КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы информатизации
В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации. Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам: • отказу от стремления в первую очередь обеспечить экономический рост страны; • необходимости замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой, базирующейся на наукоемких отраслях; • признанию приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития становится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику; • широкому использованию достижений мировой науки и техники; • вложению значительных финансовых средств в информатизацию, как государственную, так и частную; • объявлению роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки информации главной целью информатизации. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 г. японскому правительству были представлены отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 г. — «План информационного общества». Возникновение термина «информационное общество» связывают с программой США по созданию сети NREN (National Research and Education Network — национальная сеть для целей исследований и образования) в 1991 г., которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры (National Information Infrastructure, NII). Основные цели программы: • долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду; • более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан правительство; • мировое лидерство в базовой науке, математике и технике. Начиная с 1992 г. термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством М. Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях. Европейское сообщество в декабре 1993 г. в ответ разработало ряд проектов по созданию Европейского информационного общества в Европе (Information Society, IS). В декабре 1994 г. было создано Бюро по проектам информационного общества (Information Society Project Office, ISPO). К осени 1998 г. ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center). Его задача — выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Реализация проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств входящих в ISPO стран. Она должна обеспечить решение проблем экономической и социальной направленности, например, таких: • электронные универсальные библиотеки; • транскультурное обучение; •мультимедийный доступ к культурному всемирному наследию; • глобальная опись всей информации о проектах, проработках и т. п., поддерживающих развитие информационного общества; • управление окружающей средой и природными ресурсами и т.д. В июле 2000 г. в г. Окинаве страны «восьмерки» приняли Хартию глобального информационного общества, в которой приведены основные принципы вхождения государств в такое общество. «Восьмерка» провозгласила важнейшие положения, которые страны должны применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества: 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. 2. Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям полнее использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. 3. Руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. 4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях и обеспечению глобального доступа для всех. 5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия глобального информационного общества является прежде всего призывом ко всем, как в государственном, такивчастном секторе, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство участников является ключевым элементом рационального развития информационного общества. В документе выделяется четыре раздела: • использование возможностей цифровых технологий; • преодоление электронно-цифрового разрыва; • содействие всеобщему участию; • дальнейшее развитие. Для того чтобы не оказаться за пределами всемирного информационного процесса, России тоже необходимо активно развивать средства и технологии информатизации общества на государственном уровне. В декабре 2003 г. под эгидой ООН в Женеве состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Главным ее итогом было принятие Декларации принципов построения информационного общества и Плана действий, а само построение такого общества было определено как глобальная задача нового тысячелетия, состоящая в преодолении разрыва в цифровых технологиях и обеспечении гармо- ничного, справедливого и равноправного развития для всех. Это был первый этап Всемирной встречи. В ноябре 2005 г. в Тунисе состоялся второй этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Обсуждались основные вопросы об управлении Интернетом, о стратегиях финансирования и о механизмах реализации Плана действий, направленного на преодоление цифрового разрыва. Тунисская программа для информационного общества является программным документом, намечающим конкретные действия всех участников на последующие 10 лет. В заключительной части Тунисской программы отмечается необходимость повышения уровня информированности населения об использовании Интернета. Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного западного общества в качественно новую стадию, или, как говорят, в информационное общество, сторонники рассматриваемой концепции опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной и политической жизни. И действительно, в настоящее время от новейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных проблем, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т. д. Они затрагивают основополагающие принципы функционирования и жизнедеятельности современного общества, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политических изменений, которые несет с собой внедрение информационной технологии. Это влияет на перспективу общественно-исторического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе. Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и помочь им занять достойное место в этом обществе. Коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы начинают добывать и использовать знания (информацию) самостоятельно, без участия человека. При индустриализации идет автоматизация ручного труда и, как следствие, повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек. Например, ранее только люди и другие высокоорганизованные живые существа могли узнавать друг друга. Сегодня эту функцию выполняют биометрические автоматы, причем они это делают лучше, чем обычный человек. В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002—2010 годы)», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освоении новейших информационных технологий отводится информатике, которая с 1985 г. изучается во всех средних школах страны и с 1991 г. — во всех высших учебных заведениях России. С 2007 г. все средние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по повышению компьютерной грамотности и освоению новейших информационных технологий. Пути решения наиважнейших проблем информатизации в России были определены комплексом организационных, экономических и правовых мер в нашей стране в Указе Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации», основными положениями этого документа являются: • создание и использование систем массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности; • создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации; • обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения. Реализация многих других проектов начата в 1999 г. Они направлены на повышение уровня жизни значительных слоев населения стран ISPO. Появляется сетевая экономика, сетевая логика, нейронная сеть, сетевые структуры, сетевой интеллект ит.д. Процесс информатизации в России можно разделить на три фазы развития: 1. Начало 70-х годов XX в. — появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации (ЭВМ «Минск-32», ЕС ЭВМ 9003 и др.). На этом этапе создавались автоматизированные системы управления воздушным и железнодорожным транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом. 2. Период с 1983 г. — разработка общегосударственной программы по развитию средств вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 г. (ответ на «вызов» Японии, заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 г. уточнялась программа информатизации до 2005 г. в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики. 3. Период с 1993 г. — начало третьего этапа процесса информатизации. По поручению Комитета Государственной Думы по информационной деятельности и политике (созыва 1996—2000 гг.) разработана Концепция государственной информационной политики, которая была одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 г., а также на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике РФ 1 декабря 1998 г. В апреле 2001 г. состоялась встреча Президента РФ В. В. Путина с группой руководителей ведущих российских компаний, работающих в сфере информационных технологий. На встрече обсуждались вопросы, связанные с подготовкой федеральных стратегических программ, направленных на развитие и широкое использование ИТ. Вскоре после этой встречи в Интернете был помещен проект федеральной целевой программы «Электронная Россия», предназначенный для общественного обсуждения. В январе 2002 г. ФЦП «Электронная Россия» была официально утверждена. Задачи ФЦП «Электронная Россия»: • повышение эффективности государственного управления; • развитие информационных технологий; • рост количества квалифицированных специалистов и пользователей; • информационная открытость власти; • развитие информационных систем (порталов); • максимальное использование интеллектуального потенциала России. Информатизация общества — это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Для решения задач, поставленных в ФЦП «Электронная Россия», предстоит преодолеть много препятствий и решить массу вопросов; выделим важнейшие из них: 1. Создание и развитие инфраструктуры информатизации. Инфраструктура — это линии передачи данных, оборудование для обработки данных, средства связи и передачи данных, компьютеры, программные средства. 2. Квалификация специалистов, призванных осуществлять программу «Электронная Россия». 3. Создание информационных ресурсов, к которым пользователи захотят регулярно обращаться. Как показывает опыт реализации аналогичных зарубежных программ, основная цель национальных программ информатизации — улучшение взаимодействия правительства с населением и различных правительственных учреждений между собой. Россия предпринимает следующие шаги для информатизации общества: 1. Сформулирована Концепция формирования информационного общества в России (1999). 2. Разработана федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)». 3. Создана общественная организация под названием «Институт развития информационного общества (ИРИО)», задача которого — координировать работу по созданию информационного общества. 4. Существует множество совместных с развитыми странами проектов по развитию в нашей стране информационных технологий (в частности, совместный российско-американский сетевой проект CTVnet). 5. Реализуется ряд комплексных программ: • государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»; • межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»; • пилотная межведомственная программа «Российские электронные библиотеки» (РФФИ РФТР Миннауки РФ). Построение информационного общества — комплексный процесс, требующий усилий не только специалистов разных профилей, но и государственных и негосударственных организаций.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |