Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательства. Лекция 2. Понятие о предпринимательстве




Лекция 2. Понятие о предпринимательстве. Предприятие как объект

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы

хозяйствующих субъектов, целью которых является получение прибыли. Их

принято называть экономическими агентами. Рыночная экономика

выдвинула свою, наиболее эффективную форму организации

функционирования экономических агентов – фирму. Главным действующим

лицом на фирме выступает предприниматель. В настоящее время есть

множество определений сущности предпринимательства

(предпринимательской деятельности). Выделим из них общие черты:

1. Целью предпринимательской деятельности является получение

прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации

товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию;

2. Содержанием предпринимательской деятельности является поиск

таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов

(денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему

достижение указанной цели.

Под предпринимательством понимают инициативную,

самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение

прибыли, или личного дохода. Предпринимательство осуществляется от

своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. К

предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности,

если они не запрещены законодательством той или иной страны. Оно

включает в себя коммерческое посредничество, операции с ценными

бумагами, производственную, торгово-закупочную, инновационную,

консультационную и иную деятельность.

Предпринимательство может полноценно развиваться только в том

случае, если создана соответствующая инфраструктура рыночного хозяйства:

коммерческие банки, страховые компании, аудиторские службы и др. Все

субъекты предпринимательской деятельности должны иметь равные

возможности доступа к материальным, финансовым, трудовым,

информационным и природным ресурсам.

Ключевой фигурой в рыночной экономике (субъектом

предпринимательской деятельности) является предприниматель.

Предприниматель – это субъект, деятельность которого нацелена на

получение прибыли (дохода) и которая ведется им на условиях собственной

имущественной ответственности.

Можно выделить следующие моменты:

1. Субъектами предпринимательской деятельности

(предпринимателями) могут быть только граждане и их объединения;

2. Фигура предпринимателя не тождественна фигурам собственника

и менеджера (управляющего):

· Предприниматель может и не быть собственником

используемых им ресурсов (например, применять заемный капитал);

· Собственник может получать доход от своей собственности, не

занимаясь предпринимательством (например, сдавать в аренду землю или

недвижимость, принадлежащую ему):

· Менеджер в зависимости от объекта управления не обязательно

имеет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение

прибыли (например, менеджер – начальник цеха).

В рыночном хозяйстве предприниматель выполняет следующие

взаимосвязанные между собой функции:

1. Берет на себя инициативу соединения факторов производства в

единый процесс производства товара или услуги;

2. Берет на себя задачу принятия основных решений в процессе

ведения бизнеса, т.е. тех решений, которые определяют курс деятельности

предприятия;

3. Осуществляет новаторство, стремится вводить в обиход на

коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии

или даже новые формы организации бизнеса;

4. Берет на себя риск, т.к. в рыночной экономике доход

предпринимателю не гарантирован. Вознаграждение за затраченные им

усилия и способности может оказаться не прибылью, а убытками и, в конце

концов – банкротством.

Предприниматель реализуется, прежде всего, на предприятии (фирме),

под которым с правовой точки зрения подразумевается самостоятельный

хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе

закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию,

выполняет работы и оказывает услуги.

Предприятия классифицируются по следующим признакам:

1. По характеру удовлетворяемых потребностей:

· Виолент (силовик) – крупное предприятие, занимающееся

массовым производством стандартного продукта. Для таких предприятий

характерны большие размеры, выпуск качественной дешевой продукции,

малая рентабельность единицы продукции и высокая рыночная

устойчивость;

· Патиент (приспособленец, нишевик) – среднее или малое по

размерам, узкоспециализированное предприятие на производстве

незаменимых продуктов (учитывает желание потребителя). Характерны

высокий уровень параметров и высокая рентабельность единицы продукции.

Рыночная устойчивость средняя;

· Коммутанты (соединители) – мелкие предприятия с серийным

производством. Они предназначены для удовлетворения местных

потребностей, обладают высоким уровнем гибкости. Уровень устойчивости

очень низкий, но силен предпринимательский дух;

· Эксплеренты (исследователи, пионеры) – венчурные

предприятия с высокой степенью неустойчивости и риска. Они занимаются

разработкой единичного нового продукта. С появлением единицы этого

продукта предприятие либо заканчивает свою жизнь, либо переходит в

новый тип предприятия.

2. По характеру потребляемого сырья:

· Предприятия добывающей промышленности;

· Предприятия обрабатывающей промышленности.

3. По назначению готовой продукции:

· Предприятия, производящие средства производства;

· Предприятия, выпускающие предметы потребления.

4. По признаку технологической общности:

· Предприятия с прерывным процессом производства;

· Предприятия с непрерывным процессом производства.

5. По времени работы в течение года:

· Предприятия сезонного действия;

· Предприятия круглогодичного действия.

6. По размерам (размеры предприятия влияют на структуру органов

управления, численность управленческого аппарата, на структуру

предприятий и себестоимость продукции):

· Крупные предприятия;

· Средние предприятия;

· Мелкие предприятия.

7. По уровню специализации:

· Специализированные предприятия – они выпускают

ограниченную номенклатуру продукции, на каждом рабочем месте

обрабатывается незначительное количество ее наименований (например,

производство шоколада, крекера);

· Универсальные предприятия – изготавливают широкую

номенклатуру продукции, на рабочих местах обрабатываются различные

наименования продукции;

· Смешанные предприятия – они занимают промежуточное место

между специализированными и универсальными предприятиями.

Высшей целью предприятия является превышение результатов над

затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно

большей рентабельности. Идеальным является такое положение, когда

получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую

рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1. Выпускать высококачественную продукцию, систематически ее

обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися

производственными возможностями;

2. Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их

взаимозаменяемости;

3. Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и

корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4. Систематически внедрять все новое и передовое в производство, в

организацию труда и управление;

5. Заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей

содержательности труда, повышение их жизненного уровня, создании

благоприятного социально-психологического климата в трудовом

коллективе;

6. Обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции,

поддерживать высокий имидж предприятия;

7. Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие

функции.

Но при этом важно, чтобы все функции предприятия были направлены

на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленных

целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.