Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг. Мониторинг — один из распространенных аналитических жанров, используемый пиарменами и сотрудниками пресс-служб

Мониторинг — один из распространенных аналитических жанров, используемый пиарменами и сотрудниками пресс-служб.

Он зародился у социологов, быстро прижился в печатных изданиях и признан читательской аудиторией. Заниматься мониторингом — значит «надзирать», «следить» за чем-либо в разных сферах общественной жизни: в экономике, политике, законодательной деятельности, науке, культуре, что представляет собой особый вид социологического исследования26.

Мониторинг дает достаточно точную информацию о текущих изменениях в общественной жизни. Этим и объясняется его постоянное присутствие на страницах российской печати под специальными рубриками: «Обзор рынка» (московская газета «Ведомости»), «Мониторинг] законодательства» (газета «Саратовские вести»), «Мониторинг» (газета;) «Петербургский час пик»), «Социология» («Российская газета»).

Вот как выглядит, например, мониторинг Тараса Фомченкова «Биржа с плюсом. Годовщину мирового кризиса российский фондовой рынок отметил ростом котировок», опубликованный в «Российской газете» за 17 сентября 2009 г. под рубрикой «Тенденции»:

«Сразу несколько стран на этой неделе объявили о том, что выходят из рецессии и дно мирового экономического кризиса осталось для них позади.

Об этом сказал глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке. А по прогнозам Евросоюза, в третьем квартале 2009 года рост ВВП 16 стран еврозоны составит 0,2%. Отрадно наблюдать, что и Россия не осталась в стороне от этого позитивного тренда. Отечественные биржевые площадки в начале недели смогли обновить годовые максимумы.

При этом у них есть шанс не только закрепить успех, но и двигаться вперед. По крайней мере, председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев этого не исключает. В разговоре с корреспондентом "РГ" он отметил: "Наше положение и раньше, и сейчас обусловлено состоянием дел ведущих рынков мира. Если правда то, что мир выходит из кризиса, то и мы пойдем вместе с ним".

Лучше всего себя чувствует индекс РТС. Он планомерно стремится вверх, в отличие от индекса ММВБ, который вчера с утра достаточно медленно подбирался к своему прежнему максимальному значению, отмеченному в начале июня этого года. Вчера к обеду индекс ММВБ вырос на 1,74% до уровня 1224,97 пункта, а РТС поднялся на 2,01% до 1248,95 пункта. Стоит отметить, что подобная позитивная динамика действительно имеет под собой прочное основание в виде восходящего тренда на большинстве мировых торговых площадок и подкрепляется ситуацией на сырьевом рынке.

Цены на нефть вчера были относительно стабильны после роста в начале недели... Но достигнутая величина в 71,32 доллара за баррель говорит о стремлении нефтетрейдеров закрепить позитивную тенденцию... К тому же в ближайшем будущем спрос на "черное золото" будет расти. Так считает Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК).

Тем не менее не все эксперты, опрошенные "РГ", солидарны с тем, что кризис на последнем издыхании. "По итогам последних трех месяцев российская промышленность действительно достигла дна, на котором сейчас стабилизируется", — говорит директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев. Но уточняет: "это достигнуто за счет трех базовых факторов: роста цен на нефть, восстановления спроса на российское сырье и достаточно успешной реструктуризации внешних долгов компаний. Однако на этих факторах мы будем восстанавливать очень медленно", — резюмирует Алексей Ведев. "Активным катализатором роста может быть только рост внутреннего спроса, — пояснил эксперт. — Но банки сейчас неспособны обеспечить рост объемов кредитования, да и зарплаты населения растут весьма медленно. Плюс к тому масштабного притока капитала в ближайшие год-полтора также ожидать не стоит"».

Проведение мониторинга — дело довольно сложное, трудоемкое, требующее специальной подготовки. Обычно мониторинги проводят специалисты социологических центров, институтов, агентств, которые могут быть как самостоятельными, так и государственными или относящимися к каким-либо структурам. К примеру, мониторинг Государственной Думы РФ проводит только социологический центр этого законодательного органа страны. А вот Центр региональных прикладных исследований проводит мониторинг по заказу разных организаций. Управление по связям с общественностью Московской городской думы и отдел по связям с общественностью Санкт-Петербургского городского Законодательного собрания ежедневно проводят мониторинг всероссийских и местных СМИ по освещению деятельности этих законодательных органов власти.

«Для нас итог ежедневного изучения потока информации в прессе, — отмечает заведующий сектором мониторинга Управления по связям с общественностью Московской городской Думы кандидат филологических наук А. Д. Золотых, — это "информационно-аналитическая записка" объемом в 50-80 страниц, включающая в себя краткий обобщающий обзор СМИ с указанием количества и сути высказываний о работе депутатов Думы города Москвы, а также ксерокопии тех публикаций, в которых содержатся эти высказывания!»

Предметом мониторинга всегда выступают конкретные характеристики различных явлений в момент исследования. При этом применяются разные методы анализа, но чаще всего статистические и контент-анализ, показывающий, сколько раз в определенный промежуток времени на страницах какой-то газеты упоминается имя конкретного политика или название политической партии, объединения, движения. Только мониторинг дает возможность увидеть срез какого-то явления, позволяющий определить тенденцию его развития. Вот эти особенности, цели и методы отображения действительности являются основой, определяющей мониторинг как исследовательский жанр, выполняющий функции пиар-текста.

Нужно отметить, что при проведении мониторинга используют такие научные методы исследования, как наблюдения, опрос, анкетирование, контент-анализ, анализ документов, статистических данных, сравнения, сопоставления и т.д. Эти методы познания действительности дают основание для серьезных выводов и определения тенденций развития явлений, событий, процессов. Рассмотрим это на примере мониторинга «Откуда берутся высокие цены?» («Петербургский час пик», 19 февраля 2003 г.), подготовленного исследовательским центром общественной некоммерческой организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка»:

«Потребительский рынок современной России — это прежде всего розничный диктат. Данный тезис особенно актуален для крупных городов. Это обусловлено, в первую очередь, развитием розничных сетей, особенно с наступлением западных монополий. В Петербурге, например, реализуется до 30% товаров массового потребления именно в сетевых магазинах. Данный сегмент потребительского рынка вырабатывает основополагающие принципы: продукция каких фирм будет поступать в продажу и по каким ценам. Но как же формируются отпускные цены в большинстве городских магазинов? Казалось бы, все просто — затраты и прибыль создают цену любого товара. Но из таблицы ценового мониторинга видно: разница между ценами мелкого опта и розничными значительна Если средний показатель нормы прибыли для абсолютного большийства производителей равен 15%, то в рознице он доходит до 50%. При этом сетевые магазины, и не только сетевые, изобретают и другие, мало известные городскому потребителю товаров, способы увеличения своих доходов, например продажу места на полках. Доходы эти колеблются от ■% 20 до 250 долларов в месяц в зависимости от формата магазина и товара. Объяснение простое: неизвестно, как пойдет продажа. Именно с такой ситуацией, к примеру, столкнулся завод "Вилаш", реализовывая программу продвижения своей продукции по Санкт-Петербургу в 2002 году.

Ситуация на городском потребительском рынке постоянно меняется. Число магазинов с каждым годом увеличивается в несколько раз, что заставляет торговые предприятия такого формата, как ларьки, павильоны, небольшие магазины, менять свою ценовую политику в сторону уменьшения нормы прибыли. Розничные сети, минуя оптово-дистрибь-юторские фирмы, подписывают договоры на поставку продукции напрямую с предприятиями-производителями. Данная оптиматизация, в свою очередь, подталкивает оптовые компании открывать свои розничные сети. Примером может служить оптовая компания "Темп Первый", которой принадлежит розничная сеть "Находка", представляющая в Петербурге 13 магазинов, или компания "Юниленд", образовавшая с рядом универсамов города свою розничную сеть».

Этот мониторинг показывает, что в Санкт-Петербурге, как и по всей России, рост цен на потребительские товары зависит не от их производителя, а от высокой прибыли сетевых магазинов, торгующих этими товарами в розницу. А так как число магазинов с каждым годом увеличивается в несколько раз, то владельцы ларьков, павильонов, небольших торговых точек, чтобы выжить в конкурентной борьбе, вынуждены снижать свои нормы прибыли, а оптовые компании — открывать свои розничные сети.

Для убедительности своих наблюдений и особенно выводов авторы мониторинга могут ссылаться на статистические данные, мнение специалистов, общественных деятелей, имеющих непосредственное отношение к той или иной сфере экономики, политики, социальной жизни общества. Это оживляет текст мониторинга, делает его более разнообразным по языку, он легче воспринимается читателями.

У мониторинга своеобразный характер текстов, определяемый особенностями предмета исследования, целями анализа, методами отображения действительности. Иногда складывается впечатление, что мониторинга создаются только на результатах опросов и анкетирования. Да, эти методы познания действительности авторы мониторингов используют, но только по неповторяющимся программам. В основном же в каждом мониторинге программа исследования повторяется, т.е. своеобразный шаблон исследования периодически накладывается на одно и то же явление для выяснения изменений в нем за определенный период времени: за неделю, декаду, месяц, квартал. И, конечно, это сказывается на характере текста мониторинга: он не отличается изящностью, сочностью, образностью языка.

Еще у мониторинга есть сходство с обзором и обозрением. Периодически проводимые обзоры печати, рынка товаров, национальных денежных валют тоже можно назвать мониторингами, но только в том случае, если в каждом новом обзоре автор будет обращать внимание на те же стороны явления, о которых он сообщал в предыдущих обзорах. То же самое можно сказать и об обозрениях.

Мониторинг как исследовательский жанр не только помогает выявлять тенденции в развитии явлений, но еще дает читательской аудитории богатый фактический материал для серьезных раздумий и выводов. И потому он стал своим для читательской аудитории России. И хотя мониторинг — трудоемкий жанр, требующий от автора серьезной социологической подготовки, пиармены и сотрудники пресс-служб нередко используют его в своей практической деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заявление для СМИ | Поздравление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.