Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. История использования лекарственные растений человеком




 

Све­дения об использовании человеком целебных свойств растений были об­наружены в самых древних письмен­ных памятниках человеческой куль­туры, которые принадлежали госу­дарству Шумер, существовавшему на территории современного Ирака за 3 тыс. лет до нашей эры. Несом­ненно, что растения использовались в лечебных целях и задолго до появ­ления письменности. Первоначаль­ные познания в области лечения тра­вами носили эмпирический характер и передавались из поколения в поко­ление устно. По-видимому, сведения о целебных свойствах растений сос­редоточивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или от матери к дочери, поскольку у некоторых племен врачевание было уделом женщин. И в дальнейшем по­чти у всех народов целебные свой­ства трав считались сверхъесте­ственными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.

В древнейших памятниках пись­менности встречается немало сведе­ний об использовании растений в ле­чебных целях. Лекари Шумера, на­пример, приготовляли из стеблей и корней растений порошки и настои, используя в качестве растворителя воду, а также вино и пиво. Вавило­няне, пришедшие на смену шумерий­цам вXX веке до нашей эры, унасле­довали их знания и культуру и тоже широко применяли в лечебных це­лях растения - корень солодки, дур­ман, белену, льняное семя и др. Ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на целеб­ные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в те­ни, а такие травы, как белену, бел­ладонну и дурман даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарствен­ные растения, обязательно выхо­дили на север (в современных руко­водствах по сбору и сушке лекар­ственных растений учитывается это обстоятельство). Ассирийцы, поко­рившие Вавилон, сохранили все луч­шие научные и культурные ценности побежденного народа, в том чи­сле и сведения по фитотерапии, ко­торые были обнаружены в знамени­той библиотеке Ашурбанипала при раскопках его дворца в Ниневии: из 22 тыс. глиняных табличек различ­ного содержания 33 были посвя­щены врачеванию, рецептуре и ле­карственным средствам; известно также, что в Ниневии был сад ле­карственных растений. У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений заимствовали египтяне.

Очень много информации о ле­карственных растениях дает нам греческая литература: у греков сло­жилась самобытная медицина, а кроме того, они пользовались неко­торыми лекарственными средства­ми, заимствованными у других наро­дов. Примечательно, что свое зна­комство с лекарственными растени­ями греки связывали с Кавказом - с легендарной Колхидой, где, якобы, под покровительством богини Арте­миды находился волшебный сад ядо­витых и лекарственных растений, и оттуда они были вывезены в Грецию (и действительно, некоторые лекар­ственные травы были ввезены в Грецию с Кавказа). Как и многие другие народы, греки связывали це­лебное действие растений с различ­ными магическими представлени­ями. Недаром корень слова «фармакон», обозначавшего в древнегре­ческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в боль­шинстве современных языков в сло­вах «фармация», «фармацевт», «фармакогнозия», «фармакопея» [5]. В религиозных представлениях древ­них греков фигурировало множе­ство богов. Был среди них также бог, ведавший лекарственными тра­вами, - Асклепий, латинизирован­ное имя которого Эскулап. По пре­данию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор бытует нарицательное имя «эс­кулап», которым иногда называют врачей, а слово «панацея» больше нам зна­комо как символ средства от любых болезней.

Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древней Греции Гип­пократ (469-377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, кото­рые тогда применялись в медицине. Гиппократ считал, что ле­карственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффек­тивны. Это его убеждение, став до­стоянием и других народов, сохраня­лось в Европе свыше 1500 лет, а в арабо-иранской медицине бытует и поныне [16].

Выдающийся труд по лекарствен­ным растениям оставил «отец фар­макогнозии» (науки о лекарствен­ном растительном сырье), знамени­тый врач римской армии грек Диоскорид (I в. н. э.). В своем сочинении «О лекарственных средствах» он описал свыше 600 видов растений, снабдив их рисунками и указав при­менение. Его книга много раз пере­издавалась и служила авторитетным руководством вплоть до XVI в. И в современных руководствах по фар­макогнозии довольно часто встреча­ются ссылки на Диоскорида [22].

Особый вклад в древнюю меди­цину внес крупнейший врач и естест­воиспытатель Клавдий Гален (II в. н. э.) - автор многих сочинений по медицине и фармации, слывший бес­спорным авторитетом практической медицины вплоть до XIXв. Он создал свое учение о методах и сред­ствах лечения болезней, придержи­ваясь мнения, что в лекарственных растениях есть два начала - одно из них полезное, или действующее, другое - бесполезное, или даже вредное для организма [23]. Гален пред­ложил отделять в растениях полез­ное начало от бесполезного жидко­стью - водой или вином. В совре­менной медицине все препараты, полученные путем экстракции лекар­ственных веществ из растений, до сих пор носят название «галеновых» и широко применяются в повседне­вной практике, особенно в домашних условиях: настои, отва­ры, водные вытяжки из цветков ро­машки, из зверобоя или корней ва­лерианы - галеновые препараты [5].

Западноевропейские государства пользовались обширной античной медицинской литературой, основ­ную часть которой составляли опи­сания лекарственных растений и способових употребления. Общий список таких растений, известных врачам и фармацевтам средневе­ковья, насчитывал около 1000 ви­дов, достаточно хорошо проверен­ных и действительно обладавших ценными терапевтическими свой­ствами [27]. Европейская аптека была создана по арабскому образцу.

Арабская фармакопея широко ис­пользовала сложные рецепты, в со­став которых входило много различ­ных трав. Эти рецепты стали попу­лярны и в медицине Западной Евро­пы. Именно усложнение рецептуры и привело к появлению профессии аптекарей [1].

До нашего времени дошло значи­тельное количество сочинений (ру­кописных и печатных), содержащих описания лекарственных растений и способов их применения. Например, в русском переводном рукописном травнике 1614 г. о корне валерианы сказано следующее: «Корень тое травы в зелия полагаем. Сама та трава и корень вельми дух тяжел имеет. Кошки трутся около тое тра­вы... Врачеве глаголют что тое травы корение высушено, соблю­даем его на три годы без умаления силы его. Тот корень собираем в ме­сяце августе». Такие сочинения обычно назывались гербариями или травниками и всегда сопровожда­лись рисунками растений. Травники известны на латинском языке и язы­ках народов Европы -старонемец­ком, старофранцузском, польском и др. Они действительно содержат много данных, но, как правило, это компиляции сочинений Диоскорида, Галена, Авиценны и других гречес­ких, латинских и арабских авторов, дополненные сведениями и рисун­ками переписчиков о своих, местных видах растений. Эти дополнитель­ные сведения оригинальны и само­бытны, а рисунки, в отличие от ри­сунков чужеземных видов, очень точны и натуралистичны [23]. Таким об­разом, в эти книги проникал народ­ный опыт сопредельных стран, пользовавшихся сочинениями знаме­нитых врачевателей, в результате чего в европейскую медицинскую практику оказались включены по­чти все лекарственные растения Ев­ропы, Северной Африки, Западной Азии и отчасти Индии.

У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В IX в. после принятия хри­стианства в Россию стали проникать и иноземные сведения. Особенно об­ширная информация поступила из Византии, в результате чего греко-славянское направление в русской медицине господствовало вплоть до XVI в. Использование лекарствен­ных трав в России приняло особо широкий размах в середине XVII в., когда царем Алексеем Михайлови­чем был создан специальный «Апте­карский приказ», ведавший снабже­нием лекарственными травами не только царского двора, но и армии [27]. В 1654 г. в Москве была организо­вана первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Начались довольно значительные государственные заготовки лекарственных растений, были созданы «аптекарские огороды» - сады, где разводили лекарственные растения. В Москве, например, их было не­сколько - у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слобо­де. По приказу Петра I «аптекар­ские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных го­спиталях. Образцовый аптекарский огород появился в Санкт-Петербур­ге, на Аптекарском острове [16].

С углублением врачебных знаний расширялись представления об отечественных лекарственных растениях, их сборе, выращивании и практическом применении. Академией наук был организован ряд научных экспедиций в различные уголки России.

Открытая в Петербурге медико-хирургическая академия в 1798г. стала центром по изучению лекарственных растений. Выдающиеся отечественные ученые Г.А.Захарьин, С.П.Боткин и другие настаивали на изучении действующих веществ и проверке в клиниках средств народной медицины. Конец XIX и начало XX века ознаменовались значительными успехами в области синтеза новых химических препаратов, в связи с чем применение растительных лекарственных препаратов сократилось.

Лишь после Октябрьской революции отношение к сбору, изучению и использованию лекарственных растений для нужд здравоохранения резко изменилось. Возникла целая система лечебных мероприятий – фитотерапия. Было решено создать фармацевтическую промышленность на собственном сырье, укрепить и развить растительную сырьевую базу с учетом потребностей аптечной сети и экспорта [1].

В 1930 г. в разных географических зонах страны были созданы крупные специализированные опытные станции по выращиванию лекарственных растений. С 1931 г. все они перешли в ведение Научно-исследовательского института лекарственных растений, в котором была сконцентрирована научная и научно-производственная деятельность в области лекарственного растениеводства [23].

Изучению многовекового опыта народа в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придается большое значение и сегодня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.