КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок совершенной конкуренции.
В современных развитых экономических системах сложился рынок организованной конкуренции, сущность которого состоит в сочетании олигополистических структур отраслевых рынков, обеспечивающих возможности для конкуренции, при одновременном государственном регулировании рыночных процессов. Рынок свободной конкуренции не испытывает на себе искажающего воздействия внутренних и внешних экономических сил. Эффективное функционирование рынка свободной конкуренции требует наличия ряда условий. Во-первых, в рыночной экономике любое физическое или юридическое лицо располагает абсолютной экономической свободой. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать вид хозяйственной деятельности (организовать производственное предприятие, инвестировать деньги в недвижимость или положить их в банк, купить акции, приобрести государственные облигации). Потребитель обладает свободой потребительского выбора. В пределах своих денежных доходов в соответствии со сложившимися вкусами и предпочтениями потребители могут беспрепятственно приобретать вещи и услуги. Во-вторых, в свободной рыночной экономике отсутствуют ограничения для участия в сделках по поводу купли-продажи, гарантируется свободный доступ на рынок покупателей и продавцов, поэтому вклад каждого производителя в объем предлагаемой продукции незначителен. Цены формирует рынок. Отдельные производители и покупатели не могут воздействовать на сложившуюся рыночную цену. В-третьих, каждый участник конкурентного рынка владеет полным объемом рыночной информации о спросе, предложении, ценах, нормах прибыли и т.д. На основе полученной информации производитель устанавливает, что следует производить и в каком количестве. Именно потребители, совершая покупку товара, обеспечивают окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда. В-четвертых, рынок свободной конкуренции характеризуется однородностью одноименных продуктов, отсутствием индивидуальных характеристик, дифференцирующих товары. Этим обеспечивается свободная конкуренция, исключающая привилегированное, монопольное положение отдельных продавцов. В-пятых, субъекты рыночных отношений преследуют на рынке только свои личные интересы, возникает своего рода «экономический эгоизм». Однако совокупные интересы в обстановке рыночной конкуренции реализуются некой «невидимой рукой» (механизмом рынка), что отвечает общественным интересам. Отдельный индивид, по мнению классика экономической теории А. Смита, преследуя свои собственные цели, способствует благу всех зачастую более действенно, чем, если бы он специально поставил задачу облагодетельствовать общество. В-шестых, реализация личных интересов порождает конкуренцию между субъектами рыночных, отношений. Условиями конкуренции являются абсолютная доступность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов, а также полная свобода выбора деятельности, вступления субъекта в сферу действия того или иного рынка или выхода из нее. Конкуренция обеспечивает активную хозяйственную деятельность субъектов рынка, восприимчивость к техническим новшествам, знание конъюнктуры рынка, совершенствование общественного производства в целом. Современный тип рыночного хозяйства представляет собой систему, включающую эффективные средства государственного регулирования и демократические институты (объединения производителей, потребителей, различные фонды и т.д.). Контрольные вопросы 1. Как решается известная триада проблем: что, как и для кого производить в условиях различных типов экономических систем? 2. Какие особенности российской экономики, которые не позволяют копировать ни одну из известных в мире моделей рыночной системы, вы можете назвать? 3. Чем отличаются друг от друга типы экономических систем? 4. В каких ситуациях общая полезность какого-либо блага возрастает, а предельная полезность снижается? 5. Что такое предельная полезность? 6. Чем предельная полезность отличается от полезности вообще? 7. В чем заключаются причины неопределенности в экономике? 8. Почему неизбежен риск? 9. Каковы причины риска? 10. Можно ли измерить риск? 11. Каковы основные условия, необходимые для функционирования свободного рынка? 12. Почему информация и гласность – необходимые условия системы свободного рынка? 13. Почему возможна деформация рыночных отношений?
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |