КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бизнес-планирование прикладных исследований СУ
Проведение многих прикладных исследований СУ должно быть продиктовано необходимостью: • объективно определять потенциальные возможности предприятия с учетом целей его деятельности, стратегии и тактики их достижения, что должно реализовываться в перспективных и текущих планах; • выявить слабые и сильные стороны в управляемой и управляющей (СУ) подсистемах социальной экономической системы организации. В условиях рынка и конкуренции предпринимателям и менеджерам предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства, поэтому можно сказать, что основой основ прикладного исследования при совершенствовании управления являются вопросы бизнес - планирования прикладных исследований СУ. Каждое такое исследование должно проводиться не ради самого исследования, а для (1) получения новых знаний о системе управления и (2) улучшения результатов предпринимательской деятельности. При этом достижение первой указанной цели, в свою очередь, позволяет получить в последующем полезные социальные, экологические, экономические и другие эффекты. Все это обусловливает проведение работ по бизнес - планированию целесообразности исследований СУ с их обоснованием. В процессе работ, связанных с бизнес - планированием исследования СУ, привлекаются самые широкие круги работников предприятия, что порождает дух сотрудничества, творчества в коллективе, и способствует единению всех действий работников различных категорий. Процесс планирования обеспечивает взаимоувязку и взаимодействие всех подразделений, их целей, задач и функций. Общеизвестным инструментом рассматриваемого вида планирования на предприятии выступает так называемый бизнес-план. Применительно к прикладному исследованию СУ он представляет собой документ, предваряющий начало проведения исследования и определяющий его цели, обосновывающий на основе анализа все появляющиеся при этом проблемы, определяющий источники финансирования, пути и способы достижения поставленных целей. Цель бизнес-плана — подтвердить с помощью конкретного анализа и расчетов, что идеи, связанные с прикладным исследованием, практически осуществимы. Практика разработки бизнес-планов получила широкое распространение в развитых странах Запада. В российской практике близким аналогом бизнес-плана является технико-экономическое обоснование (ТЭО) проведения НИР. Бизнес-план может составляться как для внутреннего, так и для внешнего пользования, но все-таки чаще всего его составляют для будущих вкладчиков, инвесторов, для заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах, т.е. для сторонних относительно предприятия пользователей. Бизнес-план должен быть идеально документирован. Поскольку он может детально изучаться будущими инвесторами, кредиторами и т.п., поэтому должен быть написан теми, кто будет его исполнять. К созданию бизнес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов сторонних организаций (ученых, экономистов и др.) Однако не исключается возможность привлечения к этой работе и вкладчиков, инвесторов, которые могли бы усилить потенциал организаторов, исполнителей и специалистов сторонних организаций, участвующих в разработке бизнес-планов. Как и всякий перспективный документ, бизнес-план должен пересматриваться и корректироваться в зависимости от ситуации, существующей и возможной конъюнктуры. Этого требуют интересы дела, это необходимо для полдержания успешных отношений с инвесторами и другими заинтересованными сторонами. Общие требования к бизнес-плану, как важнейшему инструменту предпринимательского менеджмента, аналогичны тем, что предъявляются организационно-правовым документом планового характера. К требованиям, которые должны максимально учитываться разработчиками такого документа следует в первую очередь отнести: • достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии); • своевременность (составление и соответственно использование по назначению в нужное время); • достаточность (наличие минимально необходимого объема информации); • понятность и доступность для восприятия. Наряду с указанными требованиями материалы бизнес-плана должны также обладать: • четкостью и логической последовательностью; • убедительностью аргументации; конкретностью и краткостью; • обоснованностью всех положений и их рекламной привлекательностью. Нельзя составлять бизнес-план большого объема и перегружать его лишней информацией, так как обычно его просматривают и используют многие деловые люди. В большинстве случаев объем всего бизнес-плана не должен превышать 20—25 страниц машинописного текста (через два интервала). Структура бизнес-плана (состав основных разделов) различается в зависимости от целей его исследования и других обстоятельств. Однако независимо от структуры разделов бизнес-план должен предваряться титульным листом. Кроме того, целесообразно также составлять оглавление (содержание) и перечень условных обозначений, символов и сокращений. Обобщая примеры структур разделов бизнес-планов применительно к исследованиям прикладного характера на промышленном предприятии можно рекомендовать следующий наиболее типовой вариант его структуры. Титульный лист. Содержание (оглавление). Перечень условных обозначений, символов и сокращений. Введение. Основные разделы. 1. Цель, объект, предмет, задачи, методология и методика исследования СУ. 2. Характеристика и потенциал предприятия. 3. Описание вида предпринимательской деятельности. 4. Описание продукции. 5. Оценка рынков сбыта. 6. Описание и оценка конкурентов. 7. Прогноз сбыта продукции. 8. Стратегия маркетинга. 9. План маркетинга. 10. План производства. 11. План ресурсного обеспечения исследования СУ (информационного, ТСУ, персоналом). 12. План функционально-организационного обеспечения исследования СУ (функционального, управленческо - технологического, методического, организационно-структурного). 13. Процедуры принятия решений. 14. Анализ прибыльности исследования СУ. 15. Финансовая стратегия и требования к инвестициям. Приложения.
6.6. Организация исследования: понятие, формы, проблемы
Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Существуют различные формы организации (организовывания) исследований. В каждом конкретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наиболее приемлемым или наиболее эффективным. 1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма. 2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы. 3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций. 4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества. 5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящих как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать социально-психологические моменты формирования таких коллективов. Вообще в исследовании систем управления и в управлении такими исследованиями возникает много проблем, к решению которых надо быть готовыми. Это -проблемы полномочий на организацию наблюдений, тестирования, -проблемы предоставления и поиска необходимой информации, которую не всегда работники стремятся открыть и предоставить, -проблема обеспечения соответствующих условий, административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта и многое др. Указанные проблемы необходимо учитывать и вовремя устранять с тем, чтобы они не нарушали порядок и ритм нормального функционирования системы управления. Все эти вопросы должны быть заранее продуманы при планировании и построении организации исследования. Организация исследования включает в себя решение целого ряда вопросов. В процессе организовывания работ: · издается приказ о реализации исследовательского проекта; · назначаются руководители программы и руководители рабочих групп; · подбираются специалисты соответствующей квалификации, между которыми распределяются конкретные задания; · рабочие группы обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами. Желательно, чтобы общее руководство всеми исследовательскими и проектными работами осуществляли менеджеры высшего уровня управления — в этом случае исследовательский проект имеет реально высокий статус, своевременно обеспечивается ресурсами, исследователи имеют доступ ко всей необходимой информации. Таким образом, законная власть первого руководителя облегчает процесс исследования, ускоряет его и, при необходимости, обеспечивает внедрение результатов в практику управления с наименьшим сопротивлением нововведениям со стороны других членов организации. Для повышения качества ожидаемых результатов необходимо привлекать к исследовательской работе различные подразделения и службы организации. Это дает возможность наиболее полно использовать имеющуюся в подразделениях информацию и задействовать в исследовательской работе творческий потенциал персонала, формально не включенного в эту работу. Наряду со штатными специалистами к исследованиям можно привлекать представителей консультационных, научно-исследовательских и других специализированных внешних организации, а также отдельных профессионалов, имеющих необходимую квалификацию и опыт в области исследования систем управления. Обращение к внешним консультантами обычно связано с затратами, превышающими затраты при решении проблемы собственными специалистами. Однако внешняя помощь имеет следующие преимущества: • внешние консультанты обычно обладают специализированными знаниями и опытом в области исследования систем управления, что не всегда отмечается у штатных работников организации; • штатных специалистов невозможно надолго освободить от их текущей работы для выполнения исследовательского проекта; • внешние консультанты беспристрастно оценивают проблемы организации; • внешние консультанты не только решают проблему организации, но и передают свои знания ее работникам, т.е. одновременно осуществляют обучение. Следует помнить, что исследовательская работа, выполняемая привлеченными со стороны лицами, может быть эффективной и действительно полезной для организации только при наличии реального сотрудничества между руководством организации и внешними консультантами.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |