Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 30 Философский анализ будущего

Проблемы взаимодействия общества и природы. История человеческого общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Однако общество не существовало изначально. История его возникновения не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира, формирования у него социальных побудительных мотивов в поведении. В силу вступает, наряду с естественным, социальный отбор (применительно к сообществам). Выживали те сообщества, которые подчинялись определенным социально значимым требованиям: сплоченности, взаимопомощи. Это социально значимое закреплялось естественным отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в человеческое общество все большую роль играли социальные закономерности на фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда. Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общественный способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд это та главная материальная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка, который является важнейшим средством осуществления трудового процесса.

С самого возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зависимость от географической среды.

Ограничивается ли среда жизни общества лишь географической средой? Нет. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера таким образом новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразовывающего воздействия общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых”. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человек должен осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение экологических проблем невозможно...

Представления о "начале" и "конце" человеческой истории.

Фатализм --- мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, проходящие в мире, предопределены и подчинены необходимости, не оставляющей место творчеству и свободе. Изначально развивался в мифологическом мировоззрении как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла и цели. В философии проявляется в различных формах. Стоики: над миром господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется. Шеллинг: разрыв свободы и индивидуума лишает человека возможности свободно действовать. Гегель: личность есть просто орудие мирового духа. Теологический фатализм исходит из предопределенности событий истории и жизни человека волей бога. Теория исторического круговорота созданная Вико: допуская существование божественного начала, от которого исходят законы истории, указал, что общество развивается в силу внутренних закономерных причин. Каждый народ проходит три эпохи (божественную, героическую и человеческую) по аналогии с детством, юностью и зрелостью. Государство возникает в героическую эпоху и представляет господство аристократии. В человеческую, на смену ему приходит демократическое государство, в котором торжествует свобода и естественная справедливость. Это вершина развития человечества, после чего наступает упадок. Общество возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает движение по восходящей линии, новый круговорот. Эта идея поддержана и развита Шпенглером и Тойнби.

Эсхатология --- религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе эсхатологии лежит древнее представление о наличии в природе скрытых действующих сил, о борьбе доброго и злого, о загробном наказании грешников и награде праведникам. В развитой форме присуща иудаизму, христианству, исламу. Эсхатологические представления получали широкое распространение во времена социальных и политических кризисов: Иудея 1 в н.э., Германия 15-16 вв., Англия 16-17 вв., Россия 17-нач18 вв. В настоящее время эсхатология стала одной из ведущих тем религиозной футурологии, которая избирательно ассимилирует идеи современной западной прогностики об ограниченности прогресса, грядущей экологической и демографической катастрофе. Конец западной цивилизации --- (Тойнби, Шпенглер) в связи с вырождением ее культуры, общество потребления, массовая культура, вырождение ценностей, отчуждение человека, отсюда вывод о бесперспективности западной цивилизации, о ее конце. Питирим Сорокин --- европейская и американская "чувственная" культура терпит кризис во всех областях жизни, науки, искусства, права, морали, образа жизни, брака и т.д. Это кризис переходного периода, за которым новое возрождение культуры, замена материальных ценностей как основы культуры на идею национальную, основанную на ценностях религии и Бога. История имеет конечный пункт, но он достигается в случае, когда человек достигает уровня богочеловека (разрабатывается всем христианством, а затем Соловьевым).

Футурология как наука. Футурология – наука о будущем. О. Тоффлер: «Если мы хотим предотвратить шок от столкновения с будущим или проконтролировать рост населения, остановить загрязнение окружающей среды и гонку вооружений, мы не можем позволить себе, чтобы сотрясающие землю решения принимались бездумно, беспланово. Пустить все на самотек – значит, совершить коллективное самоубийство. Нам требуется сильная, новая стратегия. Я называю эту стратегию «социальной футурологией». Сегодня можно только сказать, что футурология пытается стать наукой и вместе с тем выступает как история будущего, как мировоззрение, как идеология. В футурологии начинают формироваться научные методы прогнозирования и виды прогнозов для научного предвидения как далекого, так и близкого будущего. Под предвидением мы понимаем знание о будущем, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок описываемого хода событий. Гносеологической основой предвидения служит способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковые – создаются для того, чтобы выяснить, каким может быть будущее, отталкиваясь от реальных оценок; нормативные – ориентированы на достижение в будущем каких-либо целей; аналитические – применяют в научных целях для определения познавательных ценностей различных методов и средств исследования будущего; прогнозы предостережения, они служат для воздействия на сознание людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Так же выделяют методы прогнозирования:

1.трендовая экстраполяция. Главная идея - сегодняшние явления можно экстраполировать в будущее. Экстраполяция – это тип прогнозирования, при котором распространение выводов происходит по одной части явления на другую часть, на явление в целом, на будущее. Положительные черты – метод дает большие результаты, если процесс однолинеен, мало зависит от субъекта и его оценочных ориентаций. Например, рост народонаселения: без катастроф, с учетом коэффициентов рождаемости и смертности, планировалось, что население в 2000 году будет составлять 6 млрд. и это подтвердилось, планируется к 2025 году – 8 млрд. человек. Отрицательные – точность экстраполяции резко уменьшается по мере продвижения в будущее, которое не может ни как быть простым количественным продолжением настоящего.

2. метод сценариев будущего. Суть метода – это продуцирование альтернативных сценариев будущего. Чаще всего, этот метод основан на художественном вымысле и импровизации. Автор сценария руководствуется принципом альтернативности и контурности. Это разработка не одного сценария, а нескольких сценариев будущего. Принцип контурности позволяет по выражению А. Кларка: «Лишь очертить профили будущего». Сценарии не должны претендовать на детальное изображение событий будущего.

3. историческая аналогия. Это рассмотрение будущего по аналогии с прошлым.

4. компьютерное моделирование. Это метод исследования объектов на моделях. Сегодня распространено компьютерное моделирование.

Глобальные проблемы современности. Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров физической среды, биологической и социальной сфер. Ускорение процессов развития общества сопровождается понижением уровня его стабильности, сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и свойства. Так как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный характер. Критерии определения глобальных проблем: проблема должна носить планетарный характер, нерешенность проблемы приведет к гибели человечества, для решения проблемы необходимы усилия всех стран.

Глобальные проблемы: 1. проблема войны и мира; 2. экологическая проблема; 3. проблема роста народонаселения; 4. проблема преодоления отсталости развивающихся стран; 5. проблема возобновляемых и невозобновляемых ресурсов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 29. Человек и природа | Тема «маленького человека» в произведениях Ф.М.Достоевского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.