КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание правовых основ рыночных отношений
Текст лекции IV. Литература II. Воспитательные цели I. Учебные цели Л Е К Ц И Я по дисциплине «История государства и права России» по специальности 030901.65 «юриспруденция»
Тема № 26. Превращение РСФСР в независимое государство. Государство и право РФ
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол №______ от «______» _______________ 2012 г.
Санкт-Петербург Цель проведения данной лекции – сформировать у обучающихся представление о превращении РСФСР в независимое государство; о государстве и праве РФ Формирование у обучающихся правовой культуры и чувства гордости за свое Отечество. III. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)
Основная 237. Власов В.И. История государства и права России: конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс. – 2004. 238. Дрожжин В.А., Карпикова И.С., Сальников В.П. Схемы по истории государства и права. Ч.2. – Л., 1989. 239. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2004. 240. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник для вузов – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004. 241. История государства и права России. Учебник / Под. ред. Ю.П. Титова. – М., 1999. 242. История государства и права России. Ч 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.
Дополнительная
4. Российское законодательство Х – ХХ вв. Тт. 4,5,6. - М., 1986, 1987, 1988. В апреле 1991 года союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового Союзного договора. Однако его подписание было сорвано путчем 19 – 21 августа 1991 года. Его начало было положено созданием Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который заявил о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. ГКЧП фактически отстраняет М.С. Горбачева от выполнения президентских функций, блокируя его в южной резиденции Форос. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. После неудачной попытки государственного переворота 19 августа 1991 года начался распад государственного аппарата: Съезд народных депутатов СССР был распущен, вместо кабинета министров появился практически безвластный межреспубликанский экономический комитет, большинство союзных министерств ликвидировалось. Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики в сентябре 1991 года добились от СССР признания их независимости. Государственный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Сильно сократился аппарат КГБ. Одновременно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР. Стремясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант Союзного договора. Но Союз уже окончательно распадается. В начале декабря 1991 года Украина объявила о своей независимости (после референдума). 8 декабря 1991 года главы республик России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук), Белоруссии (С.С. Шушкевич) в Минске заявили о прекращении действия союзного договора 1922 года, о том, что «Советский Союз более не существует» и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – Беловежское соглашение, открытое для всех государств бывшего Союза. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 11 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии). СНГ стало объединять 11 независимых государств. По форме государственного устройства СНГ не являлось даже конфедерацией, поскольку все властные полномочия получили республики, а центру достались лишь консультативные функции. М.С. Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР. Последним аккордом в драматических событиях 1991 года стало решение сессии ВС РСФСР о переименовании страны, ставшей отныне Российской Федерацией – Россией (Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»). Наступил принципиально новый этап в развитии российской государственности. Развитие рыночных отношений потребовало принятия специальных законов: «О товарных биржах и биржевой торговле» (февраль 1992 г.) и «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.). Эти акты были приняты на фоне нарастающих инфляционных процессов, усиления частнохозяйственных начал и экономического ослабления государственного сектора экономики. Для решения хозяйственных споров между предприятиями и более четкого урегулирования этой процедуры в марте 1992 г. принимается Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и вносится ряд соответствующих изменений в ГК и ГПК РСФСР. Экономическая политика конверсии в оборонной промышленности потребовала принятия в марте 1992 г. специального акта. В мае и июне 1992 г. принимаются законы, направленные на интенсификацию обращения объектов недвижимости: Закон о залоге и дополнения к Закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». В июне 1992 г. вносится ряд существенных изменений и дополнений в Гражданский кодекс, также ориентированных на развитие рынка и рыночных отношений. Тогда же, в июле 1992 г., принимается целый пакет законов, направленных на развитие новых экономических начал. Среди них: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Все основные положения этих актов позже (в конце 1994 г.) войдут в принятую Государственной Думой часть первую нового Гражданского кодекса. В декабре 1992 г. принимается закон, предоставивший гражданам право получать в частную собственность и на продажу земельные участки. Земля перестает быть монопольной собственностью государства. Вместе с тем правительство предпринимает меры по регулированию выходящих из-под контроля хозяйственных отношении. В феврале 1993 г. был образован Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Тогда же принимается правительственное постановление «О государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия». В апреле 1993 г. принимается Положение о Госкомитете Российской Федерации по промышленной политике. Однако начала хозяйственной децентрализации и автономии все шире вторгаются в экономику. В феврале 1993 г. принимается Указ Президента РФ «О мерах по регулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков» – широкая акция по приватизации государственной собственности предполагала оживление коммерческого оборота, частной инициативы и ослабление государственных монополий. В 1993 г. принимается ряд актов, регламентирующих процессы акционирования, а также направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности. В марте 1993 г. при Президенте учреждены Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, а правительство принимает постановление об усилении валютного и экспортного контроля. В апреле 1993 г. принимается Положение о Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкуренции. В мае 1993 г. формируется Совет по развитию предпринимательства при правительстве, в августе 1993 г. была образована Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп (в начале декабря 1993г.). В декабре 1993 г. делается попытка сформировать механизмы общегосударственного экономического регулирования: принимается Положение о Российском фонде федерального имущества и Положение о Продовольственной комиссии Совета Министров. Параллельно происходит регламентация деятельности налоговых и аудиторских служб. С конца декабря 1993 г. начинается реализация Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий. Легализируются новые формы собственности (трасты). В феврале 1994 г. создается Комиссия по товарным биржам при Госкомитете по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также принимаются акты о порядке лицензирования бирж и государственном комиссаре на товарной бирже. В мае 1994 г. с указа Президента начинается новый этап в реформе государственных предприятий – на базе ликвидируемых федеральных предприятий предлагалось создавать «казенные заводы». Параллельно уточнялась государственная налоговая политика в отношении государственных предприятий, и принимались меры по укреплению платежной дисциплины. Проблема неплатежей встала во весь рост: в июне принимается Указ «О продаже государственных предприятий — должников». Меры по обеспечению государственного управления экономикой предлагались также в июльском указе Президента РФ. Одновременно (март 1994 г.) была выработана и утверждена постановлением правительства Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, в сентябре 1994 г. принимается правительственное постановление об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику. В октябре 1994 г. были расширены полномочия правительства по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.
Тысячелетний путь развития российского права не завершен. Удивительно, но даже долгие периоды разрывов в национальной правовой традиции не меняют общей картины — российское право, как и российская государственность, — это единый процесс со множеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его национального характера прослеживаются в правовых построениях, структурах и языке права. Мы можем говорить о таких чертах, как приоритетность коллективных начал над индивидуальными, юридического лица над физическим, нечеткость правовых границ при определении прав собственника, большое число условностей в определении правового статуса субъектов правоотношения, переплетение (не всегда удачное) заимствованных и традиционных начал, поздний переход к формированию правовой системы, элементы правового нигилизма и широкая инициатива судов, вторжение административных начал в судебную деятельность и проч., и проч. На протяжении истории эти черты становились более или менее заметными, но, очевидно, имели место. 2. Конституционный кризис 1992 – 1993 гг. Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач: – создание новой системы управления; – выведение из кризиса уцелевших структур власти; – прекращение процесса «суверенизации» субъектов РФ. Становление новой российской государственности оказалось делом весьма сложным. Если кратко охарактеризовать развитие страны после развала СССР, то оно выглядело так: постсоветская Россия оказалась ввергнутой в глубокий, всеохватывающий кризис – политический, экономический и социально-культурный. Пришедшие к власти в России правые радикалы во главе с Ельциным Б.Н. выдвинули программу либеральных экономических реформ, воспринятую обществом как модель «шоковой терапии». Эта модель была опробована в 1992-1993 годах. Радикально-либеральная модернизация экономики сопровождалась политическими коллизиями. В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда. После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей. С весны 1992 г. Верховный Совет принимает ряд законов, регламентирующих деятельность и структуру местных органов власти. В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне – законы «О местном самоуправлении в РСФСР» и «О дополнительных полномочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; в июле – «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и «О закрытом административно-территориальном образовании». В июле и ноябре 1992 г. вносятся изменения в Закон о выборах народных депутатов местных советов. С начала 1992 года в верхних эшелонах власти развивается очередной конфликт. Парламент хотел лишить исполнительную власть особых полномочий, президент – избавиться от опеки представительной власти. И тогда все вспомнили о Конституции, при помощи которой можно перераспределить власть в свою пользу. Созданная по обоюдному согласию всех политических сил конституционная комиссия разрабатывает теоретическую концепцию парламентской республики, но президенту нужна была Конституция, решающая практические политические задачи. Поэтому уже зимой 1992 года в недрах президентского аппарата создается группа, которая должна была написать проект Конституции, отвечавшей требованиям президента. Когда эта работа была близка к завершению, президент подверг резкой критике проект, составленный конституционной комиссией. Верховный Совет РФ не остался в стороне от борьбы. Если президентом был предложен проект, в котором государственное устройство России представляло собой нечто среднее между президентской республикой и монархией, то парламент выработал альтернативный вариант, смысл которого сводился к лозунгу «Вся власть — Советам». Реорганизация системы высших органов власти и управления начинается с внесения изменений во внутренний порядок их работы. В феврале и июне 1992 г. вносится ряд изменений в регламент Верховного Совета РСФСР. В апреле 1992 г. ряд изменений и дополнений был внесен в текст Конституции РСФСР. В октябре 1992 г. был принят Закон «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации», в ноябре 1992 г. – внесены изменения в Закон «О выборах народных депутатов РСФСР». В декабре 1992 г. принимается Закон «О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации». В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Федерации о статусе представителей Президента в краях, областях, автономных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принимаются положения о Президентском Совете, о Совете глав администраций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового управления Президента. Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. 20 марта 1993 г. Президент издал Указ «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти». Происходит обострение межнациональных отношений в ряде регионов страны: вводится чрезвычайное положение в части Северо-Осетинской и части Ингушской республик. С целью урегулирования межнациональных противоречий и проведения устойчивой национальной политики в апреле создается Госкомитет по делам Федерации и национальностей. Обострение политической борьбы вызвало необходимость принятия Указа «О мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций». Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции. В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению правопорядка в Российской Федерации. Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето. В начале июня 1993 г. президентским указом устанавливается порядок работы Конституционного совещания. В сентябре 1993 г. принимается Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В сентябре же издаются указы «О досрочных выборах Президента Российской Федерации», «О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации». Выборы народных депутатов были назначены на 26 сентября и 3 октября. Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти. Ликвидация советской системы приняла в центре крайние формы (события 3 – 4 октября 1993 г.), на местах этот процесс протекал спокойнее. Уже в конце сентября 1993 г. был издан Указ «Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы» и постановление правительства «О мерах по усилению охраны общественного порядка». 4 октября 1993 г. Москва объявляется в состоянии чрезвычайного положения со всеми вытекающими правовыми последствиями. Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала. Формирование новых органов власти начинается с октября 1993 г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание «Белого дома» 5 октября передается под резиденцию правительства. Одновременно издается Указ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота». Через два дня — Указ «О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве». 7 октября 1993 г. был издан Указ Президента «О Конституционном Суде Российской Федерации». 11 октября 1993 г. – Указ о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября 1993 г. принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Российской Федерации. Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октября 1993 г. проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Российской Федерации. При Президенте учреждается Комиссия законодательных предположений. Указом Президента в декабре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации. В январе 1994 г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч. Защита свободы информации потребовала создания общей Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-экономических консультаций, а в августе 1994 г. – управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания. В июне указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. На преодоление кризиса власти был направлен Указ 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» – акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве. Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.). Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти и Положение о проведении конкурса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Российской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о федеральной государственной службе. После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации». 22 октября принимается Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Принимаются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую областную Думу. В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы? В конце октября 1993 г. принимаются указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменяются собраниями представителей, думами, муниципальными комитетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994 г. создается специальное Управление Администрации Президента по работе с территориями – делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одновременно был издан Указ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления». В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, делалась очередная попытка разграничить сферы влияния центра и мест.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |