Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ. Основные направления психологии




Основные направления психологии

К настоящему времени в мировой психологической мысли сложилось достаточно большое количество психологических направлений и школ. Многие из них образовались в результате последовательной разработки теоретических и прикладных проблем в рамках трех основных направлений, сформировавшихся с целью преодоления кризиса психологии первой половины XX века – бихевиоризма, фрейдизма и гештальтпсихологии.

Особое значение придается бессознательным психическим процессам и проблемам раннего развития ребенка, особенно конфликту между формирующимися желаниями и побуждениями ребенка, с одной стороны, и внешними ограничениями и запретами – с другой. Основатель психоанализа З. Фрейд.

По мнению З. Фрейда, основополагающую роль в процессе развития человека играет бессознательное, которое представляет собой сексуальные инстинкты и влечения. Эта сфера бессознательного закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В связи с этим, Фрейд предложил свою модель личности, которая строиться из трех основных компонентов:

Ид (Оно) – примитивный компонент, носитель сексуальных инстинктов; будучи бессознательным, он подчиняется принципу удовольствия;

Эго (Я) – принцип реальности – выполняет желания Ид, учитывая особенности внешнего мира, его свойства и отношения.

Супер–Эго (сверх-Я) – носитель моральных стандартов, эта та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора.

 

Бихевиоризм.

Джон Уотсон (1873 -1958).

Поведение человека формируется в процессе постижения действительности опытным путем как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Бихевиористы полагают, что психические явления не подлежат объективному исследованию, поэтому предметом психологии считают поведенческие особенности людей. Поведение окружающих – один из мощнейших внешних раздражителей, формирующих наше поведение (S - R). Мы учимся, наблюдая за другими людьми, через имитацию. Само психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но возникающих стихийно. По мнению бихевиористов, зная силу раздражителей и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

В настоящее время бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью среди психологов, но продолжают привлекать к себе внимание, особенно в связи с интересными работами одного их наиболее известных современных сторонников этого подхода Б. Ф. Скиннера. Он является основателем идеи программированного обучения, на которую опираются сторонники использования компьютерной техники в обучении человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.