КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета
Оборотная ведомость является способом обобщения показателей счетов. Хозяйственные операции записываются на аналитических и синтетических счетах. В конце месяца записи суммируются для получения обобщающих показателей в виде месячных оборотов и сальдо. Оборотные ведомости подразделяются на два вида: - оборотная ведомость по синтетическим счетам; - оборотная ведомость по аналитическим счетам. Оборотная ведомость по синтетическим счетам – это итоги оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам.
В данной таблице существует три равенства: Σ1 = Σ2, Σ3 = Σ4, Σ5 = Σ6. Итог начальных остатков по дебету должен быть равен начальным остаткам по кредиту, т.к. актив баланса равен пассиву баланса (Σ1 = Σ2). Итог оборотов по дебету равен итогу оборотов по кредиту по принципу двойной записи (Σ3 = Σ4). Итог конечных остатков по дебету равен итогу конечных остатков по кредиту, т.к. актив и пассив баланса равны (Σ5 = Σ6). Оборотная ведомость по аналитическим счетам В зависимости от применяемых в аналитическом учете измерителей различают 2 формы оборотных ведомостей по аналитическим счетам: - суммовую; - количественно-суммовую.
Суммовая оборотная ведомость по аналитическому счету 62
Количественно-суммовая оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется в том случае, когда необходимо знать не только стоимость, но и количество.
3.8. КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ Бухгалтерские счета можно объединить в экономически однородные группы. Зная характерные свойства группы, можно иметь представление о каждом счете в отдельности.
3.9. КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И СТРУКТУРЕ
Счета бухгалтерского учета делятся на три основные группы плюс забалансовые счета: 1. Основные 2. Регулирующие 3. Операционные. В I группу основных счетов входят счета, учитывающие имущество организации, источники образования данного имущества, включая заемный капитал. Это счета: 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 04 «Нематериальные активы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 80 «Уставный капитал» 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
II. Регулирующие счета – счета данной группы уточняют оценку отдельных видов имущества и его источников. Регулирующие счета подразделяются на контрарные, дополнительные, контрарно-дополнительные. Контрарные счета – на сумму своего остатка уменьшают остаток имущества на основных счетах. Например, счет 02 «Амортизация основных средств» уменьшает счет 01 «Основные средства»; счет 05 «Амортизация нематериальных активов» счет 04 «Нематериальные активы».
Д20 К02
Контрактивные счета предназначены для уточнения основных активных счетов, а контрпассивные – основных пассивных счетов. Дополнительные счета в отличие от контрарных не уменьшают, а наоборот увеличивают на сумму своего остатка остаток имущества на основных счетах. Например, на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» ведется учет транспортно-заготовительных расходов по заготовке и доставке материалов. Он выступает в качестве регулирующего дополнительного счета к счету 10 «Материалы». Фактическая себестоимость материалов складывается из стоимости по ценам приобретения и транспортно-заготовительных расходов. (Например. Покупательная стоимость сырья составляет 20 000 руб., транспортные расходы – 900 руб. Тогда фактическая себестоимость 20 900 руб.) Контрарно-дополнительные счета соединяют в себе признаки контрарных и дополнительных счетов (например, счет 40 «Выпуск продукции»). III. Операционные счета состоят из 4 групп: 1. Калькуляционные счета (20, 21, 29, 44, 08). На этих счетах отражаются производственные закупки, учитываемые при определения фактической себестоимости конкретных видов продукции. По дебету этих счетов учитываются фактические затраты, а по кредиту – выход продукции по нормативной или фактической себестоимости. Пример. 1 операция – отпущено в основное производство материалы стоимостью 15 000 руб. (Д20 к10). 2 операция – начислена заработная плата работникам основного производства 20 000 руб. (Д20 К70). 3 операция – отнесены на затраты услуги сторонней организации – 10 000 руб. (Д20 К60). 4 операция – списаны общепроизводственные расходы в размере 15 000 руб. (Д20 К25). 5 операция – Готовая продукция, продукция которая прошла производственный цикл и поступившая на склад в сумме 60 000 руб. (Д43 К20).
Первоначальная стоимость внеоборотных средств и нематериальных активов определяется по счету 08 «Вложение во внеоборотные активы» (активный). Пример. 1. Приобретено основное средство стоимостью 50 000 руб. Д08 К60. 2. Стоимость доставки 5 000 руб. Д08 К60. 3. Начислена заработная плата персоналу за разгрузочно-погрузочные работы Д08 К70 - 300 руб. 4. Оприходованы основные средства Д01 К08 - 55 300 руб.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЧЕТА СОБИРАТЕЛЬНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЧЕТА Собирательно-распределительные счета предназначены для сбора расходов и дальнейшего их распределения. Имеются ввиду расходы, которые невозможно отнести сразу на определенную продукцию. Пример счета 26 «Общехозяйственные расходы»
1. Начислена амортизация по основным средствам общехозяйственного назначения 5 000 руб. Д26 К02. 2. Использованы материалы для общехозяйственных нужд Д26 К10 – 1 000 руб. 3. Начислена заработная плата управленческому персоналу в сумме 3 000 руб. Д26 К70. 4. Отражены коммунальные расходы Д26 К60 – 2 000 руб. В конце месяца в дебете счета 26 – 11 000 руб. Эти затраты списываются в дебет счета 20. Счет 26 остатков не имеет. Затраты на сч.26 постоянные. К собирательно-распределительным счетам относится счет 25 «Общепроизводственные расходы». Он аналогичен счету 26: не имеет остатков и вся сумма в конце месяца переходит на счет 20.
БЮДЖЕТНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЧЕТА Бюджетно-распределительные счета предназначены для распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами для равномерного включения их в расходы или доходы.
Пример. Счет 98 «Доходы будущих периодов». В отчетном периоде поступила квартальная арендная плата от арендатора за аренду помещения, относящаяся к будущему периоду на сумму 6 000 руб. Д51 К76 (62) – 6 000 руб. Д62 К98 – 6 000 руб.
1. Наступает первый месяц квартала, за который была внесена плата Д98 К91 – 2 000 руб. 2. Наступает второй месяц квартала и мы показываем 2 000 руб. за аренду Д98 К91. 3. Наступает третий месяц квартала – Д98 К91 – 2 000 руб.
Пример. Счет 97 «Расходы будущих периодов»
Организация в марте оплатила стоимость объявления в газете, которое будет опубликовано в апреле и мае. Общая сумму затрат на рекламу составила 20 000 руб. 1. Показываем нашу задолженность по рекламе и это относится не к отчетному периоду, поэтому используем счет 97. Д97 К60. 2. Оплачиваем стоимость рекламы Д60 К51. 3. Апрель. Реклама опубликована и 10 000 руб. уходят со счета 97 на счет 44. Д44 К97. 4. В мае - Д44 К97 – 10 000 руб.
СОПОСТАВЛЯЮЩИЕ И ФИНАНСОВО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ СЧЕТА Сопоставляющие и финансово-результативные счета предназначены для учета отдельных хозяйственных процессов и определения результатов по ним. Пример. Счет 90 «Продажи» (сопоставляющий счет) – сопоставляющий доходы и расходы.
Реализована готовая продукция на сумму 118 000 руб., в т.ч. НДС 18 000 руб. Производственная себестоимость данной готовой продукции составляет 60 000 руб. Расходы на продажу составили 10 000 руб. 1. Выручка от реализации Д62 К90 – 118 000 руб. 2. Расход готовой продукции со склада Д90 К43 – 60 000 руб. 3. Доставка готовой продукции, проданной покупателю Д90 К44 – 10 000 руб. 4. Начислен НДС 18 000 руб. Д90 К68 5. Выручка больше затрат на 30 000 руб. – это прибыль. Списываем в К99 проводкой Д90 –9 К99 – 30 000 руб.
Счет 91 «Прочие расходы и доходы» такой же, как и счет 90. Если терпим убытки, то сумма будет отражена на К90 и пойдет на Д99. Счет 99 «Прибыли и убытки» - финансово-результативный счет, используемый для определения конечного финансового результата
Прибыль от реализации готовой продукции составила 40 000 руб. Прибыль от реализации материалов составила 10 000 руб. Налоговые санкции в отчетном периоде (штрафы, пени) составили 1 000 руб. 1. Показываем прибыль Д90-9 К99 – 50 000 руб. 2. Налоговые санкции Д99 К68 – 1 000 руб. На счете 99 отражаются чрезвычайные доходы и расходы, вследстви стихийных бедствий. Если К99 больше Д99 – это прибыль. 3. Д99 К84 – 49 000 руб. К84 – это нераспределенная прибыль. Д84 – это непокрытый убыток отчетного периода. 3.10. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета с указанием их номеров и установленный для определенной категории предприятий. План счет включает 8 разделов: I. Внеоборотные активы II. Производственные запасы III. Затраты на производство IV. Готовая продукция и товары V. Денежные средства VI. Расчеты VII. Капитал VIII. Финансовые результаты + Забалансовые счета
Счета I, II, III первых разделов плана счетов вобрали в себя все ресурсные счета, представленные счетами имущества, а также счета формирующие информацию о процессе производства продукции, работ и услуг. Счета IV-VI обобщают информацию по всем хозяйственным операциям, раскрывающим процесс обращения. Счета VII раздела раскрывают процесс формирования и использования собственного капитала. Счета VIII раздела обобщают информацию о доходах и расходах организации, а также о финансовом результате за отчетный период. Каждому балансовому и забалансовому счету в плане счетов присвоен определенный номер. К определенным счетам предусмотрены субсчета с указанием их номера и наименования. Каждая организация разрабатывает рабочий план счетов, т.е. выбирает те синтетические счета, которые ей необходимы для постановки бухгалтерского учета.
3.11. ПЕРВИЧНАЯ УЧЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Начальной стадией регистрации хозяйственной операции в организации является первичный учет. Объектами первичного учета является все те операции, которые тем или иным образом оказывают воздействие на изменение средств организации и источники их формирования. Каждая хозяйственная операция должна быть зафиксирована непосредственно в момент ее совершения, а если это не возможно осуществить, то непосредственно после ее окончания. Фиксация хозяйственной операции осуществляется посредством составления документов. Первичный документ – это бухгалтерский документ, составленный в момент совершения хозяйственной операции, подтверждающий факт ее совершения, раскрывающий ее содержание и юридически закрепляющий факт ее совершения. Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Первичные учетные документы принимаются к учету если они составлены по форме, содержащихся в альбомах унифицированных форм первично-учетной документации. Первично-учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты (Закон «О бухгалтерском учете»): 1. Наименование документа 2. Дата составления 3. Наименование организации, от имени которой составлен документ. 4. Содержание хозяйственной операции. 5. Измерители хозяйственной операции в натуральном или денежном выражении. 6. Наименование должностей лиц, которые ответственны за совершение хозяйственной операции и правильности ее оформления. 7. Личные подписи и их расшифровка. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченным ими на то лицами. При не соблюдении данного условия документы финансовые и кредитные считаются не действительными и не должны приниматься к исполнению.
3.12. УЧЕТНЫЙ РЕГИСТР
Рис. Регистры бухгалтерского учета – это таблица определенной формы, построенная в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования и служащая для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Учетные регистры ведутся в виде карточек, отдельных листов, ведомостей, журналов и книг. Формы учетной регистрации, порядок записи в них, обработки и использования определены инструкциями о журнально-ордерной форме счетоводства, инструкциями по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете. В тексте и цифровых данных в первичных документах и учетных регистрах подчистки и не оговоренные исправления не допускаются. При обнаружении ошибок и исправлений в регистрах сумма зачеркивается тонкой чертой, так чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Нужно сделать оговорку об исправлении.
3.13 ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Форма учета – это бухгалтерская запись данных из первичных документов в учетные регистры. При разных формах учета используется разное сочетание учетных регистров. Формы бухгалтерского учета рассмотрим на примере журнально-ордерной формы учета. Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру, использовавшему при этой форме счетоводства журнально-ордерного. Журналы-ордера – это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу, записи в них ведутся по мере поступления документов либо как итоги в зависимости от характера и содержания операции. Журналы-ордера служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счету. В них отражаются кредитовые обороты данного счета или по каждому первичному документу или по итогам за день, или по итогам за более длительный период. Журнал-ордер по кредиту сч. 50 «Касса» в дебет счетов
Итоговые данные журнала-ордера в конце месяца переносятся в Главную книгу, которая используется для обобщения данных из журналов-ордеров и составления отчетного баланса. Главная книга открывается на год. На каждый счет в ней отводится один лист.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |