Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика

Валютная политика представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм в области валютных отношений. Различается текущая и структурная валютная политика.

Текущая валютная политика – это совокупность мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, возможных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота. Текущая валютная политика традиционно осуществляется рядом государственных органов управления – Министерством финансов, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля и т.д. В рамках текущей валютной политики проводится регулирование конъюнктуры рынка посредством валютных интервенций, ограничений, субсидирования, диверсификации валютных резервов и т.д. Из текущей валютной политики можно особо выделить девизную валютную политику, которая представляет собой систему регулирования валютного курса через покупки и продажи иностранной валюты денежными властями (т.е. валютную интервенцию) и валютные ограничения.

Структурная валютная политика – это совокупность мероприятий, направленных на осуществление долговременных структурных изменений в международной валютной системе. Структурная валютная политика осуществляется на межгосударственном уровне (где координатором выступает МВФ) или уровне экономических группировок (союзов, объединений, ассоциаций) разных стран.

Всякая национальная валютная политика с правовой точки зрения зиждется на валютном регулировании, которое является системой, регламентирующей порядок международных расчетов и сделок с валютными ценностями. Валютные операции внутри страны регулируются государственными нормативными актами, а там, где отсутствует компетенция внутренних органов регулирования, – международными валютными соглашениями. На практическом уровне валютное регулирование реализуется через валютный контроль и контроль над движением капитала.

В западной литературе можно различить два вида определения валютного контроля. В узком определении валютный контроль трактуется как ограничения, лимитирующие право обмена национальной валюты на валюту иностранного государства. В более широком смысле валютный контроль представляет собой регулирование использования национальной валюты в международной торговле и финансах. Таким образом, в западной литературе под валютным контролем понимается система определенных ограничений, регламентирующая порядок проведения валютно-обменных или международных операций с участием национальной валюты.

Однако валютный контроль регулирует не столько сделки с национальной валютой, сколько операции с иностранной валютой и прочими валютными ценностями. Валютный контроль скорее следует определять как законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операции резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Кроме того, валютный контроль включает в себя надзор, регистрацию и учет операций с валютными ценностями. Посредством валютного контроля денежные власти (которыми могут выступать правительство, центральный банк или специализированное учреждение) регулируют валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. Наличие валютного контроля говорит о том, что вертируемостью, существующей в ряде развитых стран, и запретом на обратимость валют, который практиковался в социалистических странах и используется сейчас в большинстве развивающихся стран.

Принципы валютного регулирования:

- концентрация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

- лицензирование валютных операций – требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами или должниками иностранной валюты;

- полное или частичное блокирование валютных счетов;

- ограничение обратимости валют через установление дифференцированного режима конвертируемости для резидентов и нерезидентов.

Следует различать формы валютных ограничений по сферам их применения.

Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса:

- блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

- обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизным банкам;

- ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии;

- ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

- запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

- запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

- регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.

Валютные ограничения по операциям, связанным с движением капитала, могут быть направлены как на стимулирование притока капиталов, так и на сдерживание притока капиталов.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:

- лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

- контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при представлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом; привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на эмиссию займов) с тем, чтобы они не оказывали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении;

- полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.

При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым операциям:

- депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков;

- запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам;.

- обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

- запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте;

- введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте. В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или, что более вероятно, банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает государственному учреждению – центральному банку;

- ограничение ввоза валюты в страну;

- ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;

- применение принудительных депозитов.

Введение валютных ограничений часто сопровождается установлением множественности валютных курсов, т.е. введением дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. При этом многие валютные счета были блокированы, а дисконты по отношению к официальному курсу валюты, например, в Германии, колебались в пределах от 10 до 90%. После Второй мировой войны многие страны-члены МВФ в нарушение его Устава практиковали множественность валютных курсов. Так, во Франции было установлено десять валютных курсов. В Турции до середины 1960-х гг. наряду с завышенным официальным курсом национальной валюты применялись и другие дифференцированные курсы для разных видов экспорта. С введением конвертируемости валют в большинстве промышленно развитых стран их курс был унифицирован, однако отдельные государства периодически вводят множественность курсов в форме двойного валютного рынка. Большинство развивающихся стран не приняло обязательства по отмене валютных ограничений в соответствии со статьей VIII Устава МВФ и пользуется льготами переходного периода. Так, некоторые страны Латинской Америки, хотя официально и отменили валютные ограничения, фактически продолжают их применять.

Валютный контроль целесообразно использовать в нескольких целях:

- Снижение дефицита платежного баланса и стимулирование определенных видов экспорта и импорта.

- Защита фиксированного валютного курса и сохранение золотовалютных резервов.

- Уменьшение возможностей для несоответствующего движения в краткосрочном периоде валютного курса реальному положению дел в экономике.

- Пресечение нежелательного влияния перетоков «горячих денег» и защита международной меновой стоимости национальной валюты.

- Снижение волатильности обменного курса валют, возникающей вследствие деятельности валютных спекулянтов.

Как показывает практика международных отношений, в большинстве случаев власти прибегают к мерам валютного контроля для того, чтобы сохранить автономность внутренней экономической политики и защитить национальный рынок от негативного влияния, оказываемого дефицитом торгового баланса, растущим внешним долгом или в целях управления движением капиталов. Таким образом, первичной целью валютного контроля (так же как и целью подержания в некоторых случаях неконвертируемости) является защита внутренней экономики от отрицательного воздействия международного рынка.

Опыт развития стран с рыночной экономикой продемонстрировал, что для некоторых государств поддержание стандартного валютного режима ведет к возникновению продолжительного дисбаланса на внутреннем рынке. Этот дисбаланс может выражаться, например, в накоплении чрезмерно объемного долга или росте инфляции, стимулирующей обесценение национальной валюты. Дисбаланс препятствует проведению автономной экономической политики, вследствие чего власти вынуждены использовать административные средства регулирования экономики.

Оба известных валютных режима обладают недостатками. В системе фиксированного обменного курса защита валютного паритета ведет к значительной потере золотовалютных резервов центральным банком. Истощение резервов дает возможность спекулянтам предпринять атаку на валютный курс, что рано или поздно оборачивается пересмотром уровня фиксации обменного курса либо переходом на плавающий валютный курс. В системе плавающего курса там, где финансовые рынки разных стран глубоко интегрированы между собой, национальные экономические политики находятся во взаимосвязанном состоянии. Синхронное изменение цен и процентных ставок в странах с плавающим валютным курсом неизбежно ведет к развитию дисбаланса счета текущих операций и нестабильному валютному курсу.

В результате увеличение стоимости импорта из-за обесценения национальной валюты стимулирует инфляционное давление и тормозит процесс рефинансирования или погашения внешнего долга. Возможность противостояния валютным атакам на обменный курс в условиях плавающего валютного курса является показателем приспособляемости экономической политики к резким изменениям процентных ставок.

Все эти минусы валютных режимов иллюстрирует ход развития международных валютных отношений. Исторически первым режимом валютного курса был фиксированный обменный курс. В 1944 г. в Бреттон-Вудсе была учреждена международная система фиксированных курсов, одним из основных положений которой являлась конвертируемость доллара США в золото. В послевоенный период золотые резервы Соединенных Штатов составляли 80% от общемировых резервов. В течение 1960-х гг. рост американских военных расходов и инвестиций за пределами США вылился в дефицит торгового баланса, который привел к тому, что золотые резервы стали резко падать. Зато золотые резервы европейских и японского центральных банков быстро увеличивались. В начале 1971 г. американские золотые резервы покрывали не более 1/3 зарубежных вкладов в долларах США. Опасаясь изменения уровня фиксации золотого паритета, инвесторы начали вывозить капиталы с американского рынка. В результате в марте 1973 г. под напором валютных спекуляций ведущие центральные банки были вынуждены отказаться от системы фиксированных курсов и перейти к плавающему курсу.

В 1960-х гг. ранние критики системы фиксированных курсов полагали, что только гибкие валютные курсы способны обеспечить приемлемую степень автономности и устойчивости экономической политики. Прошли десятилетия, и теперь специалисты предпочитают отмечать не достоинства, а недостатки системы гибких валютных курсов – финансовую нестабильность и взаимозависимость экономик разных стран.

С крахом Бреттон-Вудской системы неопределенность в денежно-кредитной сфере, царившая в 1970-х гг., привела к возникновению инфляционных волн, которые гуляли по мировому рынку. Для отдельно взятой страны инфляционное давление проявлялось в значительном росте цен на сырье и образовании спирали росте цен – рост заработной платы.

Инфляцию можно считать главной проблемой 1970-х гг. Новая международная валютная система, опирающаяся на несколько ключевых резервных валют, привела к тому, что финансовые рынки стали высокочувствительными к ожиданиям рыночных игроков. Произвольные перемещения капиталов, порожденные изменением ожиданий, лишь обнажили неспособность денежных властей проводить самостоятельную экономическую политику.

В результате страны, чьи валюты не играли особой роли на международном рынке, в целях поддержания стабильности начали или объединяться в валютные блоки, либо ограничивать конвертируемость национальных валют.

Образование Европейской Системы в 1977 г. представляет один из таких примеров реакции группы стран на международную финансовую нестабильность. Идя на формирование Механизма Обменных Курсов в ЕЭС, европейские страны первоначально стремились обезопасить себя от резких колебаний процентной ставки в Америке, которые были не редкостью в тот период времени. Основными проводниками идеи валютных блоков в 1960-х и 1970-х гг. можно считать Роберта Манделла и Рональда МакКиннона, усердно ратовавших за создание в системе плавающих курсов нескольких зон с фиксированными валютными паритетами.

Введение валютного контроля является альтернативным вариантом реакции на повышенную финансовую нестабильность. Пик наиболее изощренных мер валютного контроля приходится на 1980-е гг., когда, несмотря на рост мировой торговли, многие страны продолжали поддерживать валютные ограничения. Среди экономистов-сторонников валютного контроля следует выделить Джеймса Тобина, который настойчиво рекомендовал использовать контроль над краткосрочным движением капитала.

Ограничение конвертируемости является единственным средством защиты национальной экономики от негативного влияния внешнего рынка в двух случаях:

- экономика не обладает свойствами самодостаточности и устойчивости, что в условиях плавающих валютных курсов приводит к неизбежному возникновению экономического дисбаланса;

- власти не в состоянии справиться с внезапным кризисом доверия в системе фиксированного валютного курса.

Сейчас в мире главенствуют плавающие курсы, и поскольку они подходят не для каждой страны, достаточно большое число стран придерживаются валютного контроля.

Для этих стран введение полной конвертируемости равнозначно финансовому кризису. В целом же система плавающих курсов на общемировом уровне характеризуется диспропорциями развития в пользу стран-эмитентов резервных валют. Тем не менее, некоторые монетаристы, в частности, Милтон Фридмен, пытаются представить систему плавающих курсов как инструмент, объединяющий разнообразные национальные валюты в одну нейтральную валюту. Однако на практике эта концепция оказывается несостоятельной при рассмотрении дисбаланса на рынке труда и внешних платежей.

Продолжительная практика использования валютного контроля может показаться тем более удивительной, что с течением времени происходит рост международной торговли, который сопровождается увеличением числа стран, участвующих в торговле, и диверсификации мирового экспорта. А ведь рост международной торговли должен происходить в условиях снижения внешнеэкономических ограничений. Однако этому есть простое объяснение. Страны, использующие валютный контроль, находятся на более ранних стадиях экономического развития. Несмотря на рост мировой экономики и, в частности, международной торговли, разрыв между развитыми и развивающимися странами продолжает сохраняться, что и обусловливает продолжительную практику валютного контроля. Наличие валютных ограничений в данном случае иллюстрирует прямую взаимосвязь между товарным обращением и обращением средств платежа. Эта связь играет решающую роль в эволюции валютного контроля.

В предыдущем разделе речь шла, в основном, об использовании валютного контроля в качестве инструмента регулирования валютно-финансовых отношений между странами. Однако помимо операций с капиталом валютный контроль также регулирует внешнеторговые операции. В этой связи можно говорить о том, что валютный контроль затрагивает две стороны международных экономических отношений: торговую и финансовую. Подобная двойственность валютного контроля иллюстрируется распределением ролей среди международных институтов, ответственных за развитие мирового рынка.

Сфера внешнеэкономического регулирования находится в сфере внимания двух международных институтов: ГАТТ/ВТО и МВФ. Роль ГАТТ/ВТО состоит в снятии барьеров на пути международной торговли, а роль МВФ согласно первой статье его Устава от 1944 г. заключается в ослаблении валютных ограничений и постепенном переходе к полной конвертируемости.

Как нетрудно заметить, оба аспекта международных экономических отношений – торговый и финансовый – взаимосвязаны между собой. Направленность и уровень внешней торговли зависят от международных финансовых и платежных условий. Развитие международной торговли, в свою очередь, стимулирует расширение банковских филиальных сетей и финансовых инноваций. В случае т.н. «невидимой торговли» оба аспекта объединяются.

Термин «невидимые» операции применяется для обозначения статей платежного баланса, не относящихся к экспорту или импорту товаров. «Невидимая торговля» включает в себя платежи и поступления иностранной валюты по таким статьям, как фрахт, страхование, проценты и дивиденды, ценные бумаги, кредиты и займы, туризм, денежные переводы и т.д. Торговый и финансовый аспекты также объединяются в случае предоставления различного рода специализированных услуг, связанных с созданием зарубежных филиальных сетей (например, инвестиционная и страховая деятельность, консалтинг, взаимодействие торговых палат и т.д.). Специализированные услуги играют стратегическую роль в международной торговле: они создаются и потребляются, главным образом, транснациональными корпорациями, занимающими ведущие позиции в мировой торговле. В данном случае свободное передвижение международных капиталов и самостоятельный выбор платежных условий является одним из ключевых показателей развития экономики.

«Невидимая торговля» не относится к области внешнеэкономических отношений, не подверженных государственному регулированию, поскольку степень свободы в проведении «невидимых» операций критическим образом зависит от либерализации движения капитала. А эта сфера длительное время оставалась под жестким контролем государства.

ОЭСР, которая уже в 1950-х гг. определила либерализационный кодекс для «невидимой торговли», в 1970-х гг. признала свое бессилие в попытках дерегулирования, особенно в части отстаивания прав ведения бизнеса на территории иностранных государств. Наиболее сильное сопротивление либерализации оказывали развивающиеся страны, где регулирование сферы услуг считается стратегическим направлением государственной политики.

Тем не менее, на многосторонних переговорах в рамках «Токийского раунда», продолжавшихся с 1972 по 1979 г., Соединенные Штаты добились либерализации «невидимой торговли» среди стран-участниц ГАТТ/ВТО.

Помимо взаимосвязи между торговлей товарами и торговлей капиталом (как в случае «невидимых» операций) следует различать взаимозависимость между различными формами контроля над валютно-обменными и торговыми операциями. Ни для кого не секрет, что денежные власти и представители частного сектора нередко используют валютный контроль для того, чтобы дополнить или, наоборот, пресечь некоторые виды операций. Например, в среде жесткого контроля над валютно-обменными операциями рыночные игроки могут сознательно манипулировать платежными условиями и проводить фиктивные или фальсифицированные торговые операции с тем, чтобы избежать ограничительных мер. Денежные власти в ответ могут пойти на дальнейшее ужесточение валютного контроля, но теперь уже в области внешнеторговых операций.

Подобные примеры реакции властей были изучены рядом экономистов, результатом чего стало создание модели эволюции валютного контроля. В конце 1970-х гг. Крюгер, Бхадвати и МакКиннон рассмотрели наиболее типичные формы контроля торговых и валютно-финансовых связей между странами. Также были проанализированы торговые ограничения в одиннадцати развивающихся странах. По мнению исследователей, следует выделять пять этапов эволюции валютного контроля, которые не обязательно следуют друг за другом:

1. Создание универсального и однородного контроля над импортом. Обычно данный тип контроля используется во избежание растущего дефицита платежного баланса.

2. Введение дифференцированного контроля над внешнеторговыми операциями с тем, чтобы стимулировать отдельные виды импорта или экспорта.

3. Смягчение властями валютного контроля. Однако попытка отказа от прямого контроля (или отмена системы квот) может привести к девальвации национальной валюты.

4. Возможный возврат власти к ситуации, характерной для второго этапа эволюции валютного контроля, либерализация внешней торговли, замена квоты тарифами.

5. Введение полной конвертируемости по текущим операциям, которые теперь начинают подвергаться обложению таможенными пошлинами.

Крюгер и Бхадвати полагают, что либерализация торговли, венчающая эволюцию валютного контроля, представляет собой отмену всех типов квот. По их мнению, даже если власти заменяют квоты на таможенные пошлины, внешнюю торговлю можно считать либерализованной. Такой подход ведет к появлению на теоретическом уровне двух проблем. Во-первых, согласно теореме международной экономики квоты и таможенные пошлины эквивалентны по своей сути, поскольку производят одинаковый эффект. Вовторых, изменение внешнеторговых ограничений должно вести к созданию более оптимального режима, что не наблюдается на практике. Страны не редко даже предпочитают сохранять невыгодный (с точки зрения структуры торговли) внешнеторговый режим. Каким образом можно было бы объяснить эти феномены? Крюгер и Бхадвати указывают на то, что условия, необходимые для выполнения теоремы эквивалентности, на практике никогда не выполняются. Распределение импортных лицензий в случае с квотами ведет к изменению распределения ресурсов на внутреннем рынке. Таким образом, квотирование выступает инструментом влияния на структуру национальной экономики. Таможенные пошлины таким эффектом не обладают. Как справедливо отмечает МакКиннон, власти, распоряжаясь монопольным правом квотирования, распределяют лицензии только среди привилегированных участников рынка. Тем самым они однозначно дают понять рынку, какие отрасли и предприятия следует считать приоритетными. Импортные лицензии гарантируют предприятиям доступ к ограниченным ресурсам, таким как капитал. Слабый внутренний финансовый рынок, характеризующийся дефицитом капитала, способен профинансировать только приоритетные отрасли, которые, гарантируют доходность и возврат заемных средств. В системе таможенных пошлин экономика не обладает столь однозначным механизмом распределения ограниченных ресурсов, поскольку рынок должен самостоятельно, методом проб и ошибок, выявить приоритетные отрасли и предприятия. Подобное объяснение, учитывающее состояние внутреннего финансового рынка, позволяет понять, почему некоторые страны продолжают сохранять «невыгодный» внешнеторговый режим. По всей видимости, слабый финансовый рынок, испытывающий дефицит капитала, является одной из основных причин ограничения свободного обращения валют.

Люди нередко задаются вопросом, что же заставляет страны придерживаться валютного контроля. Ведь ему присуще больше недостатков, чем преимуществ. С одной стороны, валютный контроль оказывает негативный экономический эффект: ограничение развития внешней торговли, нарушение международных экономических связей и т.д. С другой стороны, валютный контроль предоставляет широкие возможности для мошенничества и манипулирования платежными условиями, что сводит на нет все валютные ограничения. Наконец, функционирование системы валютного контроля обходится отнюдь не дешево с точки зрения административных издержек и бюджетных расходов. Как нередко замечают противники ограничений, валютного контроля придерживаются в основном слабые правительства, для которых легче и выгодней использовать простые бюрократические меры регулирования, чем проводить непопулярные реформы, выводящие экономику на новый уровень развития и делающие ненужными всякие ограничения.

Критики валютного контроля могут так думать не без оснований, однако их доводы разбиваются об аргументы сторонников валютного контроля, которые полагают, что без валютных ограничений невозможно справиться с одной из главных опасностей современного мира финансов – масштабным перемещением спекулятивного капитала. Вне зависимости от того, сильным или слабым финансовым рынком обладает национальная экономика, внутренний рынок всегда подвержен рискам бегства капитала и спекулятивных атак. Под их влиянием финансовый рынок теряет стабильность, в результате чего ни одна традиционная валютная система не в состоянии противостоять спекулятивному движению капитала. Еще в 1937 г. английский экономист Джоан Робинсон подвергла критике постулат, гласящий, что валютная система стремится с равновесию обменных курсов валют. Скорее наоборот, существуют весомые доказательства того, что традиционные валютные системы с легкостью допускают переоценку или недооценку обменных курсов.

Это и объясняет, почему страны должны прибегать к таким дополнительным средствам защиты внутреннего рынка, как валютный контроль.

Дискуссия сторонников и противников валютного контроля позволяет определить, что формирует политику внешнеэкономических ограничений. Во-первых, как справедливо отмечают приверженцы валютного контроля, необходимость ограничений обусловлена состоянием финансового рынка и типом валютной системы. Таким образом, с одной стороны валютный контроль зависит от внешнего фактора – международных финансовых рынков. Во-вторых, согласно критикам, указывающим на кроющиеся за системой ограничений скрытый бюрократизм и явно нерыночные тенденции, валютный контроль определяется текущей экономической политикой властей, т.е. внутренним фактором. Например, если правительство, главным образом, состоит из консерваторов-государственников», оно обычно стремиться к сохранению ограничений на внешнеэкономическом уровне. Если же, наоборот, правительство формируется из реформаторов и поборников принципа «laissez fair», то власти будут стремится ослабить внешнеэкономические ограничения с перспективой полного отказа от них. Проведенное деление на «консерваторов» и «реформаторов», конечно, носит условный характер, но оно позволяет обозначить направление текущей экономической политики властей. Взаимодействие обоих факторов – внутреннего и внешнего – можно проследить на примере развития валютного контроля в мировой экономике.

Один из первых наиболее ярких примеров использования валютного контроля относится к Великобритании семнадцатого века. В тот период времени валютное законодательство (которое носило название «Royal Exchange») было принято совместно с мореходным законодательством («Navigation Acts»). Их совместное действие позволило обеспечить расширение британской империи как раз к моменту начала заката испанского и нидерландского экономического могущества. В данном случае упорядочение валютного регулирования произошло под воздействием внутреннего фактора, поскольку финансовый рынок никакой роли в начальной стадии роста британской империи не сыграл – в начале семнадцатого века лондонский Сити не проявлял той активности, которая ему будет присуща позже.

Другой пример – фашистская Германия. Жесткие немецкие валютные ограничения в 1930-х гг. были прямым следствием автократических тенденций, присущих националсоциалистическому правительству. В то же самое время введение жесткого валютного контроля во Франции после 1936 г. произошло не под влиянием внутреннего фактора, а в результате того, что трехсторонний альянс (с Соединенными Штатами и Великобританией) потерпел неудачу и возникла необходимость защиты от спекулятивного движения капитала, инициированного финансовым кризисом.

Непосредственно в послевоенный период времени широкое распространение в Европе валютного контроля было уже напрямую связано с хрупкостью европейских финансовых рынков. Восстановление разрушенных экономик требовало больших капиталовложений, в результате чего рыночная ликвидность находилась на крайне низком уровне.

Любое сколь-либо значимое перемещение капиталов сквозь национальные границы приводило к росту волатильности валютных курсов и котировок ценных бумаг. Валютный контроль был необходим, чтобы предохранить внутренний рынок от потрясений. Частичная либерализация операций, связанных с движением капитала, стала возможной только после реализации Плана Маршалла, когда на европейский рынок хлынула американская финансовая помощь, а регулирование международного рынка было возложено на МВФ, ОЭСР и ГАТТ/ВТО.

Прошли десятилетия, и теперь растущая глобализация финансовых рынков создала в мире новую ситуацию, когда внутренний фактор отходит на задний план. Интеграция международных финансовых рынков постоянно стимулируется развитием новых информационных технологий и коммуникаций. С 1930-х гг., когда была открыта первая трансатлантическая линия связи, человечество сделало огромный шаг вперед. Создание глобальных межбанковских электронных сетей позволило объединить локальные валютные рынки в единый рынок валют. Рождение всеобщего рынка FOREX было положено в 1970-х гг., когда была организована SWIFT. За валютным рынком в 1980-х гг. благодаря автоматизации операций на фондовых биржах импульс преобразований получил рынок ценных бумаг. Все эти и другие изменения происходили совместно с значительным расширением международных товарных потоков и либерализацией внешнеэкономических режимов.

Тем не менее, прогресс мировой экономики отнюдь не означает, что валютный контроль постепенно уходит в прошлое. Развитие информационных технологий, позволившее вести круглосуточную торговлю финансовыми инструментами в автоматическом режиме, резко повысило возможности для сверхкраткосрочных спекулятивных операций, что лишь обострило проблему растущей глобальной нестабильности международной финансовой системы. Как следствие, в 1980-е и 1990-е гг. увеличилась частота финансовых кризисов. К наиболее типичным из них следует отнести октябрьский биржевой крах 1987 года и Азиатский кризис 1997-1998 гг., когда вирус кризиса мгновенно распространялся по всему миру. Ответом на финансовые пертурбации явился пересмотр практики внешнеэкономического регулирования. Малайзия, например, после потрясений Азиатского кризиса фактически закрыла внутренний рынок для международных капиталов. Но промышленно развитые страны и страны с открытой экономикой не могут себе позволить пойти по такому пути. Единственным выходом для них является или создание региональных экономических объединений (для групп небольших стран с открытой экономикой), гарантирующих стабильность на ограниченном пространстве, либо тесная координация национальных денежно-кредитных политик (для ведущих промышленно развитых стран). В целом же на общемировом уровне сохранить стабильность позволяет ужесточение «правил игры» на международном рынке. Если же это не произойдет, без адекватного международного регулирования страны могут снова вернуться к практике внешнеэкономических ограничений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Платежный баланс | Лекция 6. Международные финансовые операции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.