Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнерусское общество по Русской Правде

Древнейшей формой совместной жизни и труда являлась община, которая у восточных славянназыва­лась «миром» или «вервью». Постепенно превратившись из родовой в территориальную, соседскую, она представляла собой село (деревню) и состояла из нескольких семей, каждая из которых вела своё отдельное хозяйство. Земля общины, для обработки и получения продуктов, делилась по жребию между общинниками. Часть семей общинников занималась ремесленничеством: кузнецы, гончары, плотники и др. не только обеспечивали семейные потребности, но часто использовали свою продукцию в качестве товара. Жители соседних общин по ряду причин были слабо связаны друг с другом. Но для заключения браков устраивались «игрища между селами».

У каждой верви имелся погост, где проводились религиозные обряды, праздники, торги, сбор дани и повоза [4]. Здесь же находилось общее кладбище. На «красном» месте погоста устраивался кон, на котором делались жертвоприношения и произносились клятвы богам. Тут же устанавливались изображения общеплеменных богов. Население общины собиралось вокруг кона на сход для обсуждения важных вопросов, решения по которым принимались «всем миром» и становились «законом» для каждого мирянина. Сход выбирал старосту, а в больших общинах - десятников и сотников. Они выполняли, главным образом, судебные и полицейские и военные функции. Все общинники были связаны круговой порукой - общей ответственно­стью за выплату дани, за преступления, совершённые на территории общины и т.п. Для защиты от нападений чужеземцев все взрослые мужчины составляли военный отряд, который вливался в общее ополчение земли (княжества).

Свободные общинники назывались «люди» или «смерды». Если общинник на договорных началах брал в долг «купу» (в виде зерна, денег и т.п.) у кого-либо, то он становился закупом, который зависел от своего кредиторадо возвращения долга. Невыполнение долгового обязательства превращало закупа в холопа. По своему положению холопы приближались к рабам, т.е. были полностью бесправны. Источни­ками «обельного» (полного) холопства явля­лись плен, вынужденная самопродажа в раб­ство, женитьба на рабыне, а также вступление в наём без специ­ального ряда (договора) с господином.

Таким образом, наряду со свободным населением так же, как и в Европе того времени, в древнерусском обществе, хотя и в значительно меньшем числе, имелись рабы (холопы).

В древнейший период были преимущественно пленники, захваченные в военных походах, какой-то процент могли составлять и неплательщики полюдья. Позднее распространилось и долговое холопство. Труд рабов применялся в княжеском и боярском хозяйствах, их «сажали» на землю, включая в служебные категории населения (например, рабы-ремесленники). Из них могли формировать администрацию феодальных хозяйств и военные отряды. Известно, что термин «дворянин» (как, впро­чем, и социальная категория, обозначаемая им), тесно связаны с понятиями «двор», «дворня».

Смерд, который ушёл из своей родной общины, превращался в изгоя. Изгоями в общинах называли также вольноотпущенных или выкупленных холопов. Изгои не являлись полноправными общинниками. Иногда в общинах, с разрешения схода, поселялись представители других неславянских народов - инородцы (иноземцы).

Вокруг больших общин возникали малые верви. В крупных общинах создавались грады (города) - укреплённые центры, где находились княжеский двор, священные реликвии, запасы продовольствия и дома земских бояр, княжеских дружинников, ремесленников и торговцев. После принятия христианства в градах строились церкви, где отправляло религиозную службу белое (приходское) духовенство. С возникновением монастырей появилось черное (монастырское) духовенство.

Постепенно вокруг градов образовались поселения смердов - посады. Их жители занимались различной производственной деятельностью, обеспечивая град всем необходимым. В больших городах и посадах возникали концы и улицы, жители которых селились по роду их трудовых занятий. Иногда посад тоже огораживался деревянным частоколом или земляным валом.

Вблизи городов иногда основы­вались особые посёлки, куда князья и бояре приглашали мастеров-ремесленников, предоставляя им ряд привилегий - свобод, отчего и сами села называ­лись «свободами», или «слободами». Подобные «свободы» привлекали людей: например, о Киеве в XI в. говорили как о городе, куда стекались смерды и беглые холопы.

Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «городищ», а часть была заново построена князьями. Русские города часто носили название их князей-основателей: Киев, Ярославль, Владимир и др. В летописях до XIII в. упоминаются 224 города.

С образованием Киевской Руси основным элементом феодального общественного строя становится княжеская (боярская) вотчина. Правящий князь раздавал земельные владения своим детям и приближённым боярам - в «отчину», т.е. с правом передавать эти земли (вместе с населением) по наследству. Вотчина включала обширную территорию с расположенными на ней крестьянскими мирами и небольшими городами. Её центром был укреплённый княжеский (боярский) двор, который являлся административ­ным центром вотчины.

Бояре разделялись на земских и княжеских. Земские бояре - происходили из местных племенных вождей и старейшин, ставших крупными землевладельцами путём освоения новых земель или захвата общинных владений. Они являлись главной силой в народных собраниях, участвовали в выборах князя и входили в его совет.

Крупными землевладельцами-феодалами становились и многие дружинники князя, которым он раздавал часть захваченных в результате военных походов земель. Таких дружинников называли «княжи мужи» или «княжи бояре». Они были главными советниками князя по военным вопросам.

По-видимому, часть лично зависимых смердов обрабатывала княжескую землю (барщина), часть платила землевладельцу натуральную подать (дань, повоз). Несмотря на то, что основой производства являлся труд смердов, значительную роль в фео­дальных вотчинах играли холопы.

Таким образом, в Х веке родоплеменная организация русских земель окончательно превратилась в территориальную. Возникло большое число городов как центров административного, военного и судебного управления, отделённого от родоплеменной организации. Территории племенных союзов - полян, древлян, волынян, северян и др. становились землями-волостями, в которых, с образованием Киевской Руси, чётко выделились три главных звена управления: князь, дружина, вече.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постепенно сформировалась достаточно эффективная система управления | Государство Киево-Новгородской Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.