Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы управления




Функциональная роль исследования в развитии

Исследование помогает глубже понять проблему и, следова­тельно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современ­ного управления, исследование — важная характеристика профес­сионализма. Современный менеджер должен приобретать и осва­ивать навыки исследовательской деятельности.

Исследование систем управления - это вид деятель­ности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющими­ся внешними и внутренними условиями.

В условиях динамичности современного производства и общест­венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не­возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.

Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследо­вания приглашают консультационные фирмы. Необхо­димость в исследованиях систем управления продикто­вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра­боты этих организаций.

Понятие «функциональная роль исследования СУ» следует воспринимать как меру результата, полу­чаемого за счет выполнения исследовательских функций при изуче­нии СУ (т.е. не столько как степень, сколько как меру результата), зависящего от их научного и практического целевого использования.

Особенно важную функциональную роль играют исследования СУ в развитии автоматизации управленческих процессов, что объек­тивно необходимо для повышения эффективности, как управляющей, так и управляемой подсистем. При этом одно из направлений разви­тия современных СУ - создание интегрированных систем, обеспе­чивающих комплексную автоматизацию работ по управлению.

Для усиления функциональной роли исследований в целом и СУ в частности органы управления различных уровней, в том числе государственного, в той или иной мере стремятся финансировать научную деятельность. Например, развитые страны (Япония, США и др.) на финансирование научно - исследовательских работ выделя­ют примерно 2,5—3% ВВП.

Россия в настоящее время при относительно небольшом ВВП из-за недостаточности средств на другие статьи расходов столько тратить на научные исследования не мо­жет. В абсолютном исчислении наши финансовые затраты на ука­занные цели примерно в 30—60 раз меньше. Для устранения сложившегося дисбаланса следует увеличивать расходы на нужды ис­следований не только из государственного и региональных бюдже­тов, но также использовать для проведения исследовательских ра­бот финансовые возможности независимых организаций.

Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить:

- обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и

- какие внутренние слабости могут осложнить буду­щие проблемы.

Метод, который используется для ди­агностики внутренних проблем, называют управленче­ским обследованием. Данный метод основан на ком­плексном исследовании различных функциональных зон организации.

Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить следующие функциональные зоны:

-маркетинг;

- финансы (бухгалтерский учет);

- производство;

-персонал;

-организационную культуру;

-имидж организации.

Методика анализа производства (производственной зоны организа­ции) существенно отличается от широко известной мето­дики оценки организационно-технического уровня про­изводства. Это отличие объясняется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа производящих функций акцент делается на следующие вопросы:

-может ли предприятие производить товары с меньшими из­держками по сравнению с конкурентами?

-имеет ли дос­туп организация к новым материальным ресурсам?

-каков технический уровень предприятия?

-обладает ли предпри­ятие оптимальной системой контроля качества продукции?

-насколько хорошо организован и спланирован про­цесс производства?

Финансовое отношение организации во многом оп­ределяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помо­жет выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации.

При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования:

-доля рынка и конкурентоспособность предприятия;

-разнообразие и качество ассортимента товаров;

-рыночная демография;

-рыночные исследования и разработки;

-предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, рекла­ма, продвижение товара.

Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности как производства, так и уп­равления квалифицированными кадрами. При исследо­вании кадрового потенциала анализируется

-кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;

-компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;

-система мотивации работни­ков;

-соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.

Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить

-нефор­мальную структуру организации;

-систему общения и по­ведения работников;

-последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;

-положение предприятия по сравнению с другими организациями;

-способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факто­ры внешней среды организации.

Анализ внешней среды служит инструментом, при по­мощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся но­вые возможности.

Анализ внешней среды позволяет

- своевременно спрогнозировать появление угроз и воз­можностей,

- разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,

- разрабо­тать стратегию, которая позволит организации достиг­нуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгод­ные возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы, подвергаемые анализу.

При анализе экономических факторов рассматривают­ся

-темпы инфляции (дефляции),

-налоговые ставки,

-меж­дународный платежный баланс,

-уровень занятости насе­ления,

-платежеспособность предприятий.

Анализ политических факторов дает возможность на­блюдать современную ситуацию, учитывая:

- соглашения по тарифам и торговле между странами;

-протекционист­скую таможенную политику, направленную против дру­гих стран;

-нормативные акты федерального правительст­ва и местных органов власти,

- уровни развития правового регулирования экономики,

-отношение государства и ве­дущих политиков к антимонопольному законодательст­ву,

-кредитную политику властей и т.д.

Рыночные факторы включают многочисленные харак­теристики, которые оказывают непосредственное влия­ние на эффективность работы организации. Их анализ позволяет руководителям разработать оптимальную стра­тегию организации и укрепить ее позиции на рынке. При этом исследуются:

-демографические условия дея­тельности предприятия,

-уровень доходов населения и их распределение,

-жизненные циклы различных товаров и услуг,

-уровень конкуренции,

-доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.

При анализе социальных факторов учитывают:

-обост­ренные национальные чувства,

-отношение основной массы населения к предпринимательству,

-развитие дви­жения в защиту прав потребителей,

-изменение общест­венных ценностей,

-изменение роли управляющих в про­изводстве и их социальных установок.

Контроль за технологической внешней средойпозво­ляет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:

-изменения в технологии производства,

- изменения в конструкционных материалах,

-применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,

- использование компьютеров в управлении,

-изменения в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоян­ный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

• анализ будущих целей конкурентов;

• оценка их текущей стратегии;

• оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;

• изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Контроль деятельности конкурентов позволяет руко­водству организации постоянно быть готовым к потен­циальным угрозам.

Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:

- политика правительств других стран в области внешней торговли,

- направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,

- уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегча­ет руководству организации получить ответы на инте­ресующие его вопросы:

- какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию орга­низации;

- какие факторы представляют угрозу для те­кущей стратегии организации;

- какие факторы пред­ставляют большие возможности для достижения общефирменных целей.

Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации — это совокупность методов организационного и технико-экономического исследо­вания всех указанных выше факторов и системных ха­рактеристик конкретной организации.

Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.

Исследования как составная часть менеджмента вы­двигают следующие задачи:

1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффектив­ности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление.

2. Повышение производительности труда управлен­ческих работников и рабочих производственных подраз­делений.

3. Улучшение использования материальных, трудо­вых, финансовых ресурсов в управляющей и управляе­мой подсистемах.

4. Снижение затрат на продукцию или услуги и по­вышение их качества.

В результате проведения исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совер­шенствованию системы управления организацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.