КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности первичного рынка
Яйца содержат полноценный комплекс незаменимых аминокислот, витаминов А, В1, В2, Д, Е. Жир яиц богат полиненасыщенными жирными кислотами, лецитином. Сырые яйца давать не следует, т.к. сырой белок плохо переваривается, а также вследствие пористости скорлупы яйца могут быть инфицированы. Масло в питании детей используется преимущественно сливочное. Детям после 3 лет можно готовить пищу частично на топленном коровьем масле, растительное масло (подсолнечное и др.) должно вводиться детям с 1-го года жизни, составляя 10-15% общего количества необходимых жиров. Свиное сало, говяжий жир в детском питании употреблять не рекомендуется, т.к. они наиболее тугоплавкие и плохо перевариваются и не содержат витаминов. Овощи, зелень, картофель, фрукты, ягоды являются обязательными в рационально составленном меню. В овощах содержится большое количество солей, витаминов, а также балластных веществ, являющимися регуляторами моторной деятельности желудочно-кишечного тракта. При отсутствии свежих овощей и фруктов, следует употреблять замороженные, консервированные, квашенные, сушенные. Крупы в питании детей должны быть представлены в разнообразном ассортименте рациона, в котором сочетаются злаковые и бобовые продукты, обладают более высокой питательной ценностью, чем чисто злаковые или бобовые. Сахар является почти чистый углевод, хорошо усвояемый организмом. В последние годы наблюдается стремление уменьшить в рационе сахарозы, т.к. с одной стороны является одной из главных причин развития кариеса зубов, а с другой гликемия, которая развивается в организме после приема сахарозы, вызывает большую нагрузку на инкреторный аппарат поджелудочной железы, что способствует появлению сахарного диабета. Хлеб является составной частью рациона. Для детей раннего возраста количество хлеба в среднем не должно превышать 100-150 г. в день. Начинают давать хлеб из высших сортов муки с постепенной заменой более низкими. С 2 лет детям обязательно дают к обеду черный хлеб, содержащий много балластных веществ и витаминов группы В. Супы (мясные и овощные) как сильные возбудители желудочной секреции обоснованы в питании детей. Необходимо учитывать, что при изменении режима питания меняется количество и активность пищеварительных соков. У детей, особенно раннего возраста, эти компенсаторные механизмы ограничены, поэтому значительные качественные и количественные изменения в пищевом режиме недопустимы.
Лекция Тема: «Период молочных зубов» (физическое и нервно-психическое развитие ребёнка) Период молочных зубов охватывает возраст от 1 года до 7 лет: А) преддошкольный (от 1 года до 3 лет) Б) дошкольный (от 4 до 7 лет).
Мы уже знаем, что для оценки физического развития детей основными показателями являются вес, масса тела, рост, длина тела, окружность головы и груди, а также общее состояние. После года вес прибавляется медленнее. В течение 2-го года вес ребёнка увеличивается на 2,5-3,5 кг, на 3-м году – на 1,5-2 кг. В последующие годы (до 7-8 лет) темпы нарастания сохраняются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. Ориентировочно вес ребёнка после года можно определить по следующей формуле: вес ребёнка в год (9,5 – 10 кг) + 2n, где n – число лет ребёнка, 2 – среднегодовая прибавка веса в кг. Можно также пользоваться формулой: 5 лет М = 20 кг - 2 кг + 3 кг т.е. на каждый недостающий до 5 лет год отнимать от 20 кг по 2 кг, а на каждый последующий после 5 лет год – прибавлять по 3 кг. За 2-й год жизни прибавка роста = 11 см, за 3-й – 8 см. Для приблизительного определения роста детей после года предложена формула: М = 75 + (5´n) см,
где n – число лет ребёнка, 5 – средняя прибавка роста за один год жизни, 75 – рост годовалого ребёнка.
Можно также использовать формулу: 5 лет р = 110 см - 8 см + 6 см
т.е. на каждый недостающий до 5 лет год отнимать от 110 см по 8 см, а на каждый последующий после 5 лет год - прибавлять по 6 см. Первый период вытяжения наблюдается у ребёнка в возрасте 5-6 лет, второй – в возрасте 11-12 лет. До 7 –летнего возраста окружность груди превышает окружность головы примерно на столько, сколько лет ребёнку. За весь второй год прирост окружности груди составляет 2,5 -–3 см, за 3-й год – 1,5-2 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й – на 1 см. В дальнейшем окружность головы нарастает ещё более медленно, а после 6 лет увеличивается всего на 5-6 см. В период от 2 до 7-8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем вес его изменяется незначительно. После рождения образуются новые мелкие борозды и извилины. Особенно энергично этот процесс совершается в первые пять лет, что приводит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга. Для клеток коры головного мозга процесс созревания нервных клеток завершается к 18-20 месяцам. В продолговатом мозге – к 7 годам. На 2 – 3-ем году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К двум годам словарный запас ребёнка должен состоять примерно из 200 слов. Нужно помнить, что речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно с ребёнком разговаривать правильно. 1-й год жизни является подготовительным периодом для развития у ребёнка активной речи. В возрасте 1-1,5 лет ребёнок понимает много слов, но сам говорит мало. Возраст 1,5-2 года очень важный и «видный» в становлении речи, т.к. именно в этом возрасте происходит резкий скачок в её развитии. 2-2,5 года – это возраст, относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года. 2,5-3 года малыш свободно пользуется речью. Активный словарь к 3-м годам достигает 1200-1300 слов. Происходит в полном смысле слова взрыв развития речи. Малыш говорит почти не закрывая рта, строит сложные предложения. К двум годам жизни кости ребёнка по своему строению приближаются к костям взрослого человека. В 2 года голова составляет 1/5 длины его тела, в 6 лет – 1/6; К 3-4 годам жизни появляется более или менее постоянная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной - лишь к 12 годам. Начиная с 6-7 лет, у девочек наблюдается большее развитие таза в ширину. К концу второго или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Количество зубов у ребёнка до 2 лет рассчитывается по формуле: X = П – 4,
где П – количество месяцев; Х – количество зубов.
В 6-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена зубов происходит в том же порядке, как они прорезывались. Заканчивается смена зубов к периоду полового созревания. Постоянных зубов – 32. В возрасте 1-3 лет ребёнок постепенно овладевает основными естественными движениями, свойственными человеку (ходьба, лазание, бросание и т.д.) Вначале 2-года дыхание становится смешанным; с 8 лет – различие: у мальчиков – брюшной; у девочек – грудной. Число дыханий в 1 минуту у детей в возрасте 2-3 лет 25-30 в 1 минуту; 5-6 лет – около 25 в 1 минуту, в старшем возрасте – 15-20 в 1 минуту. Легкие находятся в постоянном развитии в течение всего детства – происходит увеличение объема легких и дифференцирование легочной ткани. Бронхи узкие. Правый бронх шире левого. Нарастание массы сердца за весь период детства идет неравномерно. Наиболее энергично сердце растет в первые 2 года жизни. Первоначальный вес его 20-25 гр. удваивается к концу первого года и утраивается к 2-3 годам. В дошкольном возрасте рост сердца замедляется. У детей первые 1½ - 2 лет жизни сердца расположено поперечно и более высоко. После двух лет сердца начинает приобретать косое положение. Пульс у детей этого возраста более частый, чем у взрослого. Чем моложе ребёнок, тем пульс чаще: 2 года – 100-120 в 1 минуту 3 года – 100-110 в 1 минуту 4-5 лет – 80-100 в 1 минуту 6-7 лет – 70-100 в 1 минуту Артериальное давление у ребёнка ниже, чем у взрослого. АД максимальное после года определяется по формуле: АДmax. = 80 + 2П, где П – число лет Адmin. = от ½ до 2/3 максимального АД. У ребёнка раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, но уже с 4-х лет красный костный мозг начинает в некоторых костях перерождаться в жёлтый жировой. Кровь у ребёнка старше года: Эритроциты – 4,5´10 12/л, Гемоглобин – 130 –140 г/л Лейкоциты – 4-6´109 Тромбоциты – 200-300´109/л СОЭ – 5-10 мм/час.
В лейкоцитарной формуле постепенно нарастает количество нейтрофилов и уменьшается количество лимфоцитов. В возрасте 5-7 лет происходит второй физиологический перекрест между нейтрофилами и лимфоцитами. После года желудок из горизонтального (до 1 года) принимает более вертикальное положение. Сфинкер входной части его недоразвит. Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты. Как у взрослого, но меньшей активности. Кишечник относительно длиннее, чем у взрослого. Слизистая его более нежная и обильно снабжена кровеносными сосудами. Печень – самый крупный орган ребёнка. До 6-8 лет развитие печеночных клеток ещё не закончено. У детей до 7 лет печень может выступать из подреберья на 1,0-2,0 см. С 7 лет нижний край печени не пальпируется. Печень ребёнка функционально незрела. Дольчатое строение почек (эмбриональное) исчезает к 2 годам. Плотность мочи ниже, чем у взрослого: до 2 лет 1003-1005, после 2 лет 1009-1016. Вместимость мочевого пузыря у новорождённых детей – 50 мл., к году- увеличивается в 4 раза, к 9-10 годам достигает 600-900 мл. Чем моложе ребёнок, тем число мочеиспусканий больше. У новорождённых – 20-25 раз в сутки; у детей 2-3 лет – 10 раз; в дошкольном возрасте – 6-7 раз в сутки. Количество мочи до 10 лет определяется по формуле: Дсут = 600 + 100 (П-1),
где 100 – среднесуточное количество мочи в 1 год; П – число лет.
Лимфатические узлы относительно большие, функционально незрелы (недостаточно выражена их защитно-барьерная функция). Зобная железа – тимус - вилочковая железа вырабатывает лимфоциты. После рождения происходит нарастание веса и дифференцировка этой железы и к 8 –летнему возрасту она достигает своего предела, с 9 лет вилочковая железа подвергается обратному развитию (инволюции), паренхимия её постепенно замещается жировой тканью. Гормон роста гипофиза в первые 5 лет жизни занимает относительно меньшее значение; только около 6-7 лет становится заметным влияние этого гормона. В данном периоде ребёнок очень подвижен, любознателен, он находясь среди взрослых и детей, знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Игра в жизни ребёнка – это средство развития и познания жизни. Игра способствует развитию речи, вниманию, памяти и т.д. В игре возникают и оформляются основные хватательные движения, ходьба, лазание и др. Важное значение имеют игрушки, которые ребёнок должен видеть после 1-го месяца жизни. На 2-ом году жизни ребёнок начинает ощущать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Для детей этого возраста нужны легко моющиеся игрушки, а также яркие, простые по содержанию картинки для рассматривания. Игра для ребёнка на 3-м году должна быть более разнообразной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, кукольная одежда, разрезные картинки). В этом возрасте необходимо приучать ребёнка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам. В процессе игры ребёнок усваивает необходимые и доступные этому возрасту трудовые навыки. Особенно важно для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и создание всех условий для правильного режима в связи с повышенной чувствительностью к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Среди детей преддошкольного возраста наибольшее распространение имеет ряд инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия, корь, коклюш, в/оспа, дизентерия, гепатит, грипп. ОРВИ и другие). Это объясняется частым общением детей с окружающими, вследствие чего повышается возможность заражения, а также тем, что к этому времени дети уже утрачивают врожденный иммунитет. В этом возрасте ещё довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста чаще проявляется в виде тубинтоксикации, которая возникает только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании, ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму. В дошкольном возрасте организм ребёнка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета. Ребёнок всё теснее соприкасается с бытом взрослых и подвергается их воздействию. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие любознательности, отсутствия опыта и нередко недостатка надзора. Правильная организация среды и детского коллектива, введение в процесс игры элементов общественности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания. По уровню своего интеллектуального развития ребёнок к концу периода «молочных зубов» должен быть готов к поступлению в школу. Перед поступлением в школу важно своевременно выявить и провести коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, определить степень их готовности к обучению. Определение готовности к обучению в школе проводится в детской поликлинике по медицинским и психофизиологическим критериям. К медицинским критериям относят уровень биологического развития, состояние здоровья в момент осмотра, острую заболеваемость за предшествующий год. Зрелость ребёнка оценивается психофизиологическими критериями: качеству звукопроизношения, ряду специальных тестов. Первое обследование осуществляется осенью за год до поступления детей в школу. Ребёнку проводится психофизиологическое исследование, его осматривают узкие специалисты: оториноларинголог, офтальмолог, психоневролог, хирург-ортопед, стоматолог, педиатр. Детям с отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Детям, признанным не готовыми к школе при первом обследовании, в мае-апреле проводится повторный медицинский осмотр. Ребёнку проводят общий анализ крови и мочи, исследование кала на яйца глистов и все необходимые профилактические прививки, определяется группа для занятий физическим воспитанием, группа здоровья, даются рекомендации для медработников школ, занося все сведения в индивидуальную карту школьника (ф.026/у-80), которую выдают на руки родителям для предъявления в школу. Минимальное количество детей с первично выявленной патологией свидетельствует об эффективности диспансеризации в дошкольном возрасте.
Л Е К Ц И Я
ТЕМА: «ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ И ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОДЫ»
Говоря об этих периодах, необходимо напомнить, что препубертатный период или второй период детства (младший школьный возраст), укладывается в сроки у мальчиков 7-8 лет11-12 лет, у девочек 7-8 – 10-11 лет; пубертатный период (старший школьный или период полового созревания) делится на подростковый (мальчики от 12-13 лет до 16 лет; девочки от 11-12 лет до 15 лет) и юношеский (ювенильный) возраст - (мальчики с 17 лет, девочки с 16 лет). В препубертатном периоде продолжается совершенствование функций организма ребенка. В этом периоде усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Происходит увеличение мышечной массы органов и тела, вследствие чего выявляются недостатки физического развития. Основные заболевания данного периода: ожирение, нарушение осанки. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдается ревматизм, заболевание нервной системы, гастриты. Основная черта данного периода – нарушение осанки. Обращаемость к врачу – минимальная. Основная причина смертности в данном периоде – травматизм. Необходимо помнить, что пребывание в школьном коллективе, резкое увеличение нагрузок в этом периоде оказывает значительное влияние не только на формирующийся характер, но и на формирование хронических заболеваний у детей. В связи со всем выше изложенным понятно на сколько важно и ответственно четкое выполнение функциональных обязанностей мед. работниками, обслуживающими детей в образовательных учреждениях:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО
РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
1. Первичная профилактика (помощь врачу) - контроль за санитарно-гигиеническими условиями - контроль за правильной организацией учебно-воспитательного процесса - участие в составлении режима дня и занятий 2. Питание (помощь врачу) - бракераж готовой продукции - контроль за сан-гигиеническим состоянием пищеблока - контроль за выполнением натуральных норм при приготовлении блюд т.д. 3. Физическое развитие (совместно с врачом) - контроль за организацией физвоспитания 4. Гигиеническое воспитание в детском коллективе - формирование навыков здорового образа жизни - организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушения осанки и др. 5. Иммунопрофилактика - вакцинация - контроль за состоянием здоровья после вакцинации - подготовка к вакцинации детей из группы риска и т.д. 6. Мероприятия по обеспечению адаптации детей в образовательных учреждениях 7. Ведение документации (медицинская карта на ребенка – форма № 026, справки и др. 8. Диспансеризация - проведение скрининг – тестов (совместно с педагогами) по выявлению отклонений в состоянии здоровья детей - проведение назначенных врачом оздоровительных мероприятий и др.
П О М Н И Т Е:
Медицинская помощь дошкольникам и школьникам в образовательном учреждении осуществляется средним медицинским персоналом, получившим специальную подготовку по организации профилактической и оздоровительной работе.
