Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции политической партии

Читайте также:
  1. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  2. АМЕРИКАНСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА
  3. Аргентина в 80-90 гг. Преобразования в экономике, политической сфере, формирование правительства, демократическое государство.
  4. Аспекты и концепции истины.
  5. Базовые концепции и модели финансового менеджмента
  6. Базовые концепции финансового менеджемента
  7. Базовые концепции финансового менеджмента.
  8. Базовые принципы, концепции, функции финансового менеджмента
  9. В 1903 г.на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
  10. В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
  11. В научной литературе различают также две основные концепции политической системы – правовую и социологическую.
  12. В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества.



Обычно выделенные образы не встречаются в чистом виде: у конкретных лидеров возможно сочетание этих характеристик в разных пропорциях. Некоторые лидеры способны увлечь людей, вдохновить их на какую-то деятельность. В этом случае часто говорят о харизме (от греч. charisma — божественный дар, благодать) — представлении об исключительной одаренности человека.Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. Право такого человека быть лидером поддерживается слепой верой, благоговением, преданностью людей. Ему верят не потому, что он сказал нечто правильное, а потому что это сказал именно он. Харизматичный лидер способен сплотить своих последователей перед лицом опасности, однако он, как правило, мало пригоден для решения текущих дел. История также много раз демонстрировала, что харизматичные лидеры могут легко превращаться в диктаторов.

Классификация лидеров по стилю поведения.

Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, его эффективность для конкретных условий, предсказуемость действий. Ученые выделяют пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидальный. Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и моти­вам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Кроме того, политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не под­тверждающую его теории, установки и убеждения. Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «белое» - «чер­ное», а люди делятся на «врагов» и «друзей». Стремление лиде­ра к безграничной власти обеспечивается им путемпостоян­ных манипуляций подчиненными, интригами и столкновения­ми их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием любой ценой подавить или уни­зить другого политика, даже вопреки элементарной логике. Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль мо­жет совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, со сла­бой политической культурой. Подобный политический стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в исторически ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой по­литический курс. Однако «хозяин» может эффективно лидиро­вать, только опираясь на развитую карательную систему, поли­тический террор. Представителями параноидального полити­ческого считаются И.В. Сталин, Иван Грозный. Демонстративный политический стиль. Он характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демон­страциям, он охвачен страстным желанием нравиться, посто­янно привлекать к себе внимание. Такой лидер достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, на­слушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообла­дания, столкнувшись с критикой в свой адрес. Менее всего представители демонстративного стиля пред­расположены к упорной и созидательной работе, рассчитан­ной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо «завести» и повести за собой толпу. Однако надолго их энер­гии не хватает, они, как правило, оказываются неспособными завершить начатое дело. «Артисты» болееэмоциональны, чем прагматичны. К подобному стилю лидерства можно отнести А.Ф. Керенского, Л. Д. Троцкого, В. В. Жириновского. Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить тер­мином «отличник». Ему свойственно почти навязчивое жела­ние делать все наилучшим образом, независимо от возможно­стей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабо­чен, мелочен, слишком пунктуален. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестан­дартные методы. Вследствие этого «отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя тот может и не соответствовать реальностям жизни, стремит­ся не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «отличниками». Типичным представителем такого политического стиля можно считать Л. И. Брежнева. Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать по­литику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие. К подобным лиде­рам можно отнести императора России Николая II. Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессив­ным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и само­устранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» предпочитает позицию сто­роннего наблюдателя. Политическая ответственность в таком случае практически отсутствует.Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и неэффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстратив­ного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В. И. Ленина (до револю­ции 1917 г. - «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).Указанные политические стили встречаются достаточно редко, скорее они выступают как тенденции.

Согласно прочим классификациям, можно выделить следующие виды лидеров: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.



