Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы информатизации




В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворе­ния в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом ме­стных особенностей и условий. Однако при создании и внедре­нии таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и пер­спективные тенденции информатизации. Для успешной реализа­ции программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам:

• отказу от стремления в первую очередь обеспечить эконо­мический рост страны;

• необходимости замены экономической структуры, осно­ванной на тяжелой промышленности, структурой, базирую­щейся на наукоемких отраслях;

• признанию приоритетного характера информационного сектора. Основой успешного экономического развития ста­новится создание новой инфраструктуры и сектора услуг, способных поддержать национальную экономику;

• широкому использованию достижений мировой науки и техники;

• вложению значительных финансовых средств в информа­тизацию, как государственную, так и частную;

• объявлению роста благосостояния страны и ее граждан за счет облегчения условий коммуникации и обработки ин­формации главной целью информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материаль­ными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в на­стоящее время переходит от индустриального общества к инфор­мационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информа­тизации общества.

Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологиче­ского института. Так, в 1969 г. японскому правительству были представлены отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатиза­ции японского общества», а в 1971 г. — «План информационного общества».

Возникновение термина «информационное общество» связы­вают с программой США по созданию сети NREN (National Research and Education Network — национальная сеть для целей исследований и образования) в 1991 г., которая должна была об­легчить разработку национальной информационной инфраструк­туры (National Information Infrastructure, NII). Основные цели программы:

• долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду;

• более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан пра­вительство;

• мировое лидерство в базовой науке, математике и технике. Начиная с 1992 г. термин стали употреблять и западные

страны, например, понятие «национальная глобальная информа­ционная инфраструктура» ввели в США после известной конфе­ренции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора.

Понятие «информационное общество» появилось в работах экспертной группы Европейской комиссии по программам ин­формационного общества под руководством М. Бангеманна, од­ного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагист­рали — в канадских, британских и американских публикациях.

Европейское сообщество в декабре 1993 г. в ответ разработа­ло ряд проектов по созданию Европейского информационного общества в Европе (Information Society, IS). В декабре 1994 г. было создано Бюро по проектам информационного общества (Information Society Project Office, ISPO). К осени 1998 г. ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информа­ционного общества. Создан Центр активности в сфере информа­ционного общества ISAC (Information Society Activity Center). Его задача — выработать систему критериев близости страны к ин­формационному обществу. Реализация проектов информатиза­ции общества осуществляется на уровне правительств входящих в ISPO стран. Она должна обеспечить решение проблем эконо­мической и социальной направленности, например, таких:

• электронные универсальные библиотеки;

• транскультурное обучение;

•мультимедийный доступ к культурному всемирному на­следию;

• глобальная опись всей информации о проектах, проработ­ках и т. п., поддерживающих развитие информационного общества;

• управление окружающей средой и природными ресурсами и т.д.

В июле 2000 г. в г. Окинаве страны «восьмерки» приняли Хартию глобального информационного общества, в которой приведены основные принципы вхождения государств в такое общество. «Восьмерка» провозгласила важнейшие положения, которые страны должны применять при осуществлении полити­ки по формированию и развитию информационного общества:

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в.

2. Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать лю­дям и обществу в использовании знаний и идей. Информацион­ное общество позволяет людям полнее использовать свой потен­циал и реализовывать свои устремления.

3. Руководители стран «восьмерки» подтверждают свою при­верженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь воз­можность пользоваться преимуществами глобального информа­ционного общества. Устойчивость глобального информационно­го общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен инфор­мацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особен­ностям других людей.

4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руко­водство в продвижении усилий правительств по укреплению со­ответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях и обеспечению глобального доступа для всех.

5. Руководители стран «восьмерки» отмечают, что Хартия глобального информационного общества является прежде всего призывом ко всем, как в государственном, такивчастном сек­торе, ликвидировать международный разрыв в области информа­ции и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы взаимодействия стран по продвиже­нию социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство участников является ключевым эле­ментом рационального развития информационного общества. В документе выделяется четыре раздела:

• использование возможностей цифровых технологий;

• преодоление электронно-цифрового разрыва;

• содействие всеобщему участию;

• дальнейшее развитие.

Для того чтобы не оказаться за пределами всемирного ин­формационного процесса, России тоже необходимо активно раз­вивать средства и технологии информатизации общества на го­сударственном уровне.

В декабре 2003 г. под эгидой ООН в Женеве состоялась Все­мирная встреча на высшем уровне по вопросам информацион­ного общества. Главным ее итогом было принятие Декларации принципов построения информационного общества и Плана действий, а само построение такого общества было определено как глобальная задача нового тысячелетия, состоящая в преодо­лении разрыва в цифровых технологиях и обеспечении гармо-

ничного, справедливого и равноправного развития для всех. Это был первый этап Всемирной встречи.

В ноябре 2005 г. в Тунисе состоялся второй этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного об­щества. Обсуждались основные вопросы об управлении Интер­нетом, о стратегиях финансирования и о механизмах реализации Плана действий, направленного на преодоление цифрового раз­рыва.

Тунисская программа для информационного общества явля­ется программным документом, намечающим конкретные дейст­вия всех участников на последующие 10 лет. В заключительной части Тунисской программы отмечается необходимость повыше­ния уровня информированности населения об использовании Интернета.

Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного западного общества в качественно новую стадию, или, как говорят, в информационное общество, сторонники рас­сматриваемой концепции опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютери­зации и информатизации важнейших сфер общественной и по­литической жизни. И действительно, в настоящее время от но­вейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных проблем, как эконо­мический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т. д. Они затрагивают основополагающие принципы функционирова­ния и жизнедеятельности современного общества, поднимая кардинальные вопросы относительно социальных и политиче­ских изменений, которые несет с собой внедрение информаци­онной технологии. Это влияет на перспективу общественно-ис­торического развития человечества, на судьбу человека, на его место и роль в этом процессе.

Информатизация и компьютеризация требуют от людей но­вых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризиро­ванного общества и помочь им занять достойное место в этом обществе. Коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы начинают добывать и использовать знания (информацию) самостоятельно, без уча­стия человека. При индустриализации идет автоматизация ручного труда и, как следствие, повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умст­венного труда, который ранее мог выполнять только человек. Например, ранее только люди и другие высокоорганизованные живые существа могли узнавать друг друга. Сегодня эту функ­цию выполняют биометрические автоматы, причем они это де­лают лучше, чем обычный человек.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002—2010 годы)», ко­торая дала мощный толчок развитию информационного общест­ва в российских регионах.

Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освое­нии новейших информационных технологий отводится инфор­матике, которая с 1985 г. изучается во всех средних школах стра­ны и с 1991 г. — во всех высших учебных заведениях России. С 2007 г. все средние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по по­вышению компьютерной грамотности и освоению новейших ин­формационных технологий.

Пути решения наиважнейших проблем информатизации в России были определены комплексом организационных, эконо­мических и правовых мер в нашей стране в Указе Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации», основными положениями этого доку­мента являются:

• создание и использование систем массового информацион­ного обслуживания населения в различных сферах деятель­ности;

• создание и развитие основных компонентов инфраструкту­ры информатизации;

• обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения.

Реализация многих других проектов начата в 1999 г. Они направлены на повышение уровня жизни значительных слоев населения стран ISPO. Появляется сетевая экономика, сетевая логика, нейронная сеть, сетевые структуры, сетевой интеллект ит.д.

Процесс информатизации в России можно разделить на три фазы развития:

1. Начало 70-х годов XX в. — появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации (ЭВМ «Минск-32», ЕС ЭВМ 9003 и др.). На этом этапе создавались автоматизированные системы управления воздушным и железнодорожным транспортом, энер­госистемами, оборонным комплексом.

2. Период с 1983 г. — разработка общегосударственной про­граммы по развитию средств вычислительной техники и авто­матизированных систем до 2000 г. (ответ на «вызов» Японии, заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 г. уточнялась программа информатизации до 2005 г. в связи с не­обходимостью отражения в ней средств персональной инфор­матики.

3. Период с 1993 г. — начало третьего этапа процесса инфор­матизации.

По поручению Комитета Государственной Думы по инфор­мационной деятельности и политике (созыва 1996—2000 гг.) раз­работана Концепция государственной информационной полити­ки, которая была одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 г., а также на заседании Постоянной палаты по государственной ин­формационной политике РФ 1 декабря 1998 г.

В апреле 2001 г. состоялась встреча Президента РФ В. В. Пу­тина с группой руководителей ведущих российских компаний, работающих в сфере информационных технологий. На встрече обсуждались вопросы, связанные с подготовкой федеральных стратегических программ, направленных на развитие и широкое использование ИТ. Вскоре после этой встречи в Интернете был помещен проект федеральной целевой программы «Электронная Россия», предназначенный для общественного обсуждения.

В январе 2002 г. ФЦП «Электронная Россия» была офици­ально утверждена. Задачи ФЦП «Электронная Россия»:

• повышение эффективности государственного управления;

• развитие информационных технологий;

• рост количества квалифицированных специалистов и поль­зователей;

• информационная открытость власти;

• развитие информационных систем (порталов);

• максимальное использование интеллектуального потенциа­ла России.

Информатизация общества — это совокупность взаимосвя­занных политических, социально-экономических, научных фак­торов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законода­тельно секретных.

Для решения задач, поставленных в ФЦП «Электронная Россия», предстоит преодолеть много препятствий и решить массу вопросов; выделим важнейшие из них:

1. Создание и развитие инфраструктуры информатизации. Инфраструктура — это линии передачи данных, оборудование для обработки данных, средства связи и передачи данных, ком­пьютеры, программные средства.

2. Квалификация специалистов, призванных осуществлять программу «Электронная Россия».

3. Создание информационных ресурсов, к которым пользо­ватели захотят регулярно обращаться.

Как показывает опыт реализации аналогичных зарубежных программ, основная цель национальных программ информатиза­ции — улучшение взаимодействия правительства с населением и различных правительственных учреждений между собой.

Россия предпринимает следующие шаги для информатиза­ции общества:

1. Сформулирована Концепция формирования информаци­онного общества в России (1999).

2. Разработана федеральная целевая программа «Электрон­ная Россия (2002—2010 годы)».

3. Создана общественная организация под названием «Ин­ститут развития информационного общества (ИРИО)», задача которого — координировать работу по созданию информацион­ного общества.

4. Существует множество совместных с развитыми странами проектов по развитию в нашей стране информационных техно­логий (в частности, совместный российско-американский сете­вой проект CTVnet).

5. Реализуется ряд комплексных программ:

• государственная научно-техническая программа «Феде­ральный информационный фонд»;

• межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и выс­шей школы»;

• пилотная межведомственная программа «Российские элек­тронные библиотеки» (РФФИ РФТР Миннауки РФ).

Построение информационного общества — комплексный процесс, требующий усилий не только специалистов разных про­филей, но и государственных и негосударственных организаций.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.