Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чрезвычайное законодательство




В годы революционных событий особенно широко использовались чрезвычайные законы: «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спо­койствия» (1881 года) и «Правила о военном положении» (1892 года). Эти акты предос­тавляли, по существу, неограниченные права военным властям и полицейским органам в борьбе с революционным движением, давали возможность использовать военные суды и военно-уголовное законода­тельство. В 1905 году они действовали на территории, где проживало около 117 млн. че­ловек. В местностях, объявленных на военном положении, судебные органы могли применять смертную казнь, как за многие политические, так и за обще­уголовные преступления.

19 августа 1906 года Советом министров, по инициативе П.А. Столыпина, было введено положение «Об учреждении военно-полевых судов». Оно предусматривало их создание в местах, объявленных не только на военном положении, но и на положении «чрезвычайной охраны». Военно-полевым судам[60] было подсудно любое дело гражданских лиц, имевшее очевидно политический характер. Вопрос о предании военно-полевому суду решался генерал-губернаторами, «главноначальствующими» и лицами по их поручению.

Дело рассматривалось в течение двух суток, без предварительного расследо­вания, в закрытом заседании. Приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение суток.

По приговорам военно-полевых судов в 1906-1907 годах. было казнено 1102 человека. Кроме того, без суда и следствия в 1905-1906 годах по распоряжению генерал-губернаторов во время карательных экспедиций было расстре­ляно 1172 человека. Каратели, кроме того, применяли массовую порку участников беспорядков, забивая людей до смерти.

Особенно много смертных приговоров было вынесено после подавления первой русской революции, в годы реакции. Указ о военно-полевых судах не был утвержден Думой и перестал действовать в 1907 году. Но после их упразднения продолжали использоваться военно-окружные суды, которые мало чем отличались от военно-полевых. По официальным данным, за 1906-1909 годы военно-окружными судами было приговорено к смертной казни 6193 человека, а всего царскими судами в 1907-1909 годах. было осуждено по политическим делам более 26 тыс. человек. К каторжным работам в 1906-1911 годы приго­ворили 66 638 человек. За эти же годы 32 891 человек под­верглись административной высылке.

Используя чрезвычайное законодательство, правительство крайне ограничило объявленные Манифестом 17 октября права и свободы. В нарушение рабочего законодательства предприниматели снижали заработную плату, рабочий день повсеместно удлиняли до 10-12 часов, а в ряде отраслей - до 15 часов.

Проводились массовые увольнения рабочих (локауты) с целью избавиться от «зачинщиков» забастовок и увеличить спрос на рабочие места.

Временные правила о печати[61] провозглашали отмену общей и духовной цензуры. Но значение этой прогрессивной меры существенно снижалось введени­ем целого ряда требований и условий, при наличии и соблюдении кото­рых могло быть выдано разрешение на издание печатного органа. Так, следовало сообщать администрации о цели издания, о его программе. Местные власти могли наложить запрет на издание и возбудить уголовное дело против издателей, редакторов и ав­торов.

Уже в 1906 - начале 1907 года началось массовое преследование де­мократической печати: - запрещались издания, накладывались штрафы, воз­буждались судебные дела. Всего за 1906-1911 годы были закрыты 978 газет и журналов. За 1907-1910 годы. аресту подверглись 1236 книжных публикаций. Наиболее жёсткие ограничения вводились на территориях, объявленных на чрезвычайном или военном положении.

С 4 марта 1906 года стали действовать «Временные правила о собрани­ях». Без предваритель­ного разрешения административных властей разрешалось проводить только собрания членов законно существующих (зарегистрированных) обществ или союзов. Устройство «разовых» публичных собраний (митингов) существенно ограничивалось: они могли проводиться только с разрешения ад­министративных или полицейских властей. Если, по мнению полиции, собрание могло угрожать «обществен­ному спокойствию и безопасности», разрешения не давали. В случае нарушения установленных предписаний в ходе проведения собрания, оно могло быть распущено, а его организаторов привлекали к административной или уголовной ответственности.

Принятые одновременно «Временные правила об обществах и союзах» разрешали создание профсоюзов. Но их деятель­ность также существенно ограничивались. Так, министр внутренних дел имел право закрывать общества и союзы, если их деятельность «признаетсяим угрожаю­щей общественному спокойствию или безопасности».

Проект устава общества или союза должен был представляться на утверждение административным властям. В случае если усматривалось, что деятельность общества или союза отклонилась от устава, общества или союзы могли быть запрещены.

В ходе и после революции профсоюзные организации подвергались пресле­дованиям. Многие из них были закрыты. Закрывались и другие ле­гальные рабочие организации - культурно-просветательские и т.п. Все­го с 1906 по 1910 год было закрыто около 500 профсоюзов.

Однако, несмотря на все преследования, запреты, значительное сокра­щение прав и свобод, завоеванных народом в годы первой русской революции, полностью их отменить самодержавный режим не смог.

«Уголовное уложение» 1903 года

 

В годы первой русской революции и в последующие «годы реакции» продолжали действовать «Уложение о наказаниях уголовных и исправи­тельных» 1845 года (в редакции 1885 года) и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» (1884 года). Но массовые антиправительственные выступления вынудили царские власти ужесточать уголовное законодательство.

Большую роль в этом сыграло новое «Уголовное уложение», разработка которого началась в 1881 года Комиссии по его составлению было указано уделить главное внимание «области посягательств на государство и его строй».

Проект подготовили к 1895 году, Государственный Со­вет его рассмотрел и в 1903 году он был утвержден Николаем II. По ряду причин новое «Уголовное уложение» в действие полностью не вводилось. Его отдельные главы и статьи вводились отдельными указами на протяжении нескольких лет. Часть проекта «Уложения» осталась вообще нереализованной.

Новое «Уголовное уложение» объединяло «Уложение о наказаниях уголовных и исправи­тельных» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Оно включало 687 статей, которые разделялись на две части: Общую и Особенную.

Общая часть содержала 72 статьи, в которых давались более четкие опре­деления понятия преступления, оснований наступления уголовной от­ветственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения престу­пления и других общих положений уголовного законодательства.

На содержа­ние Общей части оказали влияние основные прин­ципы буржуазного уголовного права. Впервые определялось пространство действия закона - вся территория Российской империи. Закон одинаково распрост­ранялся на всех пребывающих на ней лиц.

Преступление определялось как «деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Возраст наступления уголовной ответственности был изменён с 7 до 10 лет.

Субъектом преступления признавалось вменяемое физи­ческое лицо, достигшее десятилетнего возраста.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступ­ления умышленно либо по неосторожности.

Приготовление и покушение на преступление подлежали наказанию в случаях, установленных законом (в основном, это относилось к тяжким пре­ступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.

Соучастниками признавались лица, действующие заведо­мо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учинённого несколькими лицами. Закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника.

Особенная часть разделялась на 37 глав, которые включали 615 статей. В них определялась ответст­венность за преступления, виды которых подробно перечислялись. Наиболее тяжкими считались преступления против веры, против императора и государст­ва, против порядка управления, за нарушение постановлений, ограж­дающих общественную и личную безопасность, и некоторые другие. Более четко, по сравнению с предыду­щим законодательством, определялись признаки составов отдельных преступлений. Вместе с тем следует отметить, что казуальность, ха­рактерная для «Уложения» 1845 года, в полной мере преодолена не была.

Уложению 1903 года были присущи две тенденции, свойственные развитию всего уголовного права России в начале ХХ века.

Первой из них являлось изменение уголов­ного законодательства в соответствии с принципами буржуазного уго­ловного права. Это проявлялось в формальном определении понятия преступления (как дея­ния, воспрещенного во время его учинения законом под страхом на­казания), в стремлении ограничить казуальность, в более четком определении оснований наступления уголовной ответственности и т.п.

Второй тенденцией являлось усиление ответст­венности за государственные преступления. Главы об ответственности за бунт против верховной власти, о преступных деяниях против «священной особы» императора и членов императорского дома, о государственной измене и о смуте вводились в действие в 1904-1906 годы, в условиях бурного развития революционной борьбы. За совершение таких деяний, а также за участие в «сообще­стве», организованном для посягательства на изменение формы правле­ния России, за размножение, хранение или провоз из-за границы сочи­нений революционного характера «Уголовное уложение» устанавливало тяжкие наказания.

В специальной главе «О смуте» перечислялись все основные формы революционной борь­бы того времени, которые подлежали уголовной ответственности. К ним относились: организация «скопищ»; подстрека­тельство «к ослушанию предъявленному требованию разойтись»; ве­дение революционной пропаганды, призывающей «к учинению бунтовщического или изменнического деяния»; про­изнесение публичных речей или публичное чтение сочинений «бунтовщического или изменнического» характера.

Особые статьи устанавливали ответственность за пропаганду «преступных учений», распространение революционной литературы, за организацию стачки и т.д.

Усиление межгосу­дарственных противоречий в начале ХХ века обусловило введение ответственности за передачу, сообщение иностранным государствам тайных сведений, документов и предметов и т.п. Одна из глав «Уложения» - «О государственной измене» - устанавливала уголовное преследование за шпионаж, как во время войны, так и в мирное время. В 1912 эти статьи были дополнены новым законом об ответственности за государственную измену.

Для системы наказаний «Уголовного уложения» характерны:

- большая соразмерность (по сравнению с прежними актами) уголовных наказаний тяжести содеянного;

- возможность для судебных органов при определении меры наказания учитывать обстоятельства совершения преступления и уменьшать или увеличивать меру наказания;

- более точно определенные санкции.

Сложная система наказаний, характерная для Уложения 1845 года и сохраненная в редакции 1885 года, была упрощена. Все наказания делились на: главные, дополнительные и заменяющие.

Главными считались: смертная казнь, поселение, заключение в исп­равительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф. Они назначались за совершение государственных и других тяжких преступлений. Характерно, что в военно-уголовном законодательстве до марта 1917 года сохранялись и телесные наказания для нижних чинов, зачисленных в разряд «штрафованных».

К дополнительным наказаниям относились: лишение всех или особенных прав со­стояния, звания, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью, по­мещение в работный дом, конфискация имущества.

Заменяющими наказаниями являлись: принудительное лечение, опека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.