Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право после окончания Великой Отечественной войны




 

После войны государству и обществу было необходимо решить сложную задачу – восстановить разрушенную экономику.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о пятилет­нем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг. Ставилась основная цель: восстановить пострадавшие районы, достичь довоенного уровня промышленности и сель­ского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных раз­мерах. План успешно выполнялся. Уже в 1948 г. был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия в 1946г. была переименована в Советские Вооруженные Силы, ВКП(б) — в Коммунистическую пар­тию Советского Союза. Параллельно со старыми партийными орга­нами создавались новые структуры, подконтрольные только предсе­дателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секре­тариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.

В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР (соответственно были переименованы СНК союзных респуб­лик). В феврале 1947г. создаются комиссии законодательных пред­положений обеих палат Верховного Совета.

После окончания войны в местностях, где ранее существовало военное положение, восстанавливались обычная подсудность воен­ных трибуналов и обычный порядок их деятельности. Указ Президи­ума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. установил ответст­венность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судов.

В 1945 – 1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных пре­ступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и дру­гие злодеяния.

Во время войны выборов в Советы не было. После ее окончания в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год — в Верховные Советы союзных и автономных республик. При этом был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР до 23 лет, а для депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик — до 21 года. В декабре 1947 г., в январе-феврале 1948 г. прошли выборы в местные Советы во всех союзных республиках.

После принятия Конституции СССР 1936 г. изменились наиме­нование, структура, компетенция ряда государственных органов. По­этому Верховный Совет СССР в марте 1946 г. создал Редакционную комиссию для выработки предложений об изменении Конституции.

В марте 1946 г. количественный состав Президиума Верховного Совета СССР был сокращен на 9 человек (из прежних 42) с целью пре­вращения его в более оперативный орган. В феврале 1947 г. была не­сколько расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных догово­ров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дип­ломатических рангов и иных специальных званий. В резолюции Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 6 августа 1951 г. отмечалось, что он объединяет работу Совета Союза и Совета Национальностей.

По окончании войны были упразднены чрезвычайные и другие органы, вызванные потребностями военного времени (в то же время в системе НКВД продолжали действовать неконституционные структуры, которые «приговаривали» тысячи невиновных людей к самым суровым мерам, вплоть до расстрела).

В 1946 г. произошли дальней­шие изменения в высших органах управления СССР, союзных и ав­тономных республик. В марте этого года Верховный Совет Союза принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов – в министерства.

Поиски лучшей организации управления народным хозяйством привели к разукрупнению ведомств, созданию новых отраслевых ор­ганов. В феврале 1947 г. в стране уже имелось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства. Однако вскоре этот про­цесс сменяется обратным. В 1948-1949 гг. происходит объединение ряда министерств. В результате к марту 1949 г. их количество умень­шилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских.

В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

В области управления промышленностью отраслевой принцип в 1957 г. был заменен территориальным, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы).

Однако тенденция к децентрализации управления не смогла раз­виться, в ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. централизованная система управления вновь воссоздается: образуется Высший совет народного хозяйства, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Гос­строй и другие комитеты, заменившие в 1957 г. упраздненные минис­терства).

В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были прове­дены две важнейшие реформы. Первая заключалась в ликви­дации МТС и передаче сельхозтехники в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам свя­зывалась с повышением ими закупочных цен в 1953—1954 гг. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал нало­говый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.

Вторая важная реформа осуществила очередное укрупнение кол­хозных хозяйств, создание «колхозных союзов», способных эффек­тивно развивать индустриальную базу. Это преобразование позже стало производиться в рамках идеологии «сближения города и дерев­ни». В связи с этим стоит реформа структуры правящей партии, органы которой в 1962 г. были разделены по территориальному признаку на городские (занимающиеся делами промышленности) и сельские. Реформа упразднила районные партийные организации, чьи полномочия переносились на «производственные зоны». Пар­тийная реформа оказалась в явном противоречии с идеей «сближе­ния города и деревни» и единства экономической системы.

Пленум ЦК КПСС в декабре 1957 г. принял также решения о переориентации работы профессиональных союзов, их включение в производственный процесс (конкретные задачи были определены: «борьба за экономию», проверки выполнения коллективных догово­ров, активизация производственных совещаний на предприятиях, контроль за сферой «соцбыта» и охраной труда). Партийно-совет­ская система управления, трансформированная в военных условиях, после войны приобретает новые черты и вырабатывает новые меха­низмы.

Существует монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, идейные оппоненты рассматриваются как политические враги. Мораль подчиняется политической целесообразности. Практикуется масштабный государственный террор, используемый для достижения социального единообразия и единомыслия, а также как средство управления и контроля.

В результате применения чрезвычайных мер в стране фактически были задушены все ростки политической оппозиции - не только реальные, но и потенциальные.

Из письма в прокуратуру: «Пишет Ощепкова Ирина Павловна, 1932 года рождения, проживает в Омске: в ноябре 1937 года мой отец был арестован по ст.58 и был отправлен в деревню Верхняя-Чебула. Дальнейшая его судьба неизвестна. Нас было четверо у мамы и она была беременна пятым ребенком. В конце ноября нас выгнали из дома на улицу. Потом арестовали мать и ребенка она родила уже в тюрьме. Добрые люди помогали нам. Меня определили в няньки. Младших взяли в детдом. Я пыталась поступить в фабрично-заводское обучение, но меня дважды не брали из-за отца. Мне пришлось поменять тогда фамилию и имя. В настоящее время я пытаюсь восстановить правду о своем отце. Помогите мне в этом».

Справка: Каюрин Павел Александрович, 1895 года рождения, отец, приговорен 17.10.37г. постановлением тройки УНКВД Новосибирской области, по ст.58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, реабилитирован посмертно.

В послевоенный период в сфере правового регулирования эконо­мики договор вновь становится одним из важнейших стимулов, де­лаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 года Совет Министров СССР принял поста­новление «О заключении хозяйственных договоров», в котором за­креплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями; локальные – между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязатель­ных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

Колхозное право. Новый устав сельхозартели 1956 года разрешил колхозникам самим определять размеры приусадебного участ­ка, количество скота, находящегося в личной собственности, минимум трудодней, а обязательные поставки и натуроплаты заменил закупом. Из­менились и принципы оплаты труда в колхозах: вводилось ежемесячное авансирование и форма денежной оплаты по дифференцированным рас­ценкам труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.