КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение принципов управления экономикой. Кредитно-банковская и налоговая реформы
Во второй половине 20-х годов перед страной встала проблема выбора стратегии дальнейшего социально-экономического и политического развития. Дело в том, что к 1926-1927 годам завершилось восстановление разрушенного первой мировой войной, революцией и гражданской войной хозяйства и был достигнут уровень 1913 года. Крах надежд на мировую революцию вынудил большевиков изменить главное направление развития советской государственности. Руководство страны ставит задачу построения социализма в одной отдельно взятой стране и берет курс на скорейшую индустриализацию для обеспечения экономической самостоятельности СССР. Средства для проведения форсированной индустриализации предполагалось собрать, во-первых, за счет «дани» с крестьянства; во-вторых, за счет установления жесткого режима экономии в стране и резкого снижения жизненного уровня населения; и, в-третьих, использованием массового применения «дешевого» труда заключенных. Процесс коллективизации начал разворачиваться еще в 1927-1928 годах. Сталин объявил 1929 год годом великого перелома. Тогда подчеркивалась постепенность перехода распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства на основе принципа добровольности. Переход к форсированной сплошной коллективизации, ее темпы и методы были определены в законе, принятом ЦИК и СНК СССР 1 февраля 1930 года, «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».
Осуществляется это командно-административными методами, игнорируя экономические законы: – усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны; ликвидируются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия. К 1930 году исчезают концессии, предоставленные иностранным предпринимателям. В мае 1929 года V Съезд Советов СССР после неоднократных пересмотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого пятилетнего плана. XIV съезд партии через год провозгласил ускорение темпов социалистического строительства («пятилетку в четыре года»). В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения. Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. В апреле 1928 года было заявлено о «саботаже» старой технической интеллигенции («шахтинское дело»). С этого времени начинается массовое изгнание обвиненных в «правом уклоне» или «чуждом социальном происхождении» сотрудников Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина. В 1930 – 1931 годы прошли многочисленные судебные процессы над «саботажниками» из среды «буржуазных специалистов» (процессы «Промпартии», «Крестьянской трудовой партии», специалистов ВСНХ и др.). Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих – членов партии негативно сказывалась на развитии производства. В июне 1931 года была сделана попытка остановить этот процесс. Были осуждены уравниловка в оплате труда, «спецсредство», слишком быстрое выдвижение неквалифицированных людей в руководство предприятиями. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничения доступа их детей к высшему образованию). Важнейшим инструментом управления централизованной экономикой стало планирование. В начале 20-х гг. планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 году были составлены контрольные цифры для всего народного хозяйства в целом. В 1929 году был принят первый перспективный (пятилетний) план развития. С этого времени «косвенное регулирование» вытесняется моментами непосредственного управления. Организационные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, картели) с 1929 года стали ориентироваться исключительно на план. Реорганизация управления промышленностью, проводимая в 1929 году, учитывала это обстоятельство;
– в декабре 1929 года Сталин на конференции аграрников выдвинул положение о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. В декабре 1930 года специальная комиссия разрабатывала программу борьбы с кулачеством. В состав так называемого кулачества включались три категории крестьян: 1) кулаки, занимавшиеся «контрреволюционной деятельностью»; 2) кулаки, не оказывающие активного сопротивления власти; 3) кулаки, признанные лояльными по отношению к власти. Представители первой и второй категории подвергались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории переселялись (в пределах областей, где они проживали) на необработанные земли. Раскулачивание проводили специальные комиссии, состоявшие из: первого секретаря партийного комитета, председателя исполнительного комитета и руководителя местного отдела ГПУ. Списки раскулачиваемых составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. В марте 1930 года принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. К концу 1931 года снизилось поступление зерновых государству, и в деревню был направлен новый контингент уполномоченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 года был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка государственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозаготовительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны;
– политика коллективизации проводилась с нарушением принципа добровольности в отношении крестьян, которые не хотели идти в колхоз. На апрельском (1929) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. Более умеренный план преобразований, предложенный Госпланом, подвергся радикальному корректированию. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены по сравнению с планируемыми ранее. В июне 1929 года началась массовая коллективизация. Центральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получал дополнительные полномочия. Тысячи рабочих направлялись в деревню, туда же были направлены многочисленные партийные активисты и работники ГПУ. К осени 1929 года заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломаны. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации, в январе 1930 года специальная комиссия Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 1930 года сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. Другие зерновые районы планировалось коллективизировать годом позже. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись). Итоги коллективизации: Законодатель закрепил итоги коллективизации в двух актах, первый из которых был принят в разгар коллективизации, второй – после ее завершения – «примерных уставах сельскохозяйственной артели» 1930 и 1935 годов. В Уставе 1930 года отмечалось, что полевые наделы колхозников обобществляются и создается единый земельный массив. Обобществляется также рабочий и товарно-продуктовый скот, семенные, кормовые запасы, хозяйственные постройки. В личном пользовании остаются приусадебные участки, в личной собственности – постройки, молочный скот, мелкий инвентарь и т.п. Прием в члены артели производился правлением, решения которого утверждались общим собранием. Кулаки и лица, лишенные избирательных прав, в артель не принимались. В сентябре 1932 года принимается постановление ЦИК и СНК «О создании устойчивого землепользования колхозов», закрепившее за колхозами имеющиеся у них земли, переделы земель были запрещены. В том же году постановлением ЦК ВКП (б) указывается на необходимость создания унифицированных бригад. В1933 году были установлены примерные нормы выработки и расценки в трудоднях (новой форме оплаты труда) для колхозников. С ноября 1934 года Наркомзем начинает подготовку нового примерного Устава, в котором содержались конкретные указания. Давался перечень средств производства и имущества, которые обобществлялись или оставались в личной собственности колхозного двора. Эти нормы были различны в зависимости от районов страны, где формировался колхоз (вся территория в этой связи делилась на четыре региона). Усиление плановых и централистических начал сказалось в положении ст. 6, установившей обязанности колхоза вести хозяйство по установленному государством плану. Прием в колхоз стало осуществлять собрание, а не правление. Исключение из колхоза могло быть обжаловано в райисполком. В качестве основной формы организации труда Устав закреплял бригаду, в качестве оплаты – трудодень (как единицу измерения качества и количества труда) и сдельную оплату. Вводились обязательные нормы выработки. Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования повела к существенным преобразованиям кредитной системы. Уже в 1927 году целый ряд частных кредитных организаций (ОВК) закрываются в связи с выявившимися в их деятельности «спекулятивными тенденциями». В мае 1932 года запрещается частным лицам открывать магазины и лавки. В январе 1930 года было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В предшествующей реформе период существовал порядок расчетов поставщика с покупателем, при котором средства снимались со счета покупателя независимо от его согласия и от акта получения товара (коммерческое кредитование). С 1930 года эта форма кредитования запрещается и заменяется банковским. Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению (для определенных хозяйственных целей). Госорганам, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. На основании планов кредитования, составленных ВСНХ и Госбанком, последний мог кредитовать госпредприятия; перераспределение кредитов между предприятиями также должно было осуществляться по согласованию с Госбанком. Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией системы управления промышленностью. 2. Советский государственный аппарат в конце 20-х – 30-х гг. XX в.
На рубеже 20 – 30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП (б) – ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной. В 30-е годы сложился культ личности Сталина, режим его личной диктатуры. Сталин еще в 1928 году обосновал тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Между тем не было никаких социальных предпосылок для усиления классовой борьбы. Если в 1928 году общая численность населения СССР составляла 152,4 млн, то в 1939 году 170 млн. Буржуазия составляла в 1928 году – 4,6%, в 1939 году их уже нет, индивидуалы – крестьяне, кустари в 1928 году – 74,9%, в 1939 году – 2,6% рабочие и служащие в 1928 году – 17,6%, в 1939 году – 50,2%, колхозники и кооперативные кустари: в 1928 году – 2,9%; в 1939 году – 47,2%.
Признаки советского общества: – огосударствление всех сфер жизни. В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестоким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах. – жесткая вертикаль власти с харизматическим лидером. Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата, и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии – это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти – они являются также командным составом руководящих государственных органов». Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей: «партия – орден меченосцев». – репрессии и внеэкономическое принуждение в обществе. Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма», «Лениным наших дней». – отрицание опыта Запада; – закрытость страны. Сложилась аномальная, противоестественная, но исторически оказавшаяся неизбежной, модель нового общественного строя – авторитарно-мобилизационный социализм с тоталитарными извращениями (Ю.П. Титов).
Функционирование высших государственных органов
Еще в 1927 году был реорганизован аппарат ВСНХ: вместо единого центрального управления государственной промышленностью (с его директорами – отделами) были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности Планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк – трест – предприятие. Директор предприятия действовал по доверенности и от имени треста, участвовал в работе треста по составлению производственных планов. С 1929 года центр оперативного управления перемещается с треста на предприятие. Расширились пределы заводского и цехового хозяйствования (по положению 1927 года хозрасчетным был только трест). Система синдикатов упразднялась, вместо них создавались отраслевые (союзные и республиканские) объединения, (областные) тресты и (районные) промышленные комбинаты. ВСНХ продолжал руководить общесоюзной и республиканской (через республиканские СНХ) промышленностью, кустарной промышленностью, осуществлял регулирование снабжения и сбыта, планирование. XVII съезд партии в начале 1934 года сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата и партии, разукрупнение профсоюзных объединений. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств. Вывод: Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация – децентрализация, ужесточение регулирования – либерализация и т.п.). Основными итогами ее становления стали: сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики. Централизация правоохранительной системы В конце 1933 года было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР. На прокуратуру СССР возлагались обязанности: – по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции; – за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; – за законностью действий органов милиции, ОГПУ; – по поддержанию обвинения в суде. С 1936 года все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения наркомюстов республик.
Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 году созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание, орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительные трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать решения Особого совещания в Президиум ЦИК СССР. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |