КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чрезвычайное законодательство
В годы революционных событий особенно широко использовались чрезвычайные законы: «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 года) и «Правила о военном положении» (1892 года). Эти акты предоставляли, по существу, неограниченные права военным властям и полицейским органам в борьбе с революционным движением, давали возможность использовать военные суды и военно-уголовное законодательство. В 1905 году они действовали на территории, где проживало около 117 млн. человек. В местностях, объявленных на военном положении, судебные органы могли применять смертную казнь, как за многие политические, так и за общеуголовные преступления. 19 августа 1906 года Советом министров, по инициативе П.А. Столыпина, было введено положение «Об учреждении военно-полевых судов». Оно предусматривало их создание в местах, объявленных не только на военном положении, но и на положении «чрезвычайной охраны». Военно-полевым судам[60] было подсудно любое дело гражданских лиц, имевшее очевидно политический характер. Вопрос о предании военно-полевому суду решался генерал-губернаторами, «главноначальствующими» и лицами по их поручению. Дело рассматривалось в течение двух суток, без предварительного расследования, в закрытом заседании. Приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение суток. По приговорам военно-полевых судов в 1906-1907 годах. было казнено 1102 человека. Кроме того, без суда и следствия в 1905-1906 годах по распоряжению генерал-губернаторов во время карательных экспедиций было расстреляно 1172 человека. Каратели, кроме того, применяли массовую порку участников беспорядков, забивая людей до смерти. Особенно много смертных приговоров было вынесено после подавления первой русской революции, в годы реакции. Указ о военно-полевых судах не был утвержден Думой и перестал действовать в 1907 году. Но после их упразднения продолжали использоваться военно-окружные суды, которые мало чем отличались от военно-полевых. По официальным данным, за 1906-1909 годы военно-окружными судами было приговорено к смертной казни 6193 человека, а всего царскими судами в 1907-1909 годах. было осуждено по политическим делам более 26 тыс. человек. К каторжным работам в 1906-1911 годы приговорили 66 638 человек. За эти же годы 32 891 человек подверглись административной высылке. Используя чрезвычайное законодательство, правительство крайне ограничило объявленные Манифестом 17 октября права и свободы. В нарушение рабочего законодательства предприниматели снижали заработную плату, рабочий день повсеместно удлиняли до 10-12 часов, а в ряде отраслей - до 15 часов. Проводились массовые увольнения рабочих (локауты) с целью избавиться от «зачинщиков» забастовок и увеличить спрос на рабочие места. Временные правила о печати[61] провозглашали отмену общей и духовной цензуры. Но значение этой прогрессивной меры существенно снижалось введением целого ряда требований и условий, при наличии и соблюдении которых могло быть выдано разрешение на издание печатного органа. Так, следовало сообщать администрации о цели издания, о его программе. Местные власти могли наложить запрет на издание и возбудить уголовное дело против издателей, редакторов и авторов. Уже в 1906 - начале 1907 года началось массовое преследование демократической печати: - запрещались издания, накладывались штрафы, возбуждались судебные дела. Всего за 1906-1911 годы были закрыты 978 газет и журналов. За 1907-1910 годы. аресту подверглись 1236 книжных публикаций. Наиболее жёсткие ограничения вводились на территориях, объявленных на чрезвычайном или военном положении. С 4 марта 1906 года стали действовать «Временные правила о собраниях». Без предварительного разрешения административных властей разрешалось проводить только собрания членов законно существующих (зарегистрированных) обществ или союзов. Устройство «разовых» публичных собраний (митингов) существенно ограничивалось: они могли проводиться только с разрешения административных или полицейских властей. Если, по мнению полиции, собрание могло угрожать «общественному спокойствию и безопасности», разрешения не давали. В случае нарушения установленных предписаний в ходе проведения собрания, оно могло быть распущено, а его организаторов привлекали к административной или уголовной ответственности. Принятые одновременно «Временные правила об обществах и союзах» разрешали создание профсоюзов. Но их деятельность также существенно ограничивались. Так, министр внутренних дел имел право закрывать общества и союзы, если их деятельность «признаетсяим угрожающей общественному спокойствию или безопасности». Проект устава общества или союза должен был представляться на утверждение административным властям. В случае если усматривалось, что деятельность общества или союза отклонилась от устава, общества или союзы могли быть запрещены. В ходе и после революции профсоюзные организации подвергались преследованиям. Многие из них были закрыты. Закрывались и другие легальные рабочие организации - культурно-просветательские и т.п. Всего с 1906 по 1910 год было закрыто около 500 профсоюзов. Однако, несмотря на все преследования, запреты, значительное сокращение прав и свобод, завоеванных народом в годы первой русской революции, полностью их отменить самодержавный режим не смог. «Уголовное уложение» 1903 года
В годы первой русской революции и в последующие «годы реакции» продолжали действовать «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года (в редакции 1885 года) и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1884 года). Но массовые антиправительственные выступления вынудили царские власти ужесточать уголовное законодательство. Большую роль в этом сыграло новое «Уголовное уложение», разработка которого началась в 1881 года Комиссии по его составлению было указано уделить главное внимание «области посягательств на государство и его строй». Проект подготовили к 1895 году, Государственный Совет его рассмотрел и в 1903 году он был утвержден Николаем II. По ряду причин новое «Уголовное уложение» в действие полностью не вводилось. Его отдельные главы и статьи вводились отдельными указами на протяжении нескольких лет. Часть проекта «Уложения» осталась вообще нереализованной. Новое «Уголовное уложение» объединяло «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Оно включало 687 статей, которые разделялись на две части: Общую и Особенную. Общая часть содержала 72 статьи, в которых давались более четкие определения понятия преступления, оснований наступления уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения преступления и других общих положений уголовного законодательства. На содержание Общей части оказали влияние основные принципы буржуазного уголовного права. Впервые определялось пространство действия закона - вся территория Российской империи. Закон одинаково распространялся на всех пребывающих на ней лиц. Преступление определялось как «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Возраст наступления уголовной ответственности был изменён с 7 до 10 лет. Субъектом преступления признавалось вменяемое физическое лицо, достигшее десятилетнего возраста. Субъективная сторона выражалась в совершении преступления умышленно либо по неосторожности. Приготовление и покушение на преступление подлежали наказанию в случаях, установленных законом (в основном, это относилось к тяжким преступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания. Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учинённого несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника. Особенная часть разделялась на 37 глав, которые включали 615 статей. В них определялась ответственность за преступления, виды которых подробно перечислялись. Наиболее тяжкими считались преступления против веры, против императора и государства, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограждающих общественную и личную безопасность, и некоторые другие. Более четко, по сравнению с предыдущим законодательством, определялись признаки составов отдельных преступлений. Вместе с тем следует отметить, что казуальность, характерная для «Уложения» 1845 года, в полной мере преодолена не была. Уложению 1903 года были присущи две тенденции, свойственные развитию всего уголовного права России в начале ХХ века. Первой из них являлось изменение уголовного законодательства в соответствии с принципами буржуазного уголовного права. Это проявлялось в формальном определении понятия преступления (как деяния, воспрещенного во время его учинения законом под страхом наказания), в стремлении ограничить казуальность, в более четком определении оснований наступления уголовной ответственности и т.п. Второй тенденцией являлось усиление ответственности за государственные преступления. Главы об ответственности за бунт против верховной власти, о преступных деяниях против «священной особы» императора и членов императорского дома, о государственной измене и о смуте вводились в действие в 1904-1906 годы, в условиях бурного развития революционной борьбы. За совершение таких деяний, а также за участие в «сообществе», организованном для посягательства на изменение формы правления России, за размножение, хранение или провоз из-за границы сочинений революционного характера «Уголовное уложение» устанавливало тяжкие наказания. В специальной главе «О смуте» перечислялись все основные формы революционной борьбы того времени, которые подлежали уголовной ответственности. К ним относились: организация «скопищ»; подстрекательство «к ослушанию предъявленному требованию разойтись»; ведение революционной пропаганды, призывающей «к учинению бунтовщического или изменнического деяния»; произнесение публичных речей или публичное чтение сочинений «бунтовщического или изменнического» характера. Особые статьи устанавливали ответственность за пропаганду «преступных учений», распространение революционной литературы, за организацию стачки и т.д. Усиление межгосударственных противоречий в начале ХХ века обусловило введение ответственности за передачу, сообщение иностранным государствам тайных сведений, документов и предметов и т.п. Одна из глав «Уложения» - «О государственной измене» - устанавливала уголовное преследование за шпионаж, как во время войны, так и в мирное время. В 1912 эти статьи были дополнены новым законом об ответственности за государственную измену. Для системы наказаний «Уголовного уложения» характерны: - большая соразмерность (по сравнению с прежними актами) уголовных наказаний тяжести содеянного; - возможность для судебных органов при определении меры наказания учитывать обстоятельства совершения преступления и уменьшать или увеличивать меру наказания; - более точно определенные санкции. Сложная система наказаний, характерная для Уложения 1845 года и сохраненная в редакции 1885 года, была упрощена. Все наказания делились на: главные, дополнительные и заменяющие. Главными считались: смертная казнь, поселение, заключение в исправительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф. Они назначались за совершение государственных и других тяжких преступлений. Характерно, что в военно-уголовном законодательстве до марта 1917 года сохранялись и телесные наказания для нижних чинов, зачисленных в разряд «штрафованных». К дополнительным наказаниям относились: лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, помещение в работный дом, конфискация имущества. Заменяющими наказаниями являлись: принудительное лечение, опека.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |