Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология как наука




Как термин «культурология», так и наука с таким названием возникли сравнительно недавно: термин в 1909 году предложил интересующийся проблематикой культуры и высказавший пожелание о необходимости появления фундаментальной науки о культуре немецкий химик Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд (1853-1932 гг.), а сама наука стала актуальной через 30 лет после этого, когда в 1939 году термин «культуролология» был опробован в печати (в качестве возможного бренда новой науки) американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975 гг.). В работе Уайта «Понятие о культуре» (1949 г.), культурология уже была заявлена в качестве самостоятельной научной дисциплины, предполагающей потеснить в исследованиях культуры целый ряд таких традиционно занимающихся ею «по совместительству» наук как этнография (антропология), социология, психология, философия и религиоведение. «Культуролог знает, – утверждал Уайт, – что культурный процесс объясним из него самого», поэтому он предлагал отойти от стереотипа о том, что культура – это лишь аспект либо социальной, либо психологической, либо мыслительной или религиозной жизни человека и утвердить взгляд на культур как на «самостоятельную упорядоченность элементов, организованную в соответствии с собственными принципами и существующих по своим законам».

Несмотря на страстную и последовательную позицию Уайта в отстаивании идеи единой науки занимающуюся культурой, его немного догматическая и чересчур наукообразная концепция культурологии не имела большого успеха на Западе. Вместо одной науки о культуре там продолжали и продолжают существовать множество как традиционных (социология культуры, культурная антропология, социальная психология) так и недавно возникших («новая историческая наука», семиотика культуры, постструктурная лингвистика) дисциплин, представители которых занимаются междисциплинарными исследованием различных проблем и аспектов культуры, однако называют эти исследования зачастую не «культурологическими», а просто «культурными исследованиями» («cultural studies»). Западные теоретические и социально-практические разработки, связанные с изучением культурных форм и процессов в истории и современности, уже давно институционализировались в сеть научно-образовательных сообществ и научных коммуникаций и являются традиционными для большинства высших учебных заведений Европы и Америки.

На территории бывшего СССР культурология появилась в несколько ином историческом и научном контексте, нежели на Западе. Во-первых, термин «культурология», упоминавшийся с начала 60-х годов ХХ столетия в отдельных публикациях отечественных авторов, изначально не имел непосредственного отношения к концепции Уайта и применялся именно для наименования наших аналогов западных междисциплинарных исследований (семиотика культуры Тартусско-московской школы);. во-вторых, в условиях советской действительности, уже само использование этого термина было провокационным актом свободомыслия по отношению к официальной «советской культуре», и поэтому термин «культурология» не был дискредитирован со временем ни с научной ни с идеологической точек зрения, став своеобразным «знаменем» тех надежд на изменения в отечественном образовании и культурном самосознании, которое связывали гуманитарии с развалом советской идеологической системы контроля за культурой в 1991 году.

В России и других государствах возникших на территории бывшего СССР культурология, которую как дисциплину начали создавать практически с нуля, опираясь как на западный, так и в большей степени на отечественный опыт исследований культуры, в течении 90-х годов была введена в число предметов обязательного государственного стандарта образования. Если в начале 90-х годов культурология была ориентирована в большей степени на заполнение вакуума самопонимания в обществе переживавшем тяжелые социальные потрясения и кризис самоидентичности, то сегодня культурология имеет своей целью ликвидацию разобщенности в многообразном социально-гуманитарном знании о культуре и междисциплинарную разработку современных культурных форм и социально-культурных практик, помогающих человеку ориентироваться в одновременно глобальном и мультикультурном мире пост-индустриальной цивилизации.

В состав культурологии входят пять взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология. Кроме того, культурология тесно взаимодействует с философией культуры, философией истории, филологией, лингвистикой, психологией и другими науками. Культурология не просто автоматически заимствует знания полученные другими науками, но она включает их в целостную систему знания о культуре, описывая типологию, ментальности, ценностные установки определенной эпохи, совмещая исследование универсалий культуры и культуры как целого с детальным изучением своеобразия отдельных национальных культур.

При изучении культуры культурология использует онтологический, познавательный, феноменалистский, эссенциалистский, системный, теоретический, диахронический, синхронический, типологический, информационно-семиотический, герменевтический, цивилизационный, синергетический и др. подходы; опирается на археологический, семиотический, психологический, биографический, исторический и др. методы.

Культурология как интегративное научное знание, выступает системообразующим фактором изучения культуры как целостной системы и методологической основой всего комплекса наук про культуру. Методологические установки культурологии реализуются прежде всего в системном подходе к изучению феномена культуры как целостной и многоуровневой системы, которая существует во взаимодействии объективного (артефакты культуры) и субъективного (образы культуры), рационального и эмоционального, динамичного и статичного, особенного и универсального, инновационного и традиционного.

 

 

Уайт Лесли (White Leslie, 1900–1975 гг.) – американский антрополог и культуролог, сторонник эволюционного подхода в исследованиях культуры (неоэволюционизм). Получил широкое образование в области истории, политологии, психологии, социологии и антропологии, занимался полевыми исследованиями культуры индейцев пуэбло. Именно Л. Уайт выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук, немало сделал для легитимации в науке самого термина «культурология». Как теоретик, Уайт развил понятие «культура», охарактеризовав ее как специфический класс явлений, имеющий символическое значение и присущий только человеческому сообществу, определил предметное поле культурологи и основные методы ее исследования. Не получив в ранний период своего научного творчества признания среди колег, Уайт был признан классиком антропологии уже в зрелом возрасте, когда в 1962 году именно он возглавил Американскую антропологическую ассоциацию. Основные свои идеи и общую концепцию изучения культуры Л. Уайт изложил в трех работах: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации» (1975).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.