Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет логики

ЛОГИКА – это наука о законах (ч.1) и формах абстрактного мышления (ч.2), методах получения выводного знания (ч.3) и доказательства его истинности (ч.4).

Проанализируем составные части предмета логики.

Сначала ч.2.

Мыслительный процесс человека разделяется на две ступени: чувственную и рациональную. Эти ступени имеют собственные формы мышления.

Чувственные формы мышления:

· Ощущения;

· Восприятия, как совокупность нескольких ощущений;

· Представления, как воспроизведение в сознании прошлых восприятий;

· Воображения, как новые комбинации прошлых восприятий.

На рациональной или абстрактной ступени мышления человек оперирует не чувственными образами вещей и явлений, которые сложились у него в сознании, а словами, которыми он обозначил эти вещи и явления. В этом и состоит абстракция, т.е. отрыв от реального образа и переход к его заместителю – слову. Переход от мышления чувственными формами к мышлению формами рациональными или логическими – это скачок от познания фактов и внешних свойств объектов к познанию сущности вещей и явлений. Итак, формы абстрактного мышления:

· Понятие, т.е. слово или группа слов – это мысль, выражающая сущность вещи или явления;

· Суждение или высказывание – это мысль, выражающая отношение между вещью (явлением) и каким-либо признаком;

· Умозаключение – это суждение вывода.

Теперь о ч.1 в определении предмета логики.

Законы в логике – это правила построения абстрактных форм мышления, т.е. понятий, суждений и умозаключений и связей между ними.

Логика занимается не самим процессом мышления (этим занимается психология), а выражением мышления в языке. Поэтому понятия, суждения и умозаключения рассматриваются в ней как особые типы языковых систем, а логическое мышление – как соблюдение правил перехода от одних языковых систем к другим языковым системам. В связи с этим теория логического вывода, т.е. правила перехода между языковыми системами, составляет суть современной логики.

Теперь поговорим о ч.3 и ч.4 определения предмета логики. Методом получения истинного выводного знания является соблюдение правил перехода от одних языковых систем к другим. Эти правила гарантируют сохранение истинности высказывания без обращения к опыту, т.е. без необходимости соотносить высказывание с реальностью при истинности исходных мыслей.

Пример №1.

Если Н совершил данное преступление, то он знает обстоятельства дела.

Установлено, что Н совершил данное преступление.

Вывод: Н знает обстоятельства дела. Логично? – Да.

Пример №2.

Если Н совершил данное преступление, то он знает обстоятельства дела.

Установлено, что Н знает обстоятельства дела.

Вывод: Н совершил данное преступление. Логично? – Нет.

Мы поменяли местами два высказывания, и логика нарушилась.

Таким образом, правильность или неправильность данного рассуждения не зависит от его содержания, а определяется только его формой.

Поэтому логика и называется формальной, что ее интересует, главным образом, форма рассуждений. Задача логически мыслящего человека – уметь выделить эту форму.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Предмет логики и ее значение в системе подготовки юристов | Логическая форма мысли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.