Подростковый период является одним из наиболее сложных этапов, в течение которого организм ребенка в результате анатомических и физиологических преобразований достигает биологической зрелости. Переход от детства к взрослой жизни сложный и противоречивый период как для самих подростков, так и для их родителей. Подростковый период наступает с момента начала полового созревания и длится до наступления физиологической и социальной зрелости. Возрастные границы подросткового периода подвержены значительным индивидуальным колебаниям, т.к. начало полового созревания и половая зрелость (биологическая и социальная готовность производить потомство) у каждого человека имеет свои сроки, зависящие от пола, национальности, наследственных факторов, условий внешней среды и социальных условий. У девочек период полового созревания начинается примерно с 10 лет, у мальчиков – с 11 лет. Морфологически подростковый период отличается значительным увеличением длины тела, называемым «скачком роста». За год этот показатель может возрасти на 10-12 см. и более. Появляются и активно развиваются вторичные половые признаки. Наиболее активно в данном периоде формируется ряд отделов головного мозга, перестраиваются нервно-регуляторные механизмы и нейро-гуморальные взаимоотношения. Наиболее значимым в эндокринной перестройке является активация деятельности гипофиза и гипоталамической области. Масса гипофиза по сравнению с его массой в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза. Для здоровья подростков большое значение имеет нормальная внутрисекреторная деятельность щитовидной железы. Ее гормоны (тироксин, трийодтиронин) обеспечивают ускорение окислительных процессов в клетках, необходимых для роста и физического развития, особенно для развития мозга, мышц зубов; тироксин способствует росту и развитию костной ткани. В норме у юношей щитовидная железа бывает 0-1 степени, у девушек 0-1-2 степени. Прекращение линейного роста скелета наблюдается при появлении синостозов (сращение эпифизов с трубчатыми костями). У подростков в это время могут наблюдаться остеохондропатии с хроническим и доброкачественным течением. При задержке(отставании) физического развития, нарушении функции гипофиза, щитовидной железы, половых желез наблюдается запаздывание появления точек окостенения. У мальчиков наиболее ранними признаками начала полового созревания является увеличение яичек; масса их к концу пубертатного периода увеличивается до 10 гр. и более. Формирование вторичных половых признаков у мальчиков начинается с роста волос на лобке (12-13 лет). Затем последовательно появляются другие признаки полового созревания – мутация голоса, увеличение хрящей гортани, рост волос в подмышечных ямках и на лице. К 16-17 годам вторичные половые признаки достигают дефинитивной стадии (окончательно сформировавшийся организм, период зрелости), однако рост волос на лице у юношей 17-18 лет еще не выражен, как у взрослых мужчин. Этот процесс продолжается до 20 лет (у некоторых позже). Первые поллюции возникают у мальчиков в среднем в возрасте 14 лет. Увеличение величины и диаметра полового члена начинается в 12-13 лет, а к 16-17 годам его размер не отличается от такового у взрослых. У большинства девочек увеличение молочных желез отмечается в возрасте 10-11 лет, затем появляются волосы на лобке и только через 1,5-2 года в подмышечных впадинах. К 15-16 годам у девушек вторичные половые признаки достигают дефинитивной стадии. Первые менструации (менархе) согласно современным данным наступают в возрасте 12-14 лет (в среднем 12,5 лет). При оценке процессов полового созревания необходимо учитывать не только сроки его начала, но и время, в течении которого тот или иной признак достигает определенной зрелости, а у девушек – характер менструальной функции. Особое внимание следует обращать на последовательность появления признаков полового созревания. В данном периоде усиленно развиваются и внутренние органы. Почти в два раза увеличивается масса сердца, возрастает количество крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Максимальное АД определяется по формуле: 80 + 2П, где П- число лет; АД мин. равно 12 или 23 максимального АД. У девочек нарастание массы сердца происходит быстрее и менее равномерно, чем у мальчиков. В пубертатном периоде резко повышается интенсивность роста зон и сегментов легкого. Частота дыхания урежается и к 18 годам составляет 16-18 дыханий в минуту. К началу пубертатного периода в основном заканчиваются морфологические и функциональные процессы развития системы пищеварения. К 12-13 годам завершается замена молочных зубов, развитие слюнных желез и пищевода. У практически здоровых подростков нередко отмечаются изменения секреторной и моторной деятельности желудка, которые у взрослого практически не наблюдаются. Как объем секреции, так и кислотность желудочного сока у подростков несколько выше общепринятых норм для взрослых. Наблюдаемые у подростков явления неустойчивости, лабильности секреторной функции выражаются в виде, так называемой, гетерохолии, т.е. в смене высоких показателей кислотности более низкими. В пубертатном периоде происходит морфологическая эволюция поджелудочной железы – развитие инкреторной ткани и сосудистой системы органа, а также интенсификация секреторной функции инсулярного аппарата. К концу пубертатного периода завершается морфологическое и функциональное преобразования желчевыделительной системы, происходит интенсивный рост и развитие печени. У подростков к 17-18 годам масса почки почти удваивается по сравнению с ее массой у детей в возрасте 10-11 лет. Мочевой пузырь у подростков расположен выше, чем у взрослых и опускается в полость малого таза лишь к 20-22 годам. Длина мочеиспускательного канала у юношей 16-18 см., у девушек – 3-4 см. Суточное количество мочи(800-1000 мл.), относительная кислотность ее, показатели функциональных проб, число мочеиспусканий достигают уровня взрослых к 12-14 годам. В подростковом возрасте может встречаться протеинурия(юношеская) и рассматривается она как симптом вегетативной дисфункции и чаще с возрастом исчезает. В данном возрасте увеличивается число детей с аномалиями рефракции; к 10 классу у учащихся распространенность прогрессирующей миопии возрастает в 3 раза. Моторика подростков характеризуется порывистостью движений, повышенной двигательной активностью, склонностью к стремительности. Нередко имеет место переоценка сил и возможностей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Подростковый период составляет переходный этап между полной зависимостью подростка от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты – способности, наклонности, интересы значительная часть социальных отношений. С психологической точки зрения, период полового созревания делят на негативную и позитивную стадии. В первой из них(до 15 лет) подросток противопоставляет себя другим, особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным правилам и порядкам. Характерным является изменчивость настроения с переходом от безудержного веселья к унынию; особенная чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей. В позитивной стадии(с 16 лет) выступает противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке жизненных правил. Мышление в подростковом возрасте становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным, развивается способность самостоятельно анализировать, сравнивать обобщать. В то же время, подростки часто бывают недисциплинированными, отступают от намеченной цели, не доводят дело до конца. В этом возрасте резко возрастает интерес к собственному «Я»., стремление распознать себя, свои возможности, силы и способности. Важная особенность личности подростка – стремление к самоутверждению. Постоянная поддержка семьи необходима детям на всех этапах развития и особенно в подростковом возрасте. В ответ у ребенка формируется чувство привязанности к семье, родителям, что очень помогает им преодолевать трудности «повзросления». Таким образом, пубертатный период является критическим для становления здоровья, личности, индивидуума. Временные негативные подростковые психологические реакции и вредные привычки могут закрепиться и стать отрицательными чертами характера взрослого человека. Коллектив подростков имеет более сложную структуру, чем коллектив младших школьников. Неформальные подростковые группы могут быть социально благополучными, включая преступные. В целях оказания медико-психолого-педагогической помощи подросткам создана широкая сеть центров «СЕМЬЯ». Ведется консультативный прием подростков по всем интересующим их медико-психологическим вопросам, проводится анонимный прием гинекологом; при необходимости подросток анонимно может быть направлен для лечения в гинекологическом отделении, наркодиспансере и др. Создана служба «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ», по которому подросток оказавшийся в критической стрессовой ситуации в течение круглых суток может получить консультацию психолога. Существует четыре главных качественных уровня возрастного реагирования: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный(4-10 лет), аффективный(7-12 лет), эмоционально-идеаторный(12-16 лет). Для первого характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности. Второму свойственны проявления гипердинамического синдрома, двигательные расстройства в форме тиков, заикания, мутизма. Для третьего наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы и дома, бродяжничество. Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню – склонность к возникновению сверхценных образований (реакций протеста, психической анорексии и т.д.). Знание этих особенностей психики подростка поможет медицинскому работнику понять происхождение нервно-психических и соматических расстройств, облегчить предупреждение тех или иных отклонений в развитии психики ребенка.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ
Для оценки физического развития, как мы уже знаем, определяется масса тела в кг., длина тела в см., окружность головы и грудной клетки (у детей младшего возраста). Полученные показатели сравниваются со стандартными, полученными в своем регионе. В подростковом периоде к оценке физического развития добавляются стадии полового созревания. В настоящее время принята стадийность развития фенотипических признаков по Дж. Теннеру. Параметры полового развития обозначаются следующим образом: Ах – оволосение в подмышечных впадинах; Р – развитие волос на лобке; Ма – развитие грудных желез; Ме – возрастное появление менструаций; Теs – увеличение яичек; S – исчезновение жира в мошонке; Fe – оволосение на лице; С – пигментация сосков; Y – мутация голоса; П – поллюции.
Стадии развития волосяного покрова на лобке:
Ро – отсутствие волосяного покрова на лобке; Р1 – единичные короткие волосы; Р2 – волосы в центре лобка, густые, длинные; Р3 – волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные; Р4 – волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).
Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах:
Ахо – отсутствие волос; Ах1 – единичные волосы; Ах2 – волосы в центре впадины, хорошо выражены; Ах3 – волосы по всей подмышечной области, густые;
Стадии развития грудных желез:
Ма – детская стадия; Ма1 – сосок приподнят над околососковым кружком железы, не выделяется; Ма2 – околососковый кружок не увеличен, вместе с соском образует конус железы, несколько выделяется; Ма3 – сосок и околососковый кружок сохраняют форм у конуса, железы поднимаются на большом участке; Ма4 – женская стадия: сосок приподнят над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму, свойственные взрослым женщинам. Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируют стадии развития всех указанных компонентов. Например: Ах1Р2 – у мальчиков или Ма1Ах1Р2 – у девочек. С 11- ти летнего возраста у девочек к формуле добавляются данные о наличии менструаций(Ме+Ме2). Ряд авторов условно выделяют три основные фазы полового развития: 1 – препубертатная – ее продолжительность 2-3 года. Характерны начало лобкового оволосения, увеличение размеров яичек и пениса, набухание и легкая болезненность молочных желез у девочек; 2 – собственная пубертатная стадия - до первых поллюций у мальчиков и первой менструации у девочек; 3 – постпубертатная – до появления юношеских угрей и начала оволосения лица у мальчиков, циклических менструаций у девочек. Мед. Работник должен проводить работу по половому воспитанию не только с детьми, но и с их родителями, педагогами, учить доверительным отношениям с подростками. До подростка необходимо довести не только правила сексуального поведения, но и рассказать об опасностях заражения заболеваниями, передающимися половым путем и т.д.
Программа полового воспитания:
1. Половое воспитание с раннего возраста в определенной половой ориентации. 2. Всестороннее обучение особенностям строения тела девушки и юноши 3. Информация о центрах планирования семьи. 4. Программа обучения воздержанию. Информация о вреде абортов, отрицательном влиянии ранних половых связей
Акции и облигации стали популярным средством вложения благодаря тому, что их можно выгодно продать. Операции по продаже и покупке осуществляются на рынке ценных бумаг, иначе именуемом фондовым. Существуют два основных типа фондового рынка: биржевой и внебиржевой. Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями. Таким образом, первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов. Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д. Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т.п. Существует две формы первичного рынка ценных бумаг: · частное размещение; · публичное предложение. Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи. Публичное предложение – это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов. Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов. Так, в России в 1990-1992 гг. преобладало (до 90%) частное размещение акций (создание открытых акционерных обществ). Основная часть публичного предложения акций приходилась на банки и инвестиционные институты. С началом масштабного процесса приватизации в конце 1992 г. и централизованным преобразованием многих государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, доля публичного предложения акций резко увеличилась.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |