Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Методология науки и курса Истории




Методология науки и курса Истории

государства и права зарубежных стран.

 

Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий истори­ческого прошлого. Оно предполагает концептуальное и те­оретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных науч­ных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологичес­ких приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы раз­вития государства и права. Отказ от монистически-матери­алистического взгляда на историю и методологический плю­рализм характерны и для общественных наук в современ­ной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхож­дение и последующую эволюцию государства и права, на­чиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными. теориями, рассматривающими историю государ­ства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пяти-членной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к ши­рокому использованию в отечественной науке понятия «цивилизация», которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в.

При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.

Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда об­ществ, например восточных, что и привело к безогово­рочному признанию не только их социально-экономичес­кой и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций — Запада и Востока.

Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение прин­ципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, «азиатской», системой производственных отношений, сопряжен­ной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим вли­янием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.

В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное зна­чение имеет использование и следующих основных методов Метод (от греч. methxodos - путь) - способ исследования, планомерный путь научного познания и установ-ления истины, подход к изученным явлениям; вообще - прием, способ или образ действия.:

• исторического;

• сравнительно-исторического;

• системно-структурного;

• статистического.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем измене­ния с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительно-историче ский метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государ­ственно-правовые явления изучаются путем:

• синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показате­лями других однотипных и одновременных явлений;

• диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Эти методы используют следующие научные приемы:

• аналогию;

• экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определен­ных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отно­шениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть грани­цы будущего, то есть, предоставляют возможность научного прогнози­рования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элемен­тов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качествен­ных сторон исторического процесса.

При исследовании его количест­венных сторон наука использует статистический метод. Он помогает от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие: стороны процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.