Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Ответственность за нарушение законодательства о государственном социальном страховании

Возможность добровольного и дополнительного социального страхования.

Условия, размеры и порядок назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию

Условия, размеры и порядок назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию определяются в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы государственного социального страхования по соответствующему страховому случаю.

При одновременном происшествии таких страховых случаев, как инвалидность, достижение пенсионного возраста и потеря работы, выплачивается один вид пенсии или пособия.

 

Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование.

Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.

Условия, размеры и порядок получения выплат по добровольному и дополнительному социальному страхованию определяются в соответствии с договорами о добровольном и дополнительном социальном страховании.

Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховщиками (страховыми организациями) в соответствии с законодательством. Государство не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховщиков (страховых организаций).

За нарушение законодательства о государственном социальном страховании юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

Тема: Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Цель занятия: изучить систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, позволяющую эффективно осуществлять правоохранительную функцию государства, их функции, средства воздействия на нарушителей, порядок осуществления общественного контроля, ответственность за нарушение законодательства о труде.

 

Основные вопросы темы:

1. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

2. Ответственность за нарушение законодательства о труде.

 

Источники и литература:

1. Трудовое право: Учебник. / В.И.Семенков, В.Н.Артемова и др. Под общ.ред. В.И.Семенков, 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2002. – с.623.

2. Основы права: Учебник. / Г.А.Василевич, А.В.Борков и др. Под общ.ред. Г.Б.Шишко. – Мн.: Амалфея, 2002. – с.690.

3. Основы права: учеб.пособие. / С.Г.Дробязко, Т.М.Шамба, Г.А.Василевич и др.; Под ред. В.А.Витушко и др. – Мн.: БГЭУ, 2002. – с.610.

 

Важнейшим фактором обеспечения законности в сфере трудовых отношений является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, осуществляемый системой надлежащих органов.

Согласно ст.462 ТК систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Надзорно-контрольная деятельность – это вид правоохранительной деятельности государства.

Объектом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде являются трудовые права человека (как индивидуальные, так и коллективные).

К общественным функциям, которые призваны выполнять органы надзора и контроля, относятся: обеспечение законности в трудовых правоотношениях, защита субъективных трудовых прав работников, содействие совершенствованию организации труда и др.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в двух формах:

Контроль – это составная часть управленческой деятельности. Сущность ее заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов предписаниям нормативных актов, корректировке и применении санкций, в оценке ее не только с точки зрения законности, но и целесообразности, эффективности.

Надзор – это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установления и сфере применения условий труда.

В каждой из названных сфер надзорно-контрольной деятельности следует различать предварительный, текущий и последующий надзор и контроль.

Предварительный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде заключается в предупреждении нарушений законодательства, недопущении принятия незаконных решений.

Цель последующего надзора и контроля состоит в выявлении уже допущенных нарушений трудового законодательства и восстановлении прав работника.

Текущий надзор и контроль может быть как предварительным (если соответствующее решение еще не принято), так и последующим (если решение состоялось).

Систему органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, образуют специально уполномоченные органы. Их единственным назначением является обеспечение соблюдения законодательства о труде. Это органы межотраслевой компетенции.

Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости, миграции и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

Специально уполномоченным государственным органом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике является департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Основной задачей этого департамента является осуществление специальных, контрольных, координационных и иных функций в области обеспечения технической, ядерной и радиационной безопасности.

Государственный энергетический надзор осуществляется Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.

Осуществление санитарного надзора за соблюдением нанимателями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил возложено на органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Государственный санитарный надзор – деятельность уполномоченных государственных органов и учреждений, направленная на профилактику заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, другими органами государственного управления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами осуществляют органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу в неблагоприятных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов органами власти и управления, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Прокурорскому надзору характерны специфические формы реагирования на выявленные нарушения: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

Контроль за соблюдением трудового законодательства подразделяются на общественный и государственный, соответственно органы, его осуществляющие, по своему характеру и положению могут быть двух типов: общественные и государственные.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти, по своей природе – это административно-правовой контроль.

Общественный контроль проводится общественными организациями, органами общественной самодеятельности, трудовыми коллективами и гражданами.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы (ст.463 ТК). Порядок осуществления общественного контроля профсоюзами определяется Правительством Республики Беларусь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды выплат по государственному социальному страхованию | Ответственность за нарушение законодательства о труде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.