиям разрешается:

· производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также ремонт боевого оружия;

· изготовление и реализация наркотических, сильно действующих и ядовитых веществ;

· посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

· переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;

· лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах;

· производство ликеро-водочных и табачных изделий;

· изготовление орденов и медалей.

 

Существуют и чисто экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль (входные барьеры):

  • высокий уровень первоначальных капитальных вложений;
  • длительный срок окупаемости вложенных средств;
  • неопределенность в получении коммерческого результата;
  • отсутствие прибыли даже при нормальном течении производственного процесса и т.д.

 

Необходимо правильно выбрать не только сферу, но и время начала деятельности: вложения финансовых средств не стоит делать в период спада.

Отправной точкой в предпринимательстве и создании нового предприятия является идея нового продукта или услуги. Основными источниками новых идей являются отзывы потребителей, оценка продукции, производимой конкурентами, мнения работников торговли, публикации в различных печатных источниках, НИОКР. Выработать новую идею чрезвычайно трудно, поэтому существуют специальные методы, позволяющие это сделать (целевые обсуждения, метод «мозговой атаки», обсуждение списка слабых мест).

Важным решением, которое должно быть принято на подготовительной стадии, является выбор месторасположения предприятия. Все будет зависеть от того, является предприятие производственным или сервисным. Для производственного предприятия важны следующие характеристики:

  • условия аренды, возможности нового строительства;
  • близость к транспортным артериям;
  • наличие складских помещений;
  • близость к потребителям;
  • близость к поставщикам;
  • наличие трудовых ресурсов и т.д.

 

2. Разработка стратегии и тактики нового предприятия.

Стратегия – это постановка среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды. Тактика предполагает краткосрочные оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях.

Сущность предпринимательства состоит в том, чтобы произвести нужную потребителю продукцию, продать ее и получить прибыль. Для этого необходимо изучать рынок и спрос. Предприниматель должен уметь определить спрос на товар в текущий момент и на перспективу. А это не всегда легко сделать. Прогнозирование спроса – одна из самых трудных задач, с которыми сталкивается предприниматель. Лучше всего составлять ряд прогнозов по одному и тому же вопросу и в связи с этим разрабатывать различные программы действий, что позволить иметь возможность выбора и маневра.

Разработка стратегии и тактики должна опираться также на анализ предложения и оценку конкурентоспособности.

Вопросом тактики является выбор, какими темпами надо развивать дело, чтобы стать преуспевающим. Бурный рост способен довести новое предприятие до банкротства.

Большинство стратегических задач решаются благодаря маркетинговым исследованиям, где основными вопросами являются:

- состояние покупательского спроса;

- емкость рынка;

- рыночные возможности;

- изучение и разработка товара;

- цена и политика ценообразования;

- реклама и стимулирование сбыта.

3. Разработка технико-экономического обоснования создания нового предприятия.

Выработка стратегии и тактики поведения предпринимателя базируется на технико-экономическом обосновании эффективности предполагаемого проекта (ТЭО). Оно позволяет выбрать оптимальный вариант осуществления предпринимательской деятельности. Для этого предприниматель должен составить несколько бизнес-планов для каждого варианта стратегии. Бизнес-план дает предпринимателю четкие ориентиры на первый, самый трудный год существования. Он нужен для инвесторов, партнеров по бизнесу, спонсоров, работников фирмы и самого бизнесмена. Планирование – это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности. Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные силы (может случиться, что при составлении бизнес-плана предприниматель придет к выводу, что препятствия на пути к успеху слишком серьезны и на идее нужно поставить крест). В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности состав и структура бизнес-плана может существенно различаться, но содержательная сторона должна быть у всех одна. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

  1. описание продукта;
  2. анализ рынка сбыта;
  3. оценка конкурентов;
  4. стратегия маркетинга;
  5. план производства;
  6. организационный план;
  7. юридический план;
  8. финансовый план;
  9. резюме.

 

4. Устойчивость дохода фирмы.

Только находясь в режиме постоянного обновления – технологического, организационного, экономического – предприятие может выжить, укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Однако заниматься новыми продуктами можно после того, как использованы все возможности существующей производственной программы. Устойчивость дохода предприятия и его успех напрямую зависят от качества стратегических решений. Анализ изменяющихся условий и выбор направлений развития на перспективу – важнейшая задача управления в условиях рынка. Необходима оценка внутреннего состояния предприятия, его сильных и слабых сторон, определение тенденций его развития.

Основные факторы повышения доходности:

  1. внедрение маркетинговых исследований;
  2. разработка новых видов продукции и повышение ее качества;
  3. развитие НИОКР;
  4. совершенствование системы управления;
  5. кадровая политика;
  6. финансовая политика предприятия.

 

5. Инвестиционная политика фирмы.

Упрощенное определение инвестирования – это вложение средств прежде всего в материальную часть бизнеса.

Выбор наиболее эффективного способа инвестирования начинается с четкого выделения всех возможных альтернативных вариантов, которые поочередно сравниваются друг с другом.

Существуют базовые принципы инвестирования:

а) принцип предельной эффективности инвестирования.

Эффективность (прибыльность) каждого последующего года вложения снижается. Долгосрочное вложение менее выгодно. Вложения

свыше 9 млн. руб. экономически невыгодно.

б) принцип «замазки». Пример: вы свободны принимать решение о том, какой станок покупать, арендовать или произвести самому, какую сумму кредита брать, на какой срок, под какие проценты. Но когда вы совершили эти операции, то назад вернуться сложно. Вы увязли в «замазку».

в) принцип адаптационных издержек – издержки, связанные с адаптацией к новой инвестиционной среде (переналадка нового оборудования грозит потерей времени, что ведет к потере дохода).

г) принцип мультипликатора – опирается на взаимосвязанность отраслей.

Куда выгоднее помещать капитал:

1) капиталоемкие проекты имеют низкие показатели доходности;

2) рекомендуется инвестировать в отрасти с большой долей рынка;

3) в отрасли с большими показателями окупаемости и оборачиваемости товарных запасов (продукты питания, массового потребления).

 

6. Производственные функции предпринимателя.

Предприниматель в своей деятельности выполняет ряд функций, связанных с управлением, планированием и анализом технико-экономических показателей своего предприятия. Современное предприятие представляет собой сложную систему, включающую техническую базу, трудовые и материальные ресурсы, которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии.

Координация деятельности подсистем, увязка их в единую систему – одна из важнейших задач управления.

Первоочередные задачи управления:

  1. маркетинговые исследования;
  2. рациональный подбор, расстановка кадров и социальные программы;
  3. обеспечение производственного цикла материальными ресурсами;
  4. планирование;
  5. рациональное обеспечение производственного цикла;
  6. финансы и сбыт.

 

Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее успешно добиться поставленной перед ними цели.

Этапы построения организации:

- определение характера выполняемой работы;

- распределение работы между отдельными подразделениями;

- построение логических групп управления.

Существует несколько типов организационных структур:

  1. Линейная организация управления (все полномочия идут от высшего звена управления к низшему).
  2. Линейная и функциональная система управления (Линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами).
  3. Матричная система управления (такая система распределения полномочий предназначена для объединения в группу специалистов предприятия с целью работы над специальным проектом).
  4. Организация с использованием комиссий (управленческому аппарату оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий местного значения).

 

Планирование деятельности предприятия входит в систему организации управления им и определяется его целью. Планирование – это непрерывный циклический процесс, состоящий из стратегического (долгосрочного), среднесрочного и краткосрочного планирования. Во многих компаниях промышленно развитых стран широко распространена практика составления планов, как в количественных, так и в качественных показателях, которые содержат следующую информацию:

    • предположения (количественная оценка в отношении ценообразования, стоимости рабочей силы, транспорта, сырья и пр.);
    • сводный финансовый отчет;
    • итоговые цифры прогноза сбыта продукции;
    • объем продаж и доля рынка по каждому продукту;
    • основные достоинства и недостатки оборудования, кадров;
    • описание основных проблем;
    • гл. цели и стратегические программы;
    • основные конкуренты;
    • исследования и разработки;
    • производственные мощности;
    • состояние товарных и материальных запасов и т.д.

 

7. Предпринимательский риск.

Во времена командно-административной системы управления и плановой экономики понятия риска практически не было. Управленческая и хозяйственная практика отторгала предприимчивых, умеющих рисковать людей (инициатива наказуема).

Однако опыт многих стран показывает, что игнорирование или недооценка экономического риска неизбежно сдерживает развитие общества, НТП, обрекает экономическую систему на застой.

В экономике существует два противоположных взгляда на сущность риска.

1) это возможная неудача, опасность, материальные или другие потери, которые могут наступить в результате претворения в жизнь выбранного решения.

2) это предполагаемая удача, благоприятный исход.

В более широком смысле – это образ действия в неясной неопределенной обстановке.

Переход к рынку означает попадание в зону хозяйственного риска. Задача предпринимателя – не заходить за допустимые пределы риска, не избегать риска, а предвидеть его, стремиться снизить до возможного низкого уровня.

Существует количественная мера риска, определяемая абсолютным (физическом или денежным) или относительным уровнем потерь.

В деятельности предприятия можно выделить следующие основные виды риска:

1. Производственный риск (рост затрат, снижение объемов пр-ва, повышение налогов и т.д.)

2. Коммерческий риск (возникает в процессе реализации тов-в).

3. Финансовый риск (возникает в сфере отношений предприятия с банками и др. финансовыми институтами), измеряется соотношением собственных средств к заемным).

 

Факторы риска. К наиболее важным внешним факторам относятся:

  1. постоянный и неравномерный рост цен на сырье, материалы, транспортные и др. услуги;
  2. изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин;
  3. изменения в трудовом законодательстве;
  4. изменения условий аренды и др. отношений собственности.

 

Не менее опасно для функционирования организации влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и недоработками руководства и персонала. К субъективным факторам можно отнести и фактор отношения к риску. Есть руководители, которые считают риск стилем жизни, другие бояться рисковать, а кто-то совершенно безразличен к риску.

При анализе риска следует принять во внимание ряд важных моментов:

- потери от риска независимы друг от друга;

- потери по одному направлению деятельности не всегда увеличивают вероятность потери по другому, за исключением форсмажорных обстоятельств;

- максимально возможный ущерб не должен быть выше финансовых возможностей участника.

Задачей руководства организации является как можно большее снижение степени риска, для чего используются следующие способы:

- диверсификация;

- страхование;

- лимитирование;

- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

- распределение риска (напр.,факторинг).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.