Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров

Лекция 14

 

Проведение диссертационных исследований является формой подготовки научных кадров. Следует отличать это понятие от аттестации научных кадров. Подготовка научных кадров – комплекс мероприятий по отбору, обучению, воспитанию кандидатов наук, а также их последующему совершенствованию и углублению научной квалификации – докторов наук. Аттестация научных кадров – процесс определения уровня научной квалификации научных работников, оценки их способности, профессиональных знаний для присуждения им персональных учёных степеней кандидата или доктора наук, учёных званий доцента и профессора, учёных званий научного сотрудника.

В разных странах существуют различные системы подготовки и аттестации научных работников. Различна также градация учёных степеней и званий.Так в Западной Европе и США имеют место только докторские диссертации. В отличие от них учёные в России сначала работают над кандидатской диссертацией и только затем, при наличии желания и возможностей, выполняют докторские диссертации. Российская система подготовки научных кадров формировалась в течение столетий и впитала в себя положительный опыт государств Европы и СССР. Она является признанной в мире и считается одной из наиболее эффективных систем. Государственная система подготовки научных кадров представлена на рис. 23.(9.1)

 


Министерства и ведомства

 
 

 

 


Рис. 23. Государственная система подготовки научных кадров в России.

 

Высшим органом руководства системой подготовки научных кадров является Министерство образования и науки РФ, которое осуществляет в этом направлении следующее:

- разработку и претворение в жизнь единой государственной политики в области подготовки научных кадров;

- создание сети докторантур и аспирантур в ВУЗах и НИУ страны;

- определение совместно с другими отраслевыми министерствами и ведомствами потребности в научных кадрах на ближайшую и долгосрочную перспективу;

- разработку и утверждение нормативных документов по подготовке научных кадров;

- осуществление научно-методического руководства вузами и НИУ;

- государственное лицензирование (проверка и выдача лицензии) и аккредитацию (проверка и выдача сертификата) ВУЗов и НИУ на подготовку научных работников.

Лицензия (от лат. licentia – свобода, право) – документ, дающий право на ведение какой-либо деятельности, например, подготовку научных работников.

Сертификат (от франц. sertificat) – документ, удостоверяющий качество товара или услуги, например, подготовки научных работников.

Аспирантура (докторантура) – основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров при вузах и НИУ России. Окончившим её аспирантам (докторантам) и защитившим диссертацию присуждается учёная степень кандидата (доктора) наук.

Аспирант – (от лат. aspirans – стремящийся к чему-либо) – лицо, обучающееся в аспирантуре.

Кандидат наук – первая учёная степень в России, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию.

Кандидатский минимум (кандидатские экзамены) – сдаётся аспирантами и соискателями учёной степени кандидата наук для получения права на защиту кандидатской диссертации. Включает общественную дисциплину, иностранный язык и специальную дисциплину.

Доктор наук – учёная степень в России, присуждается лицам, имеющим учёную степень кандидата наук, как правило, по соответствующей отрасли науки и публично защитившим докторскую диссертацию.

 

Для руководства и организации подготовки отраслевых научных кадров в министерствах и ведомствах создаются специальные подразделения: департаменты, управления, отделы. Они определяют перечень научных специальностей и необходимую численность научных работников в подведомственных ВУЗах и НИУ, разрабатывают планы подготовки кандидатов и докторов наук, контролируют работу докторантур и аспирантур, решают другие вопросы организации подготовки кадров.

Главным звеном системы, непосредственно организующим подготовку научных кадров для отрасли, являются высшие учебные заведения (ВУЗы) и научно-исследовательские учреждения (НИУ). Пути подготовки научных кадров в ВУЗах и НИУ показаны на рис. 24. Наиболее эффективным, а потому основным путём подготовки научных кадров являются аспирантура и докторантура. Соискательство (без прохождения обучения в аспирантуре и докторантуре) осуществляется на основе приказов ректоров (руководителей) вузов, НИУ в соответствии с действующими нормативными актами (положениями, инструкциями, приказами).

 

 

Подготовка научных кадров

       
 
   

 


Рис. 24. Пути подготовки научных кадров

 

Наряду с системой подготовки существует Государственная система аттестации научных кадров. Она представлена на рис. 25. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) России осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов, распоряжений Правительства РФ, Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, а также Положения о ВАК Минобразования РФ.

 

 
 

 


отраслевые отделы

 

 
 


экспертные советы

           
 
   
 
   
 

 

 


 

 

Рис. 25. Государственная система аттестации научных кадров

 

Главными задачами ВАК России являются:

- проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

- содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров вузов и НИУ;

- повышение эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров вузов и НИУ и использование их с учётом потребности общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

(можно добавить из Положения О ВАК)

Высшим общественно- научным советом является Президиум ВАК. Поскольку в ВАК направляются кандидатские и докторские диссертационные дела по широкому спектру наук, их рассмотрение возложено на отраслевые отделы. Связующим звеном между диссертационными советами (кандидатскими и докторскими) и отраслевыми отделами ВАК являются экспертные советы. Они осуществляют контроль деятельности закреплённых за ними советов, обеспечивают единство требований при аттестации, а также поддержание высокого уровня диссертаций. Они организуют свою работу на основании Положения об экспертном совете.

Вышеизложенное показывает, что сама система выполнения традиционных НИР (госбюджетных, по заказу организаций) и диссертационных исследований существенно различаются. Это отражается и на их нормативно- правовой базе. Основные нормативные акты, на которых базируются диссертационные исследования, приведены на рис. 26.

 

 


Рис. 26. Нормативно-правовая база организации диссертационных исследований

Первая группа законов, представленных на рис. 26, рассмотрена в лекции 2. Федеральные акты являются основой нормативных документов второй группы, которые разрабатываются ВАК и утверждаются приказами Минобрнауки России. Документы этой группы более динамичны, чем документы первой группы. Они меняются и обновляются в среднем через 5-7 лет.

 

Контрольные вопросы для самостоятельного изучения дисциплины

 

1. Государственная система подготовки научных кадров в России.

2. Пути подготовки научных кадров в России.

3. Учёные звания в России.

4. Учёные должности в России.

5. Государственная система подготовки научно-педагогических кадров в России.

6. Пути подготовки научно-педагогических кадров в России.

7. Учёные научно-педагогические звания в России.

8. Научно-педагогические должности в вузах в России.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шкалирование | Введение. Заведующий кафедрой МПЗ и МК
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.