Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ревизия (аудит) бухгалтерской отчетности




Цели и задачи ревизии (аудита) бухгалтерской отчетности.

Вопросы.

ТЕМА 20. РЕВИЗИЯ (АУДИТ) БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

1. Целью аудита бухгалтерской отчетности является проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Для реализации этой цели аудиторам необходимо решить следующие задачи:

- проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности, увязку ее показателей;

- подтвердить правильность оценки статей отчетности;

- предложить внести (при необходимости) изменения в формы отчетности на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;

- проверить правильность формирования сводной отчетности.

Аудиторам следует подвергнуть проверке годовую бухгалтерскую отчетность предприятия в составе: «Бухгалтерский баланс» (форма 1), «Отчет о прибылях и убытках» (форма 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма 5), «Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма № 6).

При аудите бухгалтерской отчетности аудитор должен пользоваться Постановлением Министерства финансов РБ от 31.12.2011 г. № 111 «Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности». Данная инструкция устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, являются:

- показатели отчетности не подтверждены результатам инвентаризации (последняя проверка проведена формально, не по всем активам и обязательствам);

- допущены арифметические ошибки при подсчете показателей отчетности, округленных значений показателей;

- отсутствует взаимоувязка отдельных показателей различных форм отчетности;

- неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности.

 

2. В ходе проверки важно установить:

- дает ли баланс верное и объективное представление о состоянии активов и пассивов организации;

- составлена ли отчетность с учетом принятых принципов бухгалтерского учета;

- дает ли консолидированная отчетность верное и точное представление о финансовых результатах и т. п.;

- составлена ли бухгалтерская отчетность в полном объеме.

Проверку бухгалтерской отчетности необходимо начать с обобщенного рассмотрения отчетных форм.

При этом обращается внимание на заполнение адресной части, правильность заполнения отчетности по форме, наличие всех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок.

Далее необходимо провести счетную проверку, т. е. проверить сопоставимость и взаимосвязь показателей, отраженных в различных формах бухгалтерской отчетности.

Одной из важнейших форм отчетности организации является ее бухгалтерский баланс. При проверке правильности составления бухгалтерского баланса следует обратить внимание на следующие моменты:

- соответствие данных статей баланса на начало периода данным баланса за предшествующий период;

- подтверждение статей баланса на конец отчетного периода результатами инвентаризации;

- согласованность отдельных статей баланса с финансовыми, налоговыми органами и учреждениями банков;

- соответствие данных заключительного баланса оборотам и остаткам по счетам Главной книги (соответствующей машинограммы);

- сопоставимость данных баланса на начало и конец года. Проверка правильности составления баланса осуществляется по следующим направлениям: проверка правильности отражения в балансе основных средств и нематериальных активов; запасов; денежных средств; расчетных операций; собственных источников средств; полученных кредитов и займов.

На первом этапе проверки устанавливается соответствие данных вступительного баланса данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий период.

Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного балансов должны быть объяснены.

Каждая статья баланса на конец года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки, нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с дебиторами, финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны (т. е. подтверждены актами сверки).

Следует проверить правильность оценки статей баланса, расчета финансовых результатов, согласованность данных отчетов о движении источников собственных средств и данных приложения к балансу. После чего необходимо проконтролировать соответствие данных аналитического и синтетического учета по всем счетам, их взаимосвязь и соответствие данным Главной книги (соответствующей машинограммы) и форм бухгалтерской отчетности.

На следующем этапе проверяется состав и правильность заполнения форм бухгалтерской отчетности, их взаимоувязка, своевременность ее представления, обеспечение сопоставимости показателей за отчетный период с показателями за соответствующий период предыдущего года. Также особое внимание уделяется проверке своевременности и правильности исправления ошибок в отчетности и наличию пояснений в пояснительной записке о корректировке отчетности. Внесение исправлений в бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005 г. № 83.

Проверяя показатели отчета о прибылях и убытках (форма № 2), необходимо помнить, что элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации являются доходы и расходы организации.

В ходе проверки и анализа показателей отчета о прибылях и убытках (форма № 2) необходимо:

- подтвердить полноту и достоверность доходов и расходов организации за отчетный период;

- с помощью арифметической проверки убедиться в правильности определения величины показателей прибыли (убытка) организации;

- удостовериться в увязке показателей внутри формы, а также с показателями отчета об изменении капитала (форма № 3).

При проверке и анализе данных отчета об изменении капитала (форма № 3), который содержит информацию об остатках на начало и конец года фондов и резервов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учредительными документами, их изменении в течение года, а также о суммах прибыли и направлениях ее использования, необходимо:

- установить причины, вызвавшие изменения величины уставного фонда организации;

- подтвердить правильность расчета «чистых активов»;

- убедиться в наличии расшифровки создаваемых в организации резервных фондов и подтвердить фактическое их образование данными учредительных документов;

- подтвердить приведенные в отчете причины, вызвавшие изменения величины добавочного фонда;

- убедиться в правильности приведенной в отчете расшифровки распределения прибыли и остатка нераспределенной прибыли, а также суммы использованной прибыли;

- убедиться в увязке показателей внутри формы, а также с показателями бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Проверяя данные отчета о движении денежных средств (форма № 4), которые формируются на основе информации о потоках денежных средств с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, необходимо:

- подтвердить данные об остатках денежных средств по валютным счетам, т. е. правильность пересчета иностранной валюты в белорусские рубли;

- проанализировать и подтвердить достоверность данных по всем строкам отчета;

- подтвердить взаимоувязку отчетных показателей внутри формы, с показателями бухгалтерского баланса (форма № 1), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

При проверке данных приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), которое содержит информацию по составу отдельных активов и обязательств организации с приведением источников финансирования затрат по приобретению активов, структуру дебиторской и кредиторской задолженности и другие показатели, необходимо убедиться в достоверности всех данных приложения.

Следует обратить особое внимание на то, чтобы по группе статей «Основные средства» информация о поступлении и выбытии основных средств за отчетный год включала суммы переоценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При проверке раздела «Дебиторская задолженность» необходимо убедиться в реальности и достоверности данных этого раздела, в обоснованности выделения из общей суммы дебиторской задолженности «просроченной».

По всем разделам приложения к бухгалтерскому балансу необходимо проверить взаимоувязку показателей внутри разделов, а также увязку показателей формы № 5 с показателями бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета об изменении капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.