КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема :Дидактики и методика преподавания экономических дисциплин
ЛЕКЦИЯ 1. 1.Цели, законы и принципы дидактики
На вопрос: «Для чего человеку учиться?» вариантов ответа много: духовное развитие, самосовершенствование, возможность получения специальных знаний для «удачного» трудоустройства и т. д. В теории познания, гносеологии, цель учения - получение достоверных знаний. Как же их получить? Чтобы ответить на данный вопрос, вспомним структуру познавательного процесса. Она состоит из элементов чувственного и рационального познания. Чувственное познание имеет три формы: ощущение, восприятие, представление. Посредством чувственного познания создаются образы предметов и явлений. Высшая степень познания - рациональное познание или абстрактное мышление - существует в формах понятий, суждений, умозаключений. Законы, принципы, теории есть результаты абстрактного мышления. Предназначение учебной деятельности состоит как в усвоении специально отобранных знаний, опыта, которые выработало человечество, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. С целью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем вводится в учебный процесс общая дидактика и частные дидактики, которые называются методиками обучения. В дидактической науке объект исследования — образовательный процесс. Под последним понимают функционирование и развитие образовательной системы, достижение социально значимых целей и задач. Образовательная система содержит в себе социальные институты - устойчивые связи, правила, нормы, отношения и соответствующие им структуры, регулирующие образовательную деятельность людей. Отношения преподавания, учения, формы организации учебной деятельности, методы усвоения материала, средства обучение, диагностика и оценка результатов, школы, колледжи, лицеи, университеты и т. п. - примеры образовательных институтов. Предметом дидактики являются законы, принципы образовательного процесса, технологии обучения и воспитания. Термин «дидактика» происходит от греческого слова didaktikos - поучительный. Принято считать, что этот термин ввел в употребление в 1613 г. немецкий языковед и педагог Вольфганг Ратке. Первой фундаментальной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, опубликованная в 1657 г. [1, с. 11-136]. Дидактика решает следующие задачи: исследует законы и принципы обучения; разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образовательного процесса; конструирует образовательные технологии; создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов; прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций. Первые попытки формулировки законов образовательного процесса предложены Сократом: он утверждал, что рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога. И. Г. Песталоцци сформулировал закон обучения так: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона образовательного процесса: развитие индивидуума определяется в преобладающей степени природными задатками; ранее всего всегда развиваются те функции, которые наиболее важны для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; душевное и физическое развитие ребенка происходит неравномерно [5, с. 70]. Современные дидакты выделили следующие законы обучения: Социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; Взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды;
Обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности; Взаимосвязи обучения, воспитания и развития; Целостности и единства образовательного процесса.
Ученые-дидакты наряду с выявлением существенных, устойчивых, необходимых, повторяющихся связей и отношений между различными явлениями определяют основные, исходные положения дидактической теории - принципы обучения. Общепризнаны следующие принципы: научность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории с практикой (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Принципы обучения На практике принципы обучения могут модифицироваться, но содержательный компонент остается неизменным. Например, если в советской школе важнейшим наглядным пособием выступали плакаты, таблицы, то на современном этапе все чаще используются графопроекторы и дидактические возможности слайдов. Знание дидактических законов и принципов необходимо, потому что они - интеллектуальный инструмент для организации образовательной деятельности учащегося. Те, кто владеют дидактикой, могут прогнозировать последствия тех или иных моделей обучения, парадигм и приходить к правильным заключениям и выводам.
1.2. Особенности методики преподавания экономических дисциплин В соответствии со спецификой объекта и предмета исследования различают общую дидактику, которая учит «всех и всему», и частные дидактики, т. е. теории обучения отдельным предметам или в определенных типах учебных заведений. Общая дидактика концептуально определяет развитие частных дидактик, которые поставляют конкретный материал для выявления главных, сущностных черт и характеристик образовательного процесса. Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Что отличает данную методику? Это то, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития. Важнейшей характеристикой методики выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако следует помнить, что факты не должны «вырываться» из контакта, представляться изолированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни, не должны быть случайными. Иначе они могут дезинформировать обучающихся, вызвать сомнение в их объективности. Данные статистики должны использоваться системно. Особого внимания и отношения требуют негативные факты. Все вышеназванные особенности взаимосвязаны, так как для этой методики характерна особая роль аргументированности и доказательности. Экономика как сфера человеческой деятельности предназначена обеспечить людей всем необходимым для поддержания жизни. Здесь сталкиваются интересы различных слоев и групп население. Они ищут средства, аргументы для обоснования своих идей, концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздействует на выбор того или иного варианта и модели будущего развития общества. Важнейшая черта методики - взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых педагог воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии» [4, с. 348-354]. Если классифицировать методы обучения по степени участия обучаемого в педагогическом процессе, то в XIX в. наряду с академическим стал использоваться активный метод. Академический метод предполагает тиражирование информации путей передачи знаний от преподавателя к студентам. Активный метод означает получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов. Быстpoe развитие средств производства требовало профессионала-исследователя, умеющего применять принципы или процессы, ранее изучавшиеся, к новой ситуации, использовать научные обобщения для решения отдельных проблем или соединять части, элементы в новое целое. Появление в XX в. интерактивного метода вызвано необходимость эффективного взаимодействия в команде с целью быстрого получения нового знания и создания атмосферы сотрудничества. Интерактивный метод предполагает совместную работу участников образовательного процесса. Сбалансированное использование методов важно в реализации образовательных целей. Бенджамин Блум, американский ученый, выделил 6 уровней образовательных целей [6, с. 53]: знание, способность воспроизводить специальную информацию, включая факты, понятия, принципы, законы; понимание, способность адекватно отражать полученную ин применение, умение использовать ранее изученные принципы, анализ разделение материала на отдельные составные части и
синтез, соединение отдельных, дискретных элементов, процессов в новое целое; оценивание, процесс выработки ценностных суждений об идеях, теориях, методах. Оценки могут носить количественный или качественный характер, основанный на использовании определенных критериев.
Оптимизация образовательного процесса предполагает использование технологий применительно к определенным дисциплинам. Выбор последних зависит не только от образовательных целей учебного курса, но и от индивидуального стиля преподавания, опыта студента. В экономических дисциплинах выделяется разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности. 1.3. Методика изложения экономических категорий Любая учебная дисциплина имеет свой понятийный аппарат, включающий в себя набор категорий, принципов и законов. С их помощью раскрывается методология исследования, предметное содержание дисциплины, выносятся ценностные суждения об идеях, теориях школ в данной сфере человеческой деятельности. В чем особенности изучения экономических категорий? Прежде всего следует обратить внимание на использование приема «наращивания» понятия, углубления его содержательного компонента. Такой подход отражает таксономия образовательных целей Б. Блума, когда мысль движется от простого к более сложному. У К. Маркса в 2. Методика изложения экономических категорий предполагает 3. При изложении той или иной проблемы в конкретной экономической дисциплине можно предложить разные определения категорий. Объясняется такое положение дел целями педагога, методологией исследования, позицией субъекта познавательной деятельности. К примеру, в экономической литературе представлены различные подходы по определению монополии. Одни теоретики отражают сущность термина в рамках капиталистической системы, другие придерживаются внеисторического подхода к определению монополии; третьи требуют пересмотра этой категории, так как считают, что от нее мало пользы при анализе современной обстановки. Например, П. Хейне употребляет другие термины - «ценополучатели» и «ценоискатели». Безусловно, любое определение всегда недостаточно, потому что действительность многогранна, и качественные изменения, происходящие в реальной жизни, приводят к пересмотру воззрений и теоретических положений. Немаловажен в методике изложения категорий прием сопоставления, когда одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества. Например, процесс приватизации имеет место и в экономически развитых странах, и в странах с переходной экономикой. В экономически развитых странах приватизация затрагивает отдельные сферы деятельности и не столь значима по глубине имасштабам, как в странах с переходной экономикой, где приватизация тесно увязывается со сменой социально-экономической системы, разгосударствлением экономики в целом, демократизацией управления в стране. Ценится в рассмотрении экономического материала умение преподавателя, исследователя вести диалог с аудиторией, оппонентом, рассуждать и реагировать на вопросы. Яркий пример такого умения - книга С. Е. Янченко «Ступени развития рынка. Генетический код капитализма» [7]. Каждая небольшая «порция» материала предваряется вопросом собеседника, автор обстоятельно и доступно, раскрывает генетический код капитализма, показывает «ген» капитализма в простом товарном хозяйстве, его развитие в капиталистическую систему, выделяя три ступени в развитии рынка. Чтобы изучить какое-либо явление, надо изложить его в понятиях. Воспользуемся понятийным аппаратом дидактики и экономических дисциплин для определения рациональных путей образовательной деятельности. Вопросы для самопроверки Для чего человеку учиться? Что является объектом и предметом изучения дидактики? Какие задачи решает дидактика? Назовите законы обучения, выделенные современной дидактикой. Охарактеризуйте классические принципы дидактики. Чем отличается предмет исследования методики преподавания Отличительные характеристики методики преподавания экономических дисциплин? В чем состоят особенности изложения экономических категорий? Практикум Сформулируйте ключевые вопросы к каждому из уровней образовательных задач Б. Блума. Литература Каменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк,Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. М.: Педагогика. 1989. Крамаренко, В. И. и др. Методика преподавания экономических Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинскнй. М; Высшая школа. 1990. Хвесеня, Н, П. Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в 5. Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. А. В. Хуторской. СПб.: Питер. 2001. 6. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи. 2001. 7. Янченко, С. Е. Ступени развития рынка: генетический код капитализма / С. Е. Янченко. Ми.: ПП «Мет». 1995
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Сравнительный анализ парадигм высшего образования В соответствии с общественными интересами определяются цели образовательной системы, а они, в свою очередь, влияют на выбор концептуальной схемы или модели постановки и решения образовательных проблем. Такая парадигма господствует в течение определенного периода времени в обществе. В современной дидактике используются в основном два подхода к процессу обучения. Основной критерий оценки различий - роль преподавателя и обучаемого в образовательном процессе. Первый подход предполагает авторитарную, жестко заданную образовательную систему, где преобладают социальные, внешние рамки. Основное внимание уделяется роли преподавателя в передаче знаний, навыков, а учащимся остается лишь воспринять изложенную информацию и ее применить. Второй подход предполагает постоянную активность учащегося, развитие его познавательного интереса. Чем большую степень его влияния на образовательный процесс допускает дидактическая система, тем в большей степени она личностноориентированная и природосообразна. Природосообразность предполагает свободное развитие природных способностей индивида, конструирование теории, технологии обучения на основании индивидуальных способностей и особенностей развития обучаемого. Отсюда сохранение самобытности и гармонии с окружающим миром. Например, Л. Н. Толстой отрицал заранее установленную учебную программу, твердое учебное расписание. Он предполагал, что содержание занятий должно определяться интересами и потребностями детей. Это объясняет наличие факультативных учебных курсов в образовательной системе, построенной по такой методике. Личностная ориентация в учебном процессе предполагает совместную деятельность учащегося и педагога в создаваемом образовательном продукте.
Цели, содержание, технологии, контроль при изучении предмета рассматриваются с учетом интересов обучаемого. Создается индивидуальная траектория развития. Широко известна среди педагогов и психологов России методика развивающего обучения. Оно разрабатывается с конца 1950-х гг. в двух научно-практических коллективах, созданных Л. В. Занковым и Д. В. Элькониным. Обращается внимание на внесение в учебный процесс личностного деятельного начала. Для этого усвоение знаний предполагает специально организованную «разностороннюю» (Л. В. Занков) или «теоретическую» (В. В. Давыдов) деятельность [3, с. 119-120]. Значимым явлением в дидактике высшей школы Запада стала статья Роберта Б. Бара и Джона Тага «От обучения к учению - новая парадигма высшего образования» (From Teaching to Learning - A New Paradigm for Undergraduate Education). Представляется, что более точный перевод «teaching» - «обучение, преподавание». Прежде чем рассмотреть содержание обозначенных парадигм, определимся с терминами «обучение», «учение», «преподавание». Обучение более широкое понятие, обозначающее нормативно сообразную деятельность общества. Выделяется преподавание как деятельность преподавателя по передаче знаний, навыков, умений, жизненного опыта, с другой стороны - как учение, личная индивидуальная деятельность учащегося при организующей роли преподавателя. Детально и подробно, с выделением шести критериев, Бар и Таг описывают существующую парадигму (парадигму преподавания) и желаемую парадигму (парадигму учебы, учения) в высшем образовании. В доминирующей парадигме преподавания ставится цель передать содержание предмета обучаемому. Трансляция предметного содержания расставляет акценты учебного заведения на разработке учебных курсов, программ, повышении квалификации преподавателей. Задачей вузов является обеспечение преподавания на высоком уровне главным образом за счет использования новизны, инноваций в соответствующей области знания.
Появление новой области знания влечет за собой появление соответствующего курса. В парадигме учения цель - учеба студента. Таким образом, смещается ответственность учебных заведений с качества преподавания на учебу студента. Критерием успешной работы преподавателя выступает результат - знания, умения и навыки обучаемого. Ответственность учебные заведения несут на двух уровнях: первый уровень предполагает ответственность за соответствие знаний, навыков студентов общественным потребностям - и динамику изменений этих показателей по годам. Второй уровень ответственности - это успех самих студентов по предметам за годы обучения в учебном заведении. Приобретение знаний и навыков помогут реализовать студентам свои профессиональные цели. Успех учебного процесса в парадигме преподавания определяется оценкой квалификации преподавателя, количеством учебных часов и материально-техническим обеспечением. Многие университеты организуют учебный процесс исключительно на основе лекций. В парадигме учебы успех увязывается с результатами работы студентом. Продуктами образовательной деятельности являются: объем текста, изученные студентами; часы, проведенные за компьютерами; количество выполненных задач, тестов, упражнений. В рамках парадигмы преподавания продуктивность определяется стоимостью одного часа обучения на каждого студента. Результаты учебы могут быть измерены теми знаниями и навыками, которые помогут студентам реализовать свои профессиональные цели. Система стимулов должна работать на результат, а не на затраты. Опенка результата должна проходить независимо от разработчика учебной среды. Причем знания, навыки студентов важно измерять при поступлении в учебное заведение, на промежуточных стадиях (начало и окончание курса) и по окончании его. Вузовская программа должна определять «добавочную стоимость» за время учебы студента. В парадигме преподавания темпы обучения студентов определяются расписанием. Верховенство времени и приоритет частей оказывают воздействие на каждый вид деятельности. «Аудиторный архетип» определяет структуру учебного процесса. В парадигме учебы темпы образования студентов определяются стандартами. Поддерживается любой метод, обеспечивающий успешную учебу студентов. Стандарты могут повышаться по мере того, как все мощнее будет становиться среда. Главным агентом образовательного процесса в парадигме преподавания является преподаватель, транслирующий знания студентам. Диплом выдается студенту, когда тот «поглотил» необходимое количество знаний. В парадигме учебы главный агент - студент. Он открывает и создает учебный продукт.
ВВЕДЕНИЕ Научиться мыслить и усваивать знания - важнейшая задача вузовского учебного процесса. Сейчас все формы учебного процесса, все методики обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов, ставят задачи научить их самостоятельности мышления. Экономическая реальность сложна и многообразна, в ней логические модели экономической теории не проявляются прямолинейно. От педагогов-преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций, чтобы на основе теоретических положений анализировать противоречивые процессы рыночных преобразований. С позиций современных задач учебного процесса разработан спец-курс «Методика преподавания экономических дисциплин». Спецкурс адресован студентам экономических специальностей. Главная его цель - научить студентов применять общие понятия и элементы управления педагогическим процессом к познанию экономической теории, с помощью методических приемов активизировать мыслительную деятельность студентов в основных формах учебного процесса (лекции, семинары, самостоятельная работа, контроль знаний), помочь студентам-практикантам подготовить методические разработки учебных занятий. Спецкурс представлен как учебно-методический комплекс. В нем содержится 12 частей, в которых системно отражены дидактические аспекты педагогического процесса, дан анализ конкретных форм учебного процесса, к каждой части приведена специальная учебная литература, предложены вопросы для организации самостоятельной работы, практикум с целью непосредственной помощи педагогу. Авторы стремились привлечь внимание к новым методикам в преподавании экономических дисциплин, дать ориентиры к творческому поиску в педагогической деятельности специалистам, избравшим профессию педагога-экономиста.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |