КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс планирования, процесс деятельности
Мотивы Трудовые действия Цель Компоненты трудовой деятельности дошкольников 5. Результат труда
Компонентами трудовой деятельности являются: • цель; • трудовые действия; • мотивы; • процесс планирования, процесс деятельности; • результат труда.
1. Цель как компонент трудовой деятельности отражает достижение пред- полагаемого результата труда. Дети младшего школьного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда. Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в зачаточном состоянии. На данном этапе решающая роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата. Для данной возрастной группы взрослый ставит отдаленные цели. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в ее реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.
2. Трудовые действия - относительно самостоятельные процессы трудовой деятельности. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности.
3. Мотивы - психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. В качестве мотивов могут выступать психические процессы, состояния и свойства личности. Мотивы могут быть самыми разнообразными: • получить от взрослых положительную оценку своих действий; • самоутвердиться; • вступить в общение со взрослыми; • принести пользу другим (общественный, мотив) и т. д. Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5 - 7 лет ребенок способен их формулировать.
4. Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя: • организацию работы; • исполнение; • контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, намечают основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но действует последовательно. Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно ирационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно. Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего возраста увлекает процесс деятельности как таковой. Но и старших дошкольников увлекает сам процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.
5. Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаше всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5 - 7 лет у детей уже может появиться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде. Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |