Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок управления национальными окраинами




Еще в конце XVIII века на ряд национальных окраин было распространено действие губернской реформы 1775 г. При этом отменялась некоторая самостоятельность органов местного управления, которой они ранее располагали. Вместе с тем местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.

На Украине исчезла Запорожская Сечь. На Севере, в Карелии, По­волжье и Сибири административно-территориальные изменения проводились без учета национального состава населения.

Так, мордовская народность оказалась разделена границами четырёх губерний.

В Сибири в 1822 году начала проводиться административная реформа, подготовленная её губернатором М.М. Сперанским. По утверждённому Уставу, все нерусские народы Си­бири («инородцы») делились на: оседлых, кочевых и бродячих.

Оседлые приравнива­лись по своим правам и обязанностям к русским, согласно их сословной принадлежности, в частности, земледельцы включались в число государ­ственных крестьян.

Для кочевых и бродячих «инородцев» сохранялось их родовое управление. Стойбище или улус составляли не менее 15 семей, которые выбирали старосту. Для бурят, хакасов и некоторое время для якутов создавались степные думы, которые ведали административными, финансовыми и судебными (за исключением тяжких преступлений) делами улусов. Возглавляли степные думы представители местной феодально-родовой знати (тойоны, зайсанги, шуленги и т.п.).

Все эти органы местного самоуправления находились под полицейским контролем губернской администрации.

Народы Закавказья в XVIII веке страдали от опустошительных войн с Персией и Турцией. В 1801 году Восточная Грузия добровольно при­соединилась к России. Здесь было создано грузинское прави­тельство из царских чиновников, при этом фактическая власть на­ходилась в руках главнокомандующего русскими войсками. В Западной Грузии некоторое время сохранялась власть местных правителей под контролем царской администрации. В результате войн России с Турцией и Персией в состав империи вошли земли, населенные азербайджанцами и армянами.

Управление ими также находилось в руках русской военной ад­министрации.

В 1840 году Закавказье было разделено на Грузино-Имере­тинскую губернию и Каспийскую область, которые, в свою очередь, делились на уезды. Во главе всей администрации стоял главноуправляющий Закавказским краем с правами генерал-губернатора, при нем действовал Совет главного управ­ления.

Для работы в качестве чиновников привлекалось местное дворянство, а в городах – богатое купечество, но вся переписка велась на русском языке.

В Тифлисе и Кутаиси были устроены гимназии, где обучение велось на русском языке, но изучались и местные языки. Николай I указывал, что «всё высшее образование для способнейших должно непременно быть в России, то есть в общем корыте империи».

Хотя русское управление Закавказьем вызывало недовольство и даже привело в 1844 году к народным возмущениям, все же политика включения его народов в состав России была лучше продумана. Это подтвердила начавшаяся русско-турецкая война, во время которой в тылу Кавказского фронта русской армии большинство местного населения оставалось лояльным.

С большими трудностями Россия столкнулось на Северном Кавказе, где в конце 30-х – начале 40-х гг. война с горцами вступила в решающую фазу. С 1842 года территория Кавказского края была изъята из ведения общеимперских законодательных и административных органов, в том числе – из ведения Министерства внутренних дел.

Разработка законов для этого региона была возложена на особый Кавказский комитет, работавший под непосредственным руководством императора.

Исполнительная власть передавалась специальным местным (большей частью – военным) органам, которые подчинялись только царскому наместнику. Наместничество на Кавказе просуществовало до 1881 года, а управление министерств на территорию Кавказа распространилось лишь с 1883 года.

Таким образом, с завершением вхождения Закавказья в Российскую империю существовавшая здесь ранее государственность была постепенно упразднена. Уже в 1801– 1802 гг. было упразднено Карталино-Кахетинское царство и из его территории образована Грузинская губерния. В 1810 году было упразднено Имеретинское царство, а в 1829 году – Гурийское княжество. Некоторые мелкие феодальные владения в Грузии сохранились, однако, до самого конца периода (до 1857 года – Мегрелия, до 1858 года – Сванетское княжество). Управление Грузией было вверено командиру отдельного Кавказского корпуса, который одновременно был «главнокомандующим Грузии». Непосредственное управление Грузией было сосредоточено в Верховном грузинском правлении, во главе которого стоял царский генерал, он же – помощник главнокомандующего по гражданскому управлению.

Государственность в Северном Азербайджане не сохранилась. Его территория после перехода в состав России была разделена на провинции, а последние – на магалы. Однако магальное управление возглавлялось чиновниками из местных феодалов (во главе провинции стояли русские чиновники) Правда, первоначально и в Азербайджане, подобно Грузии, сохранялись мелкие феодальные владения. Но уже в 1804-1806 годах, в ходе присоединения, были ликвидированы Ганджинское, Бакинское и Кубинское ханства. Позднее были упразднены ханства, признавшие сюзеренитет русского царя: в 1819 году – Шекинское, в 1820 году – Ширванское, в 1822 году – Карабахское, в 1826 году – Талышское.

Сходные процессы проходили и в Казахстане. Однако в силу значительно меньшей развитости этого района они шли медленнее. Сказались, конечно, и необъятные просторы казахских степей, и их большая отдаленность от центра империи.

Процесс добровольного присоединения Казахстана к России, начатый еще в XVIII веке, завершился в середине XIX веке переходом Старшего жуза под сюзеренитет русского царя. Уже в XVIII веке отношения Казахстана с Российской империей строились как типично феодальные отношения сюзеренитета–вассалитета. Правда, современные казахские исследователи видят здесь и протекторат. Однако вряд ли в это время можно говорить о протекторате, свойственном более развитым, буржуазным империям.

Со временем власть казахских ханов все более слабеет. Устанавливается порядок, по которому ханы, избранные местными султанами, должны утверждаться российским правительством. А царь утверждает только угодных ему, то есть более покорных, лиц. В XIX веке ханская власть вообще упраздняется. Казахстан включается в общую систему управления империи, хотя сохраняет свои существенные особенности, связанные с кочевым хозяйством и родоплеменной организацией. При этом единого статуса для разных районов Казахстана установлено не было, западные и восточные его области управлялись на основе различных специальных законов (Устав о сибирских киргизах 1822 года, Положение об управлении оренбургскими казахами 1844 года и др.).

Прибалтика была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии – Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую, объединенные одним генерал-губернаторством. Управление Остзейским краем строилось на общеимперских началах, однако здесь были и свои особенности, преимущественно в организации сословного управления и суда. Для Прибалтики был издан даже свод местных узаконений, гарантирующих древние привилегии дворянству, мещанству, духовенству.

Включение молдавских земель в состав Российской империи, присоединение к ней большей части молдавского народа не привели, однако, в это время к воссозданию молдавской государственности. Больше того, молдавские земли были разделены между разными административными единицами, а молдавское население было смешано в одной административной единице с инонациональным. Границы административных единиц сложились по историческому (очередность присоединения) и географическому принципам.

Тем не менее, Бессарабия, где проживало компактное большинство молдаван, получила особый правовой статус. Этот статус не предполагал элементов государственности но местное население, разумеется феодалы, получило определенные права в управлении краем.

Молдавским боярам удалось сохранить старую систему управления краем и после присоединения Бессарабии к России. Желая упрочить свою социальную базу в Бессарабии, царизм в первые годы поддерживал это стремление и временно (с 1812 по 1828 годы) сохранил выгодное боярству административное устройство, существовавшие до этого в крае поземельные отношения, законы и обычаи.

По «Правилам временного правления Бессарабской областью» 1813 года управление Бессарабией осуществлялось гражданским губернатором (им был назначен молдавский боярин Скарлат Стурдза) и Временным областным правительством во главе с губернатором.

Бессарабия была поделена на девять цинутов, в каждый из которых губернатором назначались исправники из молдавских бояр. Им подчинялись околаши (волостные старшины).

В 1816 году в Бессарабии была учреждена должность наместника, при котором функционировал Временный комитет, а по «Уставу образования Бессарабской области» 1818 году были учреждены Верховный совет во главе с наместником в составе 11 человек и областной суд. Впоследствии этот порядок был отменен, и по «Учреждению для управления Бессарабской областью» 1828 года на ее территории была введена общерусская административная система. Запрещалось ведение делопроизводства на молдавском языке.

После присоединения Молдавии к России некоторое время сохранялись местные особенности и в судебных учреждениях. Но в 1818 году при наместнике был учрежден областной суд в составе уголовной и гражданской палат. Уголовный суд руководствовался русскими, гражданский – молдавскими законами, в том числе Шестикнижием Арменопуло.

Таким образом, в первой половине XIX века завершилось строительство, как отмечал В.О. Ключевский, «здания русской бюрократии» В его центре и на местах образовался сложный и многообразный механизм канцелярий, комиссий, комитетов, столов, которые заваливали всю страну потоками приказов, циркуляров, постановлений и других официальных документов. В этом бумажном море «входящих» и «исходящих» часто тонули насущные нужды и просьбы людей. Не случайно говорилось современниками той эпохи, что страной правит не император, а столоначальник.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.