Функции политического лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:1) Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.2) Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.4) Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.5) Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.6) Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.7) Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.Американский психолог К. Бирд в 1940 году составил список, в который входили 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские». Среди них были названы: - умение нравиться людям, завоевывать их симпатии, общительность, дружелюбие; - политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий; - политическая интуиция, острый ум, чувство юмора; - организаторский талант, ораторские способности; - умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения,адекватные данной ситуации; - наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп. Но ни одна из черт не занимала прочного места в перечнях, а в последующих исследованиях было установлено, что индивидуальные качества лидеров практически ничем не отличаются от набора психологических и социальных черт личности вообще.Однако, высшие должностные лица воспринимаются как исключительные, населениеприписывает им те или иные добродетели. От соответствия конкретного политикатакому представлению о нем зависит степень его поддержки массами.

Роль политических убеждений в жизни лидера. Одним из наиболее эффективных и прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что собой представляет политический лидер и в чем он стремится убедить своих сторонников, является изучение его политических убеждений. Политические убеждения — это то, что определяет, как лидер интерпретирует политическую среду и какие цели и стратегии ставит перед собой. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность. Лидер с сильными политическим убеждениями стремится убедить других в своих взглядах, и склонен рассматривать многое из того, что происходит в политической сфере, как имеющее непосредственное отношение к его делу. Лидеры, взгляды которых не столько прочно закреплены, чаще всего выступают не как лидеры-идеологи, а как лидеры-прагматики. И то, насколько последовательно и твердо такие лидеры будут отстаивать свое дело, зависит не от убеждений лидера, а от конкретной ситуации.

 

Политическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.

Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части общества; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).

В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.

В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Современные партии берут свое начало в ХІХ веке (хотя протопартийные образования были известны и ранее: оптиматы и популяры в Древнем Риме, тори и виги в Англии, якобинцы, монтаньяры, жирондисты в конвенте революционной Франции). Это было связано с введением в ряде западных стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение более или менее широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни — утверждения государственной власти посредством выборов. Либералы первыми создали свои организации с собственной идеологией и фракциями в парламенте. Первыми такими организациями стали Прогрессивная партия в Германии, Бельгийская либеральная партия и др. По их примеру подобные организации создали и консерваторы, например «Клуб консерваторов» в Англии. И те, и другие довольно долго считали себя не партиями, а объединениями единомышленников. Дальнейшее расширение избирательного права подтолкнуло их организационно укрепить свои партии. Следует различать партии, возникшие в качестве парламентских партий в рамках самого парламента, и внепарламентские партии. Первые возникли сравнительно рано и рассматривались как часть конституционного механизма. Затем формировавшиеся в обществе группы стали принимать эти партии как выразителей своих интересов. Сами партии, в свою очередь, предпринимали усилия по привлечению в свои ряды членов, а также по организации поддержки среди этих групп. Такой путь проделала консервативная партия Великобритании, которая сформировалась в структурах парламента. Наоборот, лейбористская партия Великобритании первоначально сложилась как внепарламентская организация в недрах английского рабочего движения и лишь позже стала парламентской партией. В континентально европейских странах, где традиция конституционной оппозиции привилась сравнительно позже, большинство партий возникли вне парламента — первоначально из разного рода клубов, студенческих организаций, профсоюзов, крестьянских кооперативов и т. д. Французская революция, которая стала переломным этапом в переходе от феодализма к капитализму, дала сильнейший толчок образованию на Европейском континенте разнородных консервативных группировок, именовавших себя «аристократами», «роялистами», «придворными партиями», а во второй половине XIX - начале XX в. сформировались и консервативные партии. Они, по сути дела, возникли в качестве реакции и противовеса либеральным партиям.

Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы, прежде всего рабочий класс для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических социально-политических порядков и создание нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан с деятельностью 2-го Интернационала. Эти партии возникли и развивались на основе марксистской идеологии и на первом этапе своей деятельности не стремились к участию в избирательных кампаниях с целью победы на выборах и получения, таким образом, права на власть. Да и реальных возможностей для этого у них ещё не было. Лишь позднее, укрепившись, они включились в парламентскую деятельность и то сначала, прежде всего, для пропаганды своих программных установок. Эти партии по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью. Рабочие партии возникли в борьбе с капиталистической системой, аграрные партии — как реакция против индустриального развития, христианские партии — в борьбе против секулярных, антиклерикальных движений, а фашистские — против демократии во всех её формах и т. д. Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают её на протяжение длительного времени, составляют её социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах — её электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т. д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенной социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции — группы, выдвигающие программы, несколько отличные от общей программы партии. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия Украины), основную цель (задачу) деятельности партии (партия поддержки малого и среднего бизнеса); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианско-демократическая партия) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникнования, как это было в случае с «Рухом»: первоначально существовало общественное движение «Народный рух (движение) Украины за демократию и перестройку». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей (российская партия «Яблоко» — Явлинский, Болдырев, Лукин). Наименования партий также могут быть краткими и емкими, как например Свобода. Политическая партия может использовать в своём наименовании слово «Украина» и образованные на ее основе слова и словосочетания. А в Республике Беларусь наоборот, установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях»). В отдельных европейских государствах (Великобритания, Словения, Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации . Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии. Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

В последние годы отмечается падение роли политических партий: в странах Запада – на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах – на фоне тенденций к широкой этатизации (слияние с партией государственного аппарата или подмена его партийными структурами) партий.

Политическая партия (лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу - выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Это стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия. С помощью партий гражданское общество интегрируется в государство, а государство обретает легитимность в глазах общества.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп преимущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти. Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе. К. фон Бейме характеризует партии как общественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Обязательные элементы политической партии:

  • всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает особое видение мира и человека.
  • это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
  • цель всякой партии — овладение властью или участие в ее осуществлении наряду с другими партиями.
  • каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих, и как результат – голосование за нее или ее представителей на выборах.

Признаками партии являются:

  • наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе;
  • функционирование на долговременной основе, организационная структурированность;
  • наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе, партийная дисциплина;
  • наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
  • направленность на завоевание политической власти (путем участия в формировании парламентских, правительственных и государственных учреждений) и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
  • наличие народной поддержки, добровольность членства (возможна уплата членских взносов).

Чтобы возникла политическая партия, требуется целый ряд условий:

- прежде всего, должно произойти определенное сближение некоторых участников общественного движения с общественно политическими концепциями: эти концепции должны в некоторой мере отражать и выражать потребности, чаяния и интересы данного движения, а, следовательно, и восприниматься ими.

- во-вторых, основные самостоятельные компоненты партии должны достигнуть некоторой степени зрелости и определенности. Например, отсутствие должной степени общественно–политической активности более или менее заметной части населения не даст партии минимально необходимого числа активистов, не говоря уже о политическом влиянии в обществе.

- в-третьих, должна сформироваться более или менее сплоченная инициативная группа, которая способна выработать более или менее длительную стратегическую ориентацию, которая является условием привлечения к партии наиболее активных элементов.

- в-четвертых, зарождающиеся партийные группы должны установить живые контакты с различными массовыми организациями и движениями. Это даст партиям достоверную информацию о процессах, происходящих в гуще населения.

- в-пятых, в партии должно сложиться определенное партийное товарищество, свои правила и традиции взаимоотношений, разрешения неизбежных споров и конфликтов. Эти правила не должны препятствовать необходимым спорам и дискуссиям.

- в-шестых, партия должна научиться развиваться во взаимодействии и конкуренции с другими политическими партиями. Без союзов и без борьбы любая партия вырождается в бюрократическую силу.

- в-седьмых, очень важной является ее способность выявлять естественных лидеров и привлекать их в свои ряды. Без этого она может остаться кружком единомышленников.

Эти условия не возникают сразу, они складываются постепенно.

Важным этапом в жизни партии является овладение способностью к политическому действию, умение предложить конструктивную программу, заключать союзы, завоевание мест в местном самоуправлении и парламенте, установление тесных контактов с общественными движениями.

Необходимым элементом политической партии является общественное движение, то есть определенная общественно–политическая активность части граждан. Она имеет разные уровни, степени, формы. Наиболее элементарные формы активности – это простой интерес к политике. Более активная форма – участие и выступления в митингах, участие в различных массовых движениях, регулярное голосование на выборах. Высшей формой общественно–политической активности граждан можно считать членство в политической партии. Разные формы общественной активности могут преследовать разные цели, которые касаются политических, экономических, социальных, идеологических, культурных, международных и других проблем. Степень активности людей, вовлекаемых в такие движения, тоже различна в зависимости от конкретной цели, страны и времени. Чтобы не отрываться от «своего» общественного движения и не попасть в кризис, партия должна ставить ясные и понятные задачи, а не слишком далекие, перспективные цели, к которым не готово население, должна строго улавливать момент возникновения и усиления новых движений.

Вторым элементом политической партии являются идейно-политические течения. Так как партия дает политическое выражение различным потребностям и интересам, партия неизбежно принимает или формулирует некоторую систему политических, моральных и идейных ценностей. Наиболее устойчивыми являются партии, которые черпают эти ценности в реальной действительности. Неконструктивным, запрограммировано провальным будет брать на вооружение иллюзии, не существующие реально концепции. Например, иллюзию о том, что весь народ стоит на позициях «научного социализма» и т. д. С этой точки зрения четко различаются идеологические и прагматические партии. Первые главное внимание уделяют разработке идеального общества, идеологических проблем и их распространению среди своих членов и сторонников. Вторые преимущественное внимание уделяют практической политике, руководствуются прагматическими соображениями.

Особенностью партии является ее представительный характер. В обществе есть много институтов, которые представляют те или иные интересы, взгляды стремления. Но только политическая партия способна дать этим интересам политическое измерение, политическое выражение. Это и функция партии, но такая функция, которая отражает некоторую сущность партии. Без представительства нет партии, ибо нет смысла поддерживать партию, которая не представляет чьи-то интересы.

Третьим элементом партии является организация. Организацией можно назвать некоторую структуру, некоторое множество или объединение людей, сохраняющее определенную устойчивость. Только в том случае, если объективно существующим проявлениям общественно–политической активности граждан удастся найти и предложить соответствующие им устойчивые организационные формы, создаются реальные условия для возникновения партии. Политические и психологические условия могут потребовать очень жесткой, централизованной партийной структуры, но существуют партии, имеющие весьма неопределенную структуру. То же касается и политических задач. В некоторых случаях политику партии можно осуществлять только через строго централизованную структуру. В других ситуациях чрезмерная централизация и жесткая дисциплина дает негативный результат, отучает членов партии от инициативности, творческого поиска. Таким образом, названные условия определяют организационную структуру, внутрипартийное отношение и сам характер партийных работников. Нет оптимальной модели организации для всех стран, условий и этапов политического процесса. Есть действенная форма организации для конкретных условий.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;
  • создание возможностей для политической социализации личности;
  • подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • организация избирательных кампаний и участие в них;
  • борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено между народными массами и государством;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — овладение политической властью и участие в ее осуществлении. Несмотря на то, что партии стремятся завоевать власть, они не должны властвовать. В демократическом обществе партия, добившись победы на выборах, становится правящей, но не изменяет своей сущности. Она расставляет своих представителей на ключевых государственных должностях, создает парламентскую фракцию, обеспечивает ее взаимодействие с электоратом, посредством кадровой политики оказывает воздействие на политический курс, участвует в формировании правительственной программы. Оппозиционные партии противостоят правящей, с помощью критики выявляют слабые места ее курса, предлагают свои альтернативы, конкурируя с ней на выборах. При тоталитаризме происходит сращивание партии и государства. Партия получает права и прерогативы государственной власти (властвующая партия), постепенно изменяя свою сущность. В авторитарной системе, где велико значение личности лидера, партии, если их деятельность не запрещена, выполняют декоративную роль, камуфлируя суть режима.

Существует несколько типологий политических партий:

  • поидеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;
  • по месту в партийном спектре: правые, центристские, левые;
  • потерриториальному признаку - общенациональные, региональные и т.д.;
  • посоциальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
  • по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
  • поучастию во власти - правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные), доминирующие, авторитетные и маловлиятельные.
  • по средствам политической деятельности: преимущественно парламентские или преимущественно внепарламентского действия.
  • по организационной структуре: классического типа, движенческого типа, политические клубы, авторитарно-собственнического типа.
  • по способу возникновения и деятельности: а) самостоятельные, возникшие на основе самодеятельной инициативы граждан; б) проправительственные, созданные «сверху»; в) электорально-парламентские; г) возникшие на базе социальных группировок.
  • по отношению к форме государственного устройства: а) унитарные; б) федеральные; в) сепаратистские.

Политологи Ричард Гантер и Ларри Даймонд выделили пять различных видов «идеальных» политических партий:

  • партии элиты,
  • народные/массовые партии,
  • этнически направленные партии,
  • избирательные объединения,
  • партии тех или иных движений.

Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются за счет членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

Деление современных партий на кадровые и массовые основывается на различиях в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций – комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США – демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в период распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде – некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Великобритании); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США, означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

III

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении.

Партийная система – совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством. Природа партийной системы в той или иной стране обусловлена множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы. Политические партии могут действовать как самостоятельно, так и в блоке, союзе с другими партиями, образуя партийные системы.

Партийная система страны — отражение соотношения и расстановки сил действующих в стране партий. Но соотношение и расстановка сил партий при проведении массовых кампаний, на выборах, внутри парламента, при образовании и деятельности правительства часто неодинаковы. Необходимо различать несколько уровней партийной системы во всякой демократической стране. Соотношение и расстановка сил партий во внепарламентской политической жизни составляет социальный уровень партийной системы. Социально адекватны те партии, которые укоренились в качестве выразителей интересов определенных общественных групп. Соотношение и расстановка сил партий на выборах, т.е. электоральный уровень партийной системы страны часто не идентичен социальному уровню той же системы: часть партий не принимает активного участия в тех или иных массовых кампаниях, но зато придает большое значение участию на выборах, другая часть партий поступает наоборот.

Немецкий политолог Г. Каак определяет партийную систему как “совокупность политических сил, представленных в парламенте, или, по крайней мере, добивающихся представительства в парламенте, сообразно их числу, градации их размеров, структуре и политическим взаимоотношениям.” В этом определении следует обратить внимание на три момента: 1) составными частями партийной системы признаются не непосредственно партии, а нечто более общее — политические силы; 2) на условия признания той или иной политической силы звеном партийной системы (наличие у нее своих депутатов в парламенте или хотя бы их выдвижение на выборах); 3) параметры, посредством которых один вид партийной системы отделяется от другого (число партий, градация партий по их размерам, структура партий, отношения партий между собой).

По мнению Р.-Ж. Шварценберга, в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” – появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3–4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур – к формированию устойчивых двухпартийных систем.

Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культурных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

Партийные системы отражают устойчивые связи и отношения партий между собой, отношения их с государством, обществом и другими общественными институтами.
В основу типологии партийных систем обычно кладутся два основных критерия:

1. характер связей между государством и обществом (тут выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы);

2. количественный характер (однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы).





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  2. АМЕРИКАНСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА
  3. Аргентина в 80-90 гг. Преобразования в экономике, политической сфере, формирование правительства, демократическое государство.
  4. Аспекты и концепции истины.
  5. Базовые концепции и модели финансового менеджмента
  6. Базовые концепции финансового менеджемента
  7. Базовые концепции финансового менеджмента.
  8. Базовые принципы, концепции, функции финансового менеджмента
  9. В 1903 г.на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
  10. В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
  11. В научной литературе различают также две основные концепции политической системы – правовую и социологическую.
  12. В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.159.113.182
Генерация страницы за: 0.019 сек.