Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление системы помощи лицам с отклонениями в развитии в России




Конец жизни. Желая, чтобы данное им государственное устройство оставалось навеки неизменным, Ликург отправился в Дельфы, клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, пока он не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполне удачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будет оставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам, чтобы не освобождать сограждан от данной им клятвы, уморил себя голодом.

Барельеф Ликурга, выполненный скульптором Карлом Полом Дженивейном, находится в Здании Конгресса США на капитолийском холме.

Период Средневековья (V –XV (XVII вв.)

В период Средневековья в Западной Европе инквизиция чинила расправу над душевнобольными людьми, считая слабоумных «детьми дьявола»; их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах. На заре Средневековья Аврелий Августин (354-430) открыл для европейского сознания понятие «личность».

Эпоха Возрождения (15-16 в.) связана с борьбой между религиозной схоластикой и гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам, к психическим и физическим аномалиям.

В эпоху Возрождения зарождаются гуманистические идеи сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам (Т. Мор. Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, Д. Локк). Врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, пытаются вести наблюдения за душевнобольными, искать пути помощи и возвращения их в общество.

Начиная с эпохи Возрождения и до середины ХIХ века в европейской дефектологической науке и практике можно проследить последовательную линию в эволюции взглядов и подходов к проблеме в умственном развитии ребенка, которую представляли медики, педагоги и практики.

Феликс Платер (Платтер) (28 октября 1536 в Базеле — 28 июля 1614 там же) — швейцарский медик, естествоиспытатель и писатель-автобиографист эпохи Возрождения.

В начале ХVII века профессор медицины Феликс Платер впервые осуществляет классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных.

Выдающийся чешский педагог, ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но упрямые и необузданные, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, - все они имеют право на обучение. Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания.

Первые попытки индивидуального обучения глухих были предприняты в 1578 г. в Испании и в 1648 г. в Англии, слепых – в 1670 г. во Франции.

Гуманизация и демократизация взглядов на гражданские права лиц с отклонениями в развитии нашли отражение в трудах Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро, в «Декларации прав человека» 1793 г. в период Великой французской революции. Однако широкой поддержки среди государственных деятелей и педагогов в то время эти идеи не получили.

Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 году в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал «Учреждение для бедных». Песталоцци обосновал принципы работы с «тупоумными»: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.

Разработал принцип природосообразности: образование и воспитание должны строиться в соответствии с ходом развития человеческой природы. Выделил необходимые способности человека: считать, измерять и говорить. Обучение должно быть подчинено воспитанию.

Начало научных исследований слабоумия положено в XIX веке, наиболее весомый вклад внесли французские врачи-психиатры Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик-Эскироль, Жан Итар, который впервые предпринял попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («Айверонского дикаря»). Внимание врачей на заре развития психиатрии привлекали наиболее глубокие формы интеллектуальных нарушений. Таким образом было положено начало медико-педагогическому направлению помощи детям с интеллектуальными аномалиями.

Филипп Пинель (фр. Philippe Pinel; 20 апреля 1755 — 25 октября 1826) — знаменитый французский психиатр.

Первоначально готовился к профессии священника и лишь на 30-м году жизни занялся изучением медицины. В 1792 г. он поступил врачом в парижское заведение для умалишенных Бисетр (Bicêtre), и здесь он стяжал себе неувядаемую славу тем, что выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных.

Этот смелый акт гуманности увенчался блестящим успехом в том смысле, что опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. Вскоре по почину Пинеля были освобождены от цепей также больные других заведений, и вообще с тех пор стал распространяться по европейским домам для умалишённых принцип их гуманного содержания, с возможным предоставлением им свободы и жизненных удобств.

Французский врач Филипп Пинель дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Жан-Этьен Доминик Эскироль (Jean-Étienne Dominique Esquirol; (3 февраля 1772, Тулуза — 12 декабря 1840, Париж) — французский психиатр, автор первого научного руководства по психиатрии, открыл первое официальное преподавание психиатрии во Франции, реформатор психиатрии. Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф.Пинеля, вводит в оборот понятия «имбецилизм» и «идиотия», «умственная отсталость». Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных.

Эмиль Вильгельм Магнус Георг Крепелин (нем. Emil Kraepelin; 15 февраля 1856 — 7 октября 1926) — немецкий психиатр.

Начиная со второй половины ХIХ века проблема умственной отсталости рассматривается в контексте неуспеваемости учащихся с отклонениями в развитии. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», ввел термин «олигофрения» (малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых.

Большой вклад в практику внес Эдуард Сеген, идеи которого не получили поддержки на родине во Франции, и он эмигрировал в Америку. Там под его руководством стали открываться частные школы для слабоумных детей; в этих учреждениях создавалась система педагогической помощи, предусматривающая обучение, трудовое и физическое воспитание. До сих пор педагоги-дефектологи широко используют пособия, разработанные Э. Сегеном. В Европе идеи Э. Сегена получили развитие благодаря Мария Монтессори, которая разрабатывала свою дидактическую систему для обучения умственно отсталых детей; ее дидактические пособия для сенсорного воспитания дошкольников до сих пор востребованы практикой.

Мария Монтессо́ри (итал. Maria Montessori; 31 августа 1870(18700831) — 6 мая 1952) — итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка.

Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.

На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики, опираясь на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной.

К началу ХХ века в медицине, педагогике, психологии был накоплен опыт по характеристике умственно отсталых детей, но необходимо было этот опыт систематизировать и выявить ведущий признак умственного развития ребенка. С появлением тестового метода, разработанного Альфредом Бине (фр. ученый ) и Томасом Симоном, в основе которого состояние коммуникативной функции речи, стало возможным соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста.

Таким образом, в зарубежной дефектологии и олигофренопедагогике можно проследить медицинский и педагогический подходы в решении проблем выявления и преодоления отклонений в развитии и поведении детей.

На рубеже XI–XX вв. в Европе зародились и получили развитие основные направления помощи детям с отклонениями в развитии (в специальных учреждениях):

– христианско-филантропическое: организация общественного призрения инвалидов в приютах, богадельнях и т. д.;

– медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;

– педагогическое: образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта;

– психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта, дифференциация.

История российской дефектологии опирается на национальный менталитет, традиции простого народа, обширный научный и практический опыт.

В православии сложились гуманные традиции в отношении людей с отклонениями в развитии. Издавна убогие, юродивые находили приют в церквах, монастырях. Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси традиционно была свойственна и простому народу, и присутствовала в официальных действиях церкви и государственной власти. В Уставе о Православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых.

В XI в. Киево-Печерская лавра становится прибежищем для калек и слабоумных; то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.

В начале XII века в «Поучении князя Владимира Мономаха своим детям» указывается, что следует не забывать убогих, подавать милостыню сиротам и защищать их.

Однако на Руси, так же как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось особенно много (после войн, экологических катастроф), передвижение их пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни.

В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

Петр I разработал указ о создании госпиталей для душевнобольных, но этот указ не воплотился в жизнь.

В период царствования Екатерины II разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения; создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.

Екатерина II издала «Указ об учреждении Приказов общественного призрения» (1775), по которому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы.

Система специального образования детей с отклонениями в развитии зародилась в 1797 г., когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоровны, объектом особого внимания которого стали детские приюты.

Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспитательные учреждения: опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск); школу для слепых (1807).

Конец 19-начало 20 веков интересен объединением взглядов педагогов, психологов, медиков на проблему умственной отсталости.

В России, как и в Европе, развиваются несколько направлений помощи детям с отклонениями в развитии:

христианско-благотворительное – приюты, богадельни, дома призрения;

лечебно-педагогическое – специальные отделения при больницах, школы-санатории;

педагогическое – детские ясли и сады, школы, колонии.

Основой финансирования учреждений специального образования являлись благотворительные средства.

Первые лечебно-просветительные учреждения в России появляются в XIX в. В 1854 г. в Риге доктор Фридрих Пляц открыл первое в Росси лечебно-педагогическое частное учреждение для умственно отсталых и эпилептиков, где помимо лечебных мероприятий проводились занятия по системе Э. Сегена. В Петербурге подобные учреждения для слабоумных были открыты силами энтузиастов – Екатерины Константиновны Грачевой, супругов – врачей Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских. В Москве первые вспомогательные классы были открыты по инициативе Марии Павловны Постовской. У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли видные ученые: А.И. Граборов, Л.К. Шлегер, К.Н. Корнилов. Самоотверженным организатором специального образования в России был В.П. Кащенко (1870–1943), который в 1908 г. открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей». Его книга «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» была переиздана в 1994 г. и до сих пор является востребованной среди педагогов, дефектологов и родителей.

В начале XX в. в России функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии.

По утверждению Н.Н. Малофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.

К 1907 г. действовало 61 заведение для глухих; к 1914 г. создано около 30 приютов и учебных заведений для незрячих; к 1917 г. во многих регионах России были организованы вспомогательные школы, приюты, врачебно-воспитательные заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с различными умственными недостатками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.