КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельности
Тема 3. Аттестация аудиторов и этические нормы аудиторской деятельности. План. 1. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. 2. Независимость аудитора и аудиторской организации. 3. Этика аудитора. Высокой уровень профессионализма аудиторов является залогом того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне. Именно поэтому государство в лице органов, на которые возложено регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как к только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и к уже имеющим статус аудитора, получившим квалификационный аттестат аудитора в установленном порядке. Требования к уровню профессионализма аудиторов определяются ст. 11 «Квалификационный аттестат аудитора» и ст. 12 «Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора» ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 2008 года.
Образование аудитора включает: · базовое образование; · практический опыт; · специальное профессиональное образование (в настоящее · свободное владение деловым русским языком. В соответствии с действующим законодательством под базовым образованием подразумевается высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования в отличие от закона 2001 г., где базовое образование требовалось экономическое или юридическое. Документами, подтверждающими базовое образование, являются: - диплом об окончании высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию; - диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра. Практический опыт работы определяется стажем работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее 3 лет. При этом не менее 2 лет из последних 3 лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации. Стаж работы исчисляется на день объявления результатов квалификационного экзамена. Документами, подтверждающими практический опыт, являются: · нотариально заверенная выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы по необходимой специальности; · справка аудиторской организации за подписью руководителя о работе в ней по совместительству с указанием даты и номера приказа о зачислении и увольнении с занимаемой должности, фактической продолжительности рабочего дня; · справка государственного фонда социального страхования, подтверждающая период работы для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и регистрационное удостоверение, патент, выданный органами местной власти, подтверждающие право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Перечень учебных дисциплин, программы и продолжительность по формам обучения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Программы по изучению учебных дисциплин включают в себя лекции, практические занятия по применению правовых нормативных актов, аудиторских стандартов и процедур, деловые игры, семинары, написание рефератов, лабораторные занятия в компьютерных классах и другие виды учебной работы. Продолжительность специального профессионального образования следующая: · для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих или бухгалтерских должностях, - не менее 240 ч аудиторных занятий при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения; · для других категорий претендентов на аттестат аудитора - не менее одного года очной или трех лет очно-заочной формы обучения. Подтверждает специальное профессиональное образование документ о получении специального профессионального образования. Аттестация аудита проводится в целях проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация ведется по следующим направлениям аудита: · в области общего аудита; · в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; · в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; · в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита). Если раньше лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдавался квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия, то сейчас квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией (ЕАК) и выдается единый квалификационный аттестат аудитора. ЕАК создается совместно всеми СРО аудиторов. Обязанность СРО аудиторов по участию в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности ЕАК закреплена Законе «Об аудиторской деятельности» от 2008 г. При этом установлено, что отказ СРО аудиторов от участия в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности ЕАК является основанием для исключения уполномоченным федеральным органом сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов. Порядок создания ЕАК должен быть установлен уполномоченным федеральным органом. При этом также предусмотрено, что с уполномоченным федеральным органом должны согласовываться учредительные документы ЕАК, а также вносимые в них изменения до их утверждения. Определены принципы, на которых основывается деятельность ЕАК. Это такие принципы, как: независимость, т.е. деятельность ЕАК должна осуществляться самостоятельно, неправомерное вмешательство в ее деятельность государственных органов (в том числе и уполномоченного федерального органа), органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций (в том числе и СРО аудиторов) либо отдельных граждан недопустимо; объективность, т.е. указанные органы и организации, а также отдельные граждане не должны оказывать влияние на формирование ЕАК своего мнения по вопросам, входящим в ее компетенцию; открытость и прозрачность, т.е. информация о деятельности ЕАК и принимаемых ею решениях должна быть доступна любым заинтересованным лицам, в том числе посредством размещения такой информации на сайте ЕАК, опубликования (обнародования) такой информации иными способами; самофинансирование, т.е. источником финансирования деятельности ЕАК должны являться только собственные доходы, а также установленные поступления от СРО аудиторов. Руководитель ЕАК в соответствии с Законом входит в состав рабочего органа СпАД, причем. Программа квалификационных экзаменов включает 5 разделов: «Аудит», «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Финансы», «Право». За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата. Размер и порядок взимания указанной платы, согласно данной норме, подлежат установлению ЕАК. Исходя из положений ст. 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" речь идет о сумме 2 тыс. руб. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма подлежат утверждению уполномоченным федеральным органом. Соответственно, следует ожидать издания нормативного правового акта Минфина России, в котором будут урегулированы данные вопросы. Неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение 2 последовательных календарных лет в соответствии с Законом является основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Установлено требование о прохождении аудитором обучения по программам повышения квалификации. Аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является. Функция организации прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации закреплена в Законе от 2008 года. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается СРО аудиторов для своих членов самостоятельно, но при этом СРО аудиторов обязано выполнять требование данной нормы о том, что минимальная продолжительность такого обучения не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Подтверждение соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации осуществляется СРО аудиторов в отношении своих членов, что и закреплено в качестве одной из обязанностей СРО аудиторов в п. 5 ч. 7 ст. 17 данного Закона. В срок не позднее 4 лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитора аудитор представляет подтверждение соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации. В дальнейшем аудитор подтверждает соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее 3 лет с момента предыдущего подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если: · установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; · вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; · установлен факт несоблюдения аудиторской тайны и независимости аудитора; · установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; · установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; · установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; · аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается СРО аудиторов, членом которой является аудитор. Возможность оспаривания решения СРО аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня получения указанного решения В то же время сложно говорить о возможности возврата указанных лиц к участию в осуществлении аудиторской деятельности или к осуществлению аудиторской деятельности ранее истечения 3-летнего срока со дня аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Аннулирование квалификационного аттестата аудитора, согласно п. 6 ч. 15 ст. 18 комментируемого Закона, влечет прекращение членства в СРО аудиторов. Прекращение же членства в СРО аудиторов по данному основанию, если со дня принятия решения о прекращении членства прошло менее трех лет, в соответствии с п. 5 ч. 12 указанной статьи является основанием для принятия СРО аудиторов решения об отказе в приеме в члены СРО аудиторов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |