Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурные общности и формирования




 

Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных социально-культурных общностей и общественных формирований в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе данный факт для России представляет собой объективную и исторически оправданную закономерносгь. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативных структур, общественных объединений и формирований в России издавна были известны такие явления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомощетвование, социальное донорство, гранты и грантодатели, предпринимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.

Исходными понятиями для характеристики общественных субъектов социально-культурной деятельности являются термины «общество»», «общности», «общественные формирования».

В контексте нашего предмета общество рассматривается как социально-культурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем - культуры и социальной системы. От других социально-культурных образований (институтов) - общностей, групп, общественных формирований и организаций - общество как субъект социально-культурной сферы отличается длительностью своего суще-ствования и самодостаточностью, поскольку обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

В истории мировой цивилизации широко известны два вида общества, которым свойственен соответствующий тип социально-культурной системы - общество традиционное (доиндустриальное) и общество современное (индустриальное). Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется слабой дифференциацией социально-культурных институтов, духовность и социальная сплоченность в нем обеспечивается главным образом за счет конфессиональных ценностей. Напротив, современное (индустриальное) общество демонстрирует социально-культурную систему с ярко выраженной дифференциацией и спецализацией социально-культурных институтов, высоким уровнем развития науки, искусства, техники, всей социально-культурной инфраструктуры,

Неотъемлемой и необходимой составляющей общества является совокупность многочисленных общностей и общественных формирований, прямо либо косвенно являющихся субъектами социально-культурной деятельности. Гражданское общество нигде, никогда и никому не удавалось «учредить сверху». Поэтому и сеть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не возникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает постепенно и спонтанно.

Сегодня существует объективная потребность не только в достаточно четких и обоснованных описаниях государственных и негосударственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и в научно обоснованной типологии существующих социально-культурных общностей и общественных формирований.

В последние годы значительно активизировалась деятельность многочисленных социально-культурных общностей и общественно-добровольных институтов - фондов, объединений и движений, действующих самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив, землячеств, обществ и объединений.

Механизм их возникновения и развития позволяет проследить исследования, проведенные российскими педагогами и психологами в течение последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контактов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенденцию к снижению до 7- 8 лет.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Однако многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социально-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.

Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, формирования её субъектной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, |искусства, спорта, туризма, отдыха. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

 

2. Социально-культурные общности и их типология

 

Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью, задействованной и сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутригруппового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и больш ие.

К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых, наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждении или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

 

3. Корпоративные социально-культурные общности

 

Как социально-культурная общность, любой производственный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, компании, любой другой аналогичной структуры обладает характерными особенностями, ассоциируется с терминами «организация», «корпорация» и соответственно - «организационная культура» и «корпоративная культура».

Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего, каждая корпоративная общность в социально-культурной сфере выступает в качестве источника формирования и носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.

Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями, которые в совокупности составляют её корпоративную или организационную культуру.

Ценности, составляющие содержание коллективного сознания, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих самодеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, чтобы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.

В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обанкротившимся или отстающим в экономическом отношении коллективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-культурных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам выходного дня (кстати, такие поездки, как правило, «съедают» большую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, например, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

К элементарным нормам корпоративной культуры, присущим каждой организации, правомерно отнести наличие у её сотрудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответственность перед окружающей их средой - коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффективного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного использования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.

Аналогичной социальной направленностью обладают и ценности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяющие сотрудников учреждений и организаций социально-культурной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к материальному благополучию; безопасность и независимость; возможности для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмоций и т.д.

Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, даёт достаточно полное представление о социально-культурной природе любой корпоративной общности.

Таким образом, любое из учреждений и предприятий социально-культурной сферы - это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является получение прибыли, достижение максимальных экономических результатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридических норм и установлений. Каждая современная социально-культурная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остаётся сложной частью окружающей социальной среды.

Корпоративная культура не может механически заимствоваться или внедряться, она органически складывается в естественном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназначение, миссия (философия, идеология) данной социально-культурной общности, её базовые цели и кодекс поведения её участников.

В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество составляющих, от которых зависит самое существование организации: её социально-культурная принадлежность, биография, традиции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых - сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы - источники общественного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения - малообеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.

Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предприятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно руководствоваться чисто юридической ответственностью. Приходится невольно брать на себя ответственность социальную, уравновешивать свои экономические цели с экономическими и социальными интересами своего окружения.

Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов и усилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того социума, в котором она функционирует.

В этих целях она добровольно берет на себя социальные обязательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.

Как социально-культурная общность, любая корпорация обязана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую заботу об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляемых сотрудникам по медицинскому и культурному обслуживанию. В последние годы существенно расширилась практика участия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ в организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

«Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворение интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: организацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортивных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней «индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень «фирменного» социально-культурного обеспечения зависит не только от социально-экономического положения коллектива, эффективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в коллективных интересах.

Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, которая по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-информационного продвижения «брэнда» - товарного знака выпускаемой продукции

Как социально-культурная общность, любая корпорация создает собственный имидж с помощью внешних и внутренних составляющих. В качестве внешних составляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общественности.

В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ по организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

Организация такого своеобразного «фирменного досуга» имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо полагая, что подобный «фирменный досуг» является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не торопятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают разработке и проведение рекреационных программ в руки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому, если специалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет, методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтересованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предприниматели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, так как эти затраты окупятся повышением уровня работоспособности |людей.

Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и оборудования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, сувениров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фирмы - фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного проведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке.

В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, рекламисты и др. Многие фирмы и предприятия в рамках концепции «социально-культурной ответственности современного бизнеса» разрабатывают и реализуют проекты и программы, связанные с проведением рекламных кампаний, выставок, ярмарок и презентаций, благотворительных концертов, спектаклей, вечеров, марафонов в пользу экономически и социально ослабленных групп населения, выделением субсидий на поддержку талантливой молодежи, помощь медицинским и социальным центрам, учреждениям культуры и образования. Масштаб фирмы не имеет принципиального значения: порой скромный магазин заботится об уборке прилегающего двора, а предприятие, производящее пиццу, становится спонсором хоккейной команды близлежащей школы.

С одной стороны, учреждения и организации, находящиеся в частной или акционерной собственности, выступают в качестве экономического (коммерческого) сектора, активно участвующего в финансовом, материально-техническом и рекламно-информационном обеспечении социально-культурной сферы, производстве, хранении, распределении, обмене и потреблении культурных благ и услуг.

С другой стороны, именно эти субъекты формируют и развивают свою собственную корпоративную культуру, являясь её носителями и проводниками и тем самым оказывая существенное влияние на окружающую социально-культурную макро- и микросреду.

Для выполнения этой миссии коллективы фирм, предприятий, компаний и других организаций, занимающихся бизнесом, обладают необходимыми нормативно-правовыми, материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами. Для того чтобы полнее представить специфику воздействия корпоративной культуры на развитие их «фирменного» имиджа и стиля, характер и возможности влияния этой разновидности социально-культурных институтов на область досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведение их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного отдыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования.

Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут и основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность. Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специальных изданиях.

В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т. п. все большее развитие получает "фирменное обслуживание ". Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общественной жизни коллектива. Например, негативные процессы в социально-экономической деятельности предприятия или фирмы прямым непосредственным образом отражаются и на досуговой, социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоречия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. - все эти и другие аналогичные «заболевания» трудового коллектива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению, как в трудовой, так и в досуговой деятельности.

В формировании и реализации научно обоснованной и социально обеспеченной культурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают социальные работники - педагоги, психологи, медики, юристы, организаторы досуга.

Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспитательная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (воспитание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрастающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений). В современных условиях происходит постепенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внерабочее время, за выполнение ими своих родительских обязанностей.

При этом благоприятными условиями для воздействия коллектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производственные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает дополнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жилой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллектива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их жительства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесообразными представляются поиск и установление «точек соприкосновения», взаимодействия между различными сферами жизнедеятельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом.

Первый этап такого взаимодействия - связь между общественными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий коллектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоохранительных органов), учреждений культуры и спорта, территориально приближенных к семье.

Приоритетная роль в организации социально-культурной деятельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефствующих над школами, дошкольными и внешкольными учреждениями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая - население самого микрорайона (воспитательная работа проводится там, где оно живет). Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятельными общественными формированиями, объединяющими женский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе дальнейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.

Изначальными конструктивными условиями организации менеджмента в социально-культурной сфере служат:

- реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

- диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциосистемы, а не авторитарное давление на социокультурную среду;

- решение досутовых проблем методом инновационных подходов, а не путем разрушения и переделки сложившегося.

Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с основными целями данной деятельности. Например, некоторые частые предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые программы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам - детям, подросткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. - права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями социально-защитной направленности.

Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представителей делового мира, например, отечественных и зарубежных бизнесменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путёвки или входного билета. При всем многообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных - в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько, главным образом, частные организации.

Среди них:

- оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

- посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,

- учреждении дочерних фирм, малых предприятий и кооперативов; развитие и укрепление материальной базы,

- оказание помощи социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудования, оказание транспортных услуг, размещение полиграфических заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров;

- развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, участие в организации и финансировании международных детских, молодежных, взрослых программ социально-культурного профиля.

В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона необходимо найти свое место каждому из досуговых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведомственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предприятия обладают правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спонсора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерческий) сектор проявляет активную предприимчивость и инициативу, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населения, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мо-тоциклов, лодок, катеров и т.д.), находящихся в личном пользовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на привлечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой являются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерческих зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и программ. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убытков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добровольное объединение материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, образуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; всемерное поощрение и создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство и благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социальная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и результатом демократизации социально-культурной политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.