КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древний Китай
По словам фр.историка, антрополога права Н.Рулана, «история права в Китае это в значительной степени история его отсутствия или ограничения». В Китае право никогда не связывалось с тем, что правильно или справедливо. Оно носило репрессивный характер. Сам термин «Фа» (права) в значительной мере обозначал наказание. Фа – вода, куда бросали преступника Фа – однорогий баран, к которому обращался судья Фа – наказание Такой характер объясняется зарождением государства Китая и воинственной конфликтной историей его существования. Социальные связи в Древнем Китае носят родственный, а территориальный характер. Отсутствует столкновение элиты и народной массы. Основными идеями жизни были гармония, долг и добродетель. Этими идеями политико-правовая мысль обязана таким учениям как даосизм и конфуцианство. Исторически первым возникает даосизм (6 век до н.э.) – основатель Лао- цзы. Ключевым является понятие «дао». Точное определение дать невозможно, в этом заключается его суть. Дао аморфно и бестелесно, оно везде и нигде, оно все и ничто. Но если попытаться, то можно сказать, что дао – некий естественный закон всеобщей гармонии и добродетели. Закон настолько естественный и непреложный, что Лао-цзы отвергал любые наслоения человеческого разума (образование, культуру, войны). Жизненная позиция человека должна быть абсолютно пассивной. Все беды происходят от чрезмерной активности людей и как следствие от их отклонения от дао. Согласно одной из точек зрения дао является настолько определяющим понятием для древнекитайского общества, что именно оно лежит в основе всех последующих философских учений. Можно сказать, что даосизм заложил основы китайского менталитета.
Безусловно, влияние даосизма прослеживается в конфуцианстве (5 век до н.э., Конфуций) Вслед за Лао-цзы Конфуций говорит, что основной жизненной целью человека является познание дао-пути, который имеет несколько значений, постигая который в течении всей жизни можно достичь разный уровень ментального совершенства. В отличии от даосизма, оно является более политизированный учением. Основная часть философских рассуждений Конфуция посвящена искусству правления государством и выстраивание отношений с подданными. Именно Конфуция можно считать основателем патриархальной концепцией основания государства. Политическое учение Конфуция носит глубокий морально-нравственный характер. Все наставления по правлению государства, которые адресованы правителю, лишены практичности, целесообразности. И призваны воспитать как правителе, так и в подданных одно – добродетель. Это ключевое понятия конфуцианства выступает главным принципом всего государства. Конфуцианство отличалось не критичностью власти. На общем фоне древнекитайской философии более яркой политико-правовой сущностью отличался моизм (Мо-цзы) – 5 век до н.э.. им были выдвинуты некоторые реформистские идеи, не характерные для того общества (частичная критика действующей власти, идея справедливости, отстаивание интересов простого народа). В отличии от и=Индии, которой было совершенно чуждо понятие права, в Др.Китае идея права в европейском понимании все же существовала. Она была сформулирована школой легистов (законники) – 4 век до н.э., Шан Ян. Легисты критикуя конфуцианство предлагали довериться репрессивному закону, организующему жизнь людей нежели чем ждать пока люди сами достигнут совершенства. И все же не смотря на все усилия легистов идея права не внедрялась (до сих пор) в народном сознании.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |