КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи психологии труда
Пенсии при неполном стаже работы Инвалидам І, ІІ групп, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (статья 27 настоящего Закона), назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу, но не ниже следующих размеров: инвалидам І группы – 100 процентов, инвалидам ІІ группы – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Пенсия назначается на время инвалидности, установленной МРЭК. Срок переосвидетельствования инвалидов устанавливается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. При этом обязательное переосвидетельствование инвалидов – мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет не производится.
Предмет и основные проблемы психологии труда предопределяют стоящие сейчас перед ней задачи. Если ее первоочередная проблема—снятие противоречий между требованиями профессии к психике трудящегося и его психологическими возможностями, то совершенно очевидно, что прежде всего надо изучать эти требования путем психологического анализа трудовых процессов той или иной профессии, а затем— в чем соответствует, а в чем не соответствуют требованиям производства психологические качества тех, кто должен работать или уже работает по этой профессии. Из этого следует, что первоочередная задача психологии труда — психологическое изучение и описание профессии с целью профессиональной ориентации, консультации, профессионального отбора молодежи и формирования у учащихся профтехучилищ профессиональных способностей и призвания. Эта задача решается одним из разделов психологии труда — психологической профессиографией, разрабатываемой не только психологами, но и педагогами-практиками и являющейся частью синтетической пауки—профессиологии.
Вторая задача—изучение способностей людей, которые намереваются работать по той или иной профессии или уже работают, но еще не вполне овладели ею, или же мастеров своего дела, обладающих высокоразвитыми профессиональными способностями, для изучения сущности последних. Не овладевшие профессией изучаются для тою, чтобы определить соответствие их способностей требованиям производства и изыскать меры по развитию недостаточно развитых для данного вида деятельности способностей или переключения того или иного человека на другую профессию, к которой он более способен. Эта вторая задача решается трудовой экспертизой На основании педагогических, психологических и производственных характеристик, а при необходимости — и обследованиями специалистами — психологами и врачами. Профессиональные способности формируются в процессе проф. обучения и практической производственной деятельности по осваиваемой профессии. Освоение профессии и развитие профессиональных способностей невозможно без успешного формирования необходимых знаний, навыков и умений. Значит, третья задача психологии труда — психологическое изучение процесса формирования профессиональных знаний, навыков, умений с целью выявления психологических закономерностей этих процессов, использование которых может помочь в усовершенствовании методики учебно-воспитательной работы по подготовке квалифицированных рабочих. Эта задача психологии труда раздаётся главным образом преподавателями и мастерами профессионально-технического обучения при консультации и руководстве со стороны методистов и психологов.
Недостаточные способности к той или иной профессии и степень развития других, выявляемых в процессе учебной или практической деятельности по этой профессии путем анализа взаимодействия оператора и машины, правильности и ошибочности его действий, а также профилактики брака и аварий, требуют устранения последних и развития способностей. Отсюда вытекает четвертая задача ПТ — обеспечение безопасности труда посредством изучения ошибочных действий, поиска путей их профилактики и устранения. Профилактика и устранение ошибочных действий имеет большое значение в усовершенствовании методики профессионального обучения, а также в предупреждении брака, травм и аварий в производственной деятельности. Анализ ошибочных действий осуществляется инженерами-производственниками, преподавателями технических предметов и мастерами производственного обучения под руководством психологов. Успешность формирования Профессиональных способностей, а следовательно и повышение качества производственных действий во многом зависят от психических состояний учащихся профессиональных учебных заведений и молодых, еще недостаточно опытных рабочих. Поэтому пятая задача ПТ — изучение их психических состояний и настроений в процессе учебной и производственной деятельности с целью разработки наиболее рациональных методов управления психическим состоянием. В решении этой задачи основная роль принадлежит тем, кто непосредственно руководит учебной и производственной работой изучаемых. Психические состояния и общее настроение совместно обучающихся или работающих на производстве в значительной мере определяются. их межличностными отношениями и социально-психологическим климатом в коллективе. Отсюда возникает шестая задача ПТ — изучение межличностных отношений и социально-психологического климата в процессе учебной и производственной деятельности с целью выработки мероприятий по усилению благотворного его влияния на повышение дееспособности и производительности труда. Дееспособность трудящихся также зависит от режима труда, обусловленного его организацией, обеспечивающей темп и ритм работы, чередование труда и отдыха, физической, умственной и нервнойi нагрузки. Поэтому седьмая задача психологии труда— изыскание мер профилактики и снятия усталости и утомления с целью сохранения дееспособности на достаточно высоком уровне и повышения производительности труда. Эта задача также решается не только психологами и врачами, но и организаторами производственной деятельности трудящихся, а также руководителями и педагогами профессиональных учебных заведений.
В современных условиях производительность труда зависит главным образом от технических средств производства, от их мощности, быстродействия, надежности, безопасности, от удобств управления ими в эксплуатации. Современные технические средства производства уже настолько сложны и продолжают еще более усложняться, что управляющему ими оператору становится все труднее и дольше овладевать ими. Поэтому появилась настоятельная необходимость приспосабливать технические средства производства к общим психическим свойствам оператора. Из этих обстоятельств возникла восьмая задача психологии труда — гуманизация технических средств производства решаемая недавно возникшим, но уже быстро развивающимся разделом психологии труда — инженерной психологией. Свои специфические задачи инженерная психология решает силами инженеров-конструкторов и производственников совместно с психологами. Разумеется, это лишь общие задачи, относящиеся ко всем профессиям сфер материального производства и обслуживания. Применительно к отдельным профессиям они, конечно, решаются своеобразно, с учетом их специфики и, кроме того, более конкретно и детализировано. А поскольку различных профессий большое количество и они недолговечны, одни отмирают, другие возникают совершенно иными, постольку решение общих и частных задач психологии труда чрезвычайно усложняется. Одним лишь психологам своевременно решать их уже невозможно. Поэтому важнейшей, девятой задачей психологии труда стало, распространение накопленных с/о знаний среди инженерно-технических и инженерно-педагогических работников, наставников и мастеров производства, а также преподавателей технических предметов и мастеров производственного обучения, с тем чтобы они, в совершенстве зная сущность своих профессий и вооружившись знаниями.психологии труда, конкретизировали бы эти общие задачи применительно к своим профессиям и специальностям, подчиняя их задачам своей педагогической работы.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА ПТ пользуется основными методами общей психологии, но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук. Методы психологии труда в зависимости от того, для каких целей применяются и в чьих руках находятся, могут быть четырех видов: 1) методы специальных научных исследований, выполняемых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов; 2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами производственного обучения и наставниками на производстве самостоятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитательной работы с учащимися 3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифицированными рабочими, новаторами производства в целях повышения производительности труда; 4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормировании труда, должны иметь строго научное обоснование и соответствовать природе изучаемых психических явлений. Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда. Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда. Прежде всего они должны соответствовать теории, их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективности изучения требует не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлений и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми. Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность рабочего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении фазными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют; на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; Одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно ранимыми. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и лёгко ранимым компонентам их структуры. Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а я разных видах деятельности. Личность рабочего и трудовую деятельность — исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, то оно должно рассматриваться только в качестве «среза». Применение метода всегда должно соответствовать принципу целенаправленности, т. е. исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решить. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований: 1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков; 2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложения с целью определения наиболее актуальных психологических проблем; 3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов. Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга.
СУЩНОСТЬ НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА Ниже раскрывается сущность некоторых методов, отнесенных в предыдущем параграфе в основном к группе методов, которые могут быть применимы педагогическим составом профтехучилища и инженерами-педагогами и наставниками на производстве. Трудовой метод. Чтобы изучить психологическую сущность какой-либо профессии или специальности, исследователь сам включается в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться или практически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этом анализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведя соответствующие повседневные записи их результатов. Трудовой метод особо необходим педагогам общих дисциплин и инженерам-педагогам для того, чтобы лично разобраться в изучаемой ими трудовой деятельности и по возможности приобрести хотя бы небольшой личный профессиональный опыт. Участвующее наблюдение. Если предыдущий метод нацелен на изучение деятельности, то этот — на изучение личностей, ее выполняющих. При его применении в наиболее «чистом виде» изучаемые не знают, что служат объектами изучения, и относятся к изучающему как к одному из членов трудового коллектива. Это снимает их настороженность и позволяет собрать более объективные данные. Объективная регистрация трудовых операций. Вся трудовая деятельность складывается из совокупности психических актов, отдельных действий, приемов и операций. Современные техничские средства исследований позволяют изучать все трудовые процессы, не только личным наблюдением исследователя, но и с помощью объективной регистрации изучаемых явлений. Примером такой регистрации может служить фотографирование рабочей позы или выражения лица. Последнее лучше производить скрытой камерой, незаметно для исследуемого. Киносъемка этих же или других объектов, например, показании контрольных приборов, наблюдаемых рабочим, направления взгляда, рабочих движений, мимики и пантомимики, если она не мешает выполнению работы, представляет собой еще лучший методический прием регистрации психических явлений. Киносъемка может быть обычной по скорости, ускоренной и, напротив, замедленной, импульсной, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять таким путем те или иные закономерности трудовых процессов. Такая объективная регистрация на станках-лабораториях, которые уже начали появляться в передовых профтехучилищах, даст возможность изучать разнообразные трудовые операции в целях усовершенствования тех или иных трудов, процессов для наиболее эффективного обучения их выполнению. Анализ продуктов деятельности. Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящегося к работе, допускающего, небрёжность, ошибки и брак. По изделиям можно отличить способного, но неумелого и совсем неспособного к данной работе. Если проанализировать количество и качество изделий в течение рабочего дня по отдельным отрезкам времени, то можно обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Количество изделий в единицу времени с учетом уровня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость внимания, прочность навыков срывы в работе и многое другое. Метод искусственного изменения структуры действий. Сущность этого метода заключается в том, что при выполнении определенного вида деятельности при заранее продуманной методике последовательно выключаются отдельные анализаторы их группы; меняется поза или хватка за рычаги управления; вводятся дополнительные раздражители, отвлекающие внимание; изменяется эмоциональный фон деятельности, ее мотивы, и это позволяет оценивать роль изменяемых факторов в структуре трудовой деятельности. Этот метод важен еще и потому, что опытный рабочий, имеющий прочные навыки, в процессе деятельности б нормальных условиях работы не замечает того, как осуществляются эти автоматизированные действия, поэтому не может их анализировать и объяснять, а наблюдающий со стороны не всегда имеет возможность обнаруживать психологическую структуру изучаемых действий. Искусственная деавтоматизация навыков позволяет вскрыть то, что незаметно работающему и наблюдающему за его действиями. Метод моделирования трудовых процессов. Большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их рассмотренными методами и техническими средствами с необходимой точностью. Такие процессы моделируются, т. е. упрощаются. Из всей совокупности изучаемого трудового процесса выделяются главнейшие, определяющие успех работы, создаются упрощенные, а иногда и искусственные условия осуществления этой деятельности, и в этих смоделированных условиях изучается сложный трудовой процесс. Обычно для этого используются тренажеры представляющие собой упрощенные макеты агрегатов или технологических установок. Биографический метод применяется наиболее часто при изучении формирования черт личности профессионалов. При этом устным опросом, по документам и другим сведениям исследуется жизненный путь изучаемого с точки зрения его проф. Деятельности и ее влияния на приобретение специальтных знаний, на формирование навыков, умений, мастерства. Профессиональных способностей и различных черт личности. Однако при изучении Биографии и связанных с ней вопросов надо пользоваться непосредственно первоисточниками, а не литературной обработкой биографии. Для психологии труда интересен анализ биографий не только передовиков производства, но и лиц не справляющихся с требованиями данной профессии, ушедших на другую работу, не сразу нашедших свое призвание. Это особенно важно для решения проблем профориентации, профконсультации, профотбора. Анкетный метод – массовый опрос, осуществляемый путем рассылки или раздачи анкет. Материалы полученные с помощью анкет проигрывают в глубине, а иногда и в достоверности отдельных ответов, но зато выигрывают в массовости. Успех анкетирования во многом зависит от того насколько продуманы вопросы. Так наводящие вопросы в анкете часто предопределяют характер ответа и делают их недостоверными. Нельзя ставить вопросы которые непонятны опрашиваемым или могут быть по разному понятыми. Психологические выводы должен делать сам опрашивающий на основании ответов на вопросы анкеты, формулировки которых соответствуют знаниям опрашиваеых. Например, учащегося профтехучилища спрашивают: «Xоpошая ли у вас скорость зрительного восприятия?» —но можно выяснить это, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочитать надпись на экране в кино?». Наиболее доступны формы анкет, которые требуют однозначных ответов да или нет, нравится, безразлично, не нравится. Обычно такие ответы обозначаются условными знаками, которые облегчают подсчет, анализ, сравнение ответов и выводов. Метод хронометража – это замеры времени и последовательности труда и отдыха. Или замеры времени выполнения отдельных движений, действий или операций. Метод тестирования. Тест—это краткое задание, количественная и качественная оценка выполнения которого служит показателем совершенства основных в его структуре психических функций. Тесты позволяют выявлять наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, умений, охарактеризовать некоторые качества личности и выяснить степень ее пригодности для работы по той или иной профессии. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста. Недостаточно научно обоснованные тесты, не опирающиеся на правильную теорию, которые иногда пытаются неумело «приспособить» (адаптировать) к этой теории, могут привести к весьма существенным ошибкам. Необходимо различать возможно более обоснованное «применение тестов» и всегда необоснованное «тестирование», при котором психологический анализ результатов, получаемых с помощью тестов, необоснованно подменяется математическими манипуляциями числом правильных решений. Математический метод отработки психологического материала, полученного другими методами, имея свои принципиальные подходы, во многом смыкается с методом моделирования, давая возможность создавать математические модели количественным выражением психических явлений. Он дает возможность наглядно выражать результаты изучения тех или иных психологических явлений в виде диаграмм, графиков и схем, облегчающих анализ исследуемых трудовых процессов и свойств личности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |