КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарии к лекции № 3
«Основные аспекты содержания и методики физического воспитания» Специалист, наблюдающий или анализирующий педагогический процесс должен себе отчетливо представлять, что спецификой обучения в области физической культуры и спорта является освоение двигательных действий. Освоение двигательных действий предполагает передачу обучающимся в первую очередь таких знаний, которые открывали бы путь активному и сознательному освоению материала. Если педагог без предварительного объяснения начинает занятия с команды «делай за мной» или «делай как я», то такая форма вряд ли вызовет интерес занимающихся к упражнениям или действиям. Сохранить весь контингент пришедших в зал, это значит, в период сообщения знаний следует учитывать и индивидуальные особенности занимающихся. При освоении двигательных действий следует обращать внимание на детали техники, которые занимающиеся должны постоянно держать под мысленным контролем. Педагог должен убедиться в том, действительно ли у занимающихся степень владения двигательных действий приобрела силу двигательного навыка. Часто в спортивной практике можно услышать слова: «Да, это он умеет, однако, в изменяющейся ситуации не делает это или делает неверно. В действительности двигательный навык, в рассматриваемом случае или не сложился или только находится в стадии становления и требуется коррекция в планах подготовки. В этой ситуации менеджер должен предостеречь тренера от возможности делать поспешные выводы о бездарности занимающегося, что не редко бывает, а наоборот настроить тренера и спортсмена на усиленную работу не редко связанную с исправлением ошибок. Предлагающийся в лекции материал позволяет обеспечить планомерную работу над ошибками, т.к. дает возможность всем участникам педагогического процесса ознакомиться с наиболее часто встречающимися причинами ошибок.
Лекция № 3 «ОСНОВЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Обучение – составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение – взаимный контакт педагога и ученика, при этом педагог должен отдать, а ученик должен приобрести необходимый объем знаний и умений. Способности учеников приобретать и осваивать умения и навыки, различны. Факторы, влияющие на обучаемость двигательным действиям - сложность самого упражнения; - двигательная одаренность; - накопленный двигательный опыт; - возрастной ценз; - эффективность методов обучения. Формирование знаний, двигательный умений и навыков – это и процесс, и результат обучения. Двигательное действие состоит из движений. Движение – преодоление внешних и внутренних сил. Обучаясь действиям человек, познает их кинематические, динамические и ритмические параметры. Овладение двигательными действиями начинается с формирования знаний. Знания – обобщенное отражение в сознании объективного мира, окружающей действительности. Получая знания в области физической культуры и спорта обучающийся познает: - социальную сущность и роль физической культуры и спорта; - знания об организме человека и влияние физической культуры на него; - режим дня, отдыха, питания и т.д. - технику и тактику. - правила поведения на занятиях, страховки, меры предотвращения травматизма; - правила судейства, специфику оборудования; - методику организации занятий. Получение необходимых знаний – путь к активности и сознательности отношения занимающихся.
Составляющими знаний являются: - восприятие; - наблюдение, чтение, прослушивание, связь с предыдущим опытом, мысленное расчленение, выделение главного. - запоминание – одна из сторон памяти, запоминание избирательно, оно непроизвольно, когда предыдущее связано с последующим. Классификация уровней усвоения
Степень владения (управления) двигательными действиями
Взаимодействие (перенос) навыков может быть положительным (метание теннисного мяча – копья) и отрицательным. Характер переноса навыка Односторонний – предшествующий способствует новому навыку, но не наоборот; Взаимный – с одного на другое и обратно; Прямой – создание одного сразу влияет на другое; Косвенный (опосредованный) – средства ОФП на спец.подготовку; Ограниченный – как подводящие упражнения; Обобщенный – так велосипедист и конькобежец – объединение идет через похожие механизмы поддержания равновесия; Перекрестный – с левой половины тела, на правую. Все необходимо учитывать при планировании.
Структура процесса обучения
Эффективность обучения зависит от создания плана (проекта) в виде программ отдельных занятий, форм контроля, коррекции. Предупреждение и исправление ошибок. Ошибки при выполнении движения могут быть: А) грубые, значительные и незначительные; Б) стабильные и нестабильные; В) типичные и нетипичные. Грубые - искажают технику; значительные – не выполнение общих деталей; незначительные – неточности в деталях, что приводит к снижению эффективности. Ошибки, возникающие в процессе выполнения, указания на которые позволяют избежать их в последующем называются нестабильными. Если ошибка закрепляется в навыке, то эта ошибка стабильная. Нетипичные ошибки – возникают эпизодически, по субъективным причинам. Типичные ошибки – массовые ошибки, возникающие из-за неправильного подбора метода или методики обучения, возрастных и других особенностей. Не разобравшись в причине ошибки, ее невозможно исправить. Возможными причинами ошибок являются: - подражание в технике чемпионам, в то время когда физические качества не позволяют этого сделать; - неверная последовательность обучения; - преждевременное создание целостного представления, без учета значимости отдельных фаз; - недостаточная информация об ошибках; - недостаток развития качеств; - неуверенность в своих силах; - неправильное понимание задачи; - неблагоприятные условия; - отрицательный перенос знаний и навыков. Мерами предупреждения ошибок являются: - соблюдение закономерностей формирования двигательного навыка; - подбор средств и методов; - обеспечение надежной страховки; - заблаговременное предупреждение о возможных ошибках; - словесный отчет занимающегося; - постоянная проверка. Пути исправления ошибок: - сопоставление ошибочного и правильного; - выполнение двигательного акта в условиях, когда его ошибочно нельзя выполнить; - подводящие упражнения; - разная степень усилий, т.е. от простого к сложному.
Темы практических заданий к лекции № 3
1. Обучение, как составная часть педагогического процесса. Связь педагог – ученик, особенности обучения в сфере физической культуры. 2. Факторы, влияющие на обучение. 3. Знания, как начальная фаза обучения. 4. Наглядно-чувственные и словесно-логические знания о двигательном действии. 5. Восприятие и запоминание – как составные части знаний о физических упражнениях. 6. Классификация уровней усвоения (ознакомление, репродукция, гностические умения, трансформация). 7. Дайте определение двигательным умениям, двигательным навыкам, двигательным умениям высшего порядка. 8. Положительные и отрицательные навыки. Приведите пример из жизни. 9. Односторонний, взаимный, прямой, косвенный, ограниченный, обобщенный, перекрестный характер навыков и их примеры. 10. Структура процесса обучения двигательным действиям. 11. Классификация ошибок: - грубые, значительные и незначительные - стабильные, нестабильные; - типичные и нетипичные. 12. Возможные причины ошибок. 13. Меры предупреждения ошибок. 14. Пути исправления ошибок.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |