Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи психологии труда




Пенсии при неполном стаже работы

Инвалидам І, ІІ групп, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (статья 27 настоящего Закона), назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу, но не ниже следующих размеров: инвалидам І группы – 100 процентов, инвалидам ІІ группы – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Пенсия назначается на время инвалидности, установленной МРЭК.

Срок переосвидетельствования инвалидов устанавливается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. При этом обязательное переосвидетельствование инвалидов – мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет не производится.

 

 

Предмет и основные проблемы психологии труда предопределяют стоящие сейчас перед ней задачи. Если ее первоочередная проблема—снятие противоречий между требованиями профессии к психике трудящегося и его психологическими возможностями, то совершенно очевидно, что прежде всего надо изучать эти требования путем психологического анализа трудовых процессов той или иной профессии, а затем— в чем соответствует, а в чем не соответствуют требованиям производства психологические качества тех, кто должен работать или уже работает по этой профессии.

Из этого следует, что первоочередная задача психологии тру­да — психологическое изучение и описание профессии с целью про­фессиональной ориентации, консультации, профессионального отбо­ра молодежи и формирования у учащихся профтехучилищ профес­сиональных способностей и призвания. Эта задача решается одним из разделов психологии труда — психологической профессиографией, разрабатываемой не только психологами, но и педагогами-практиками и являющейся частью синтетической пауки—профессиологии.

Вторая задача—изучение способностей людей, которые наме­реваются работать по той или иной профессии или уже работают, но еще не вполне овладели ею, или же мастеров своего дела, облада­ющих высокоразвитыми профессиональными способностями, для изучения сущности последних. Не овладевшие профессией изучают­ся для тою, чтобы определить соответствие их способностей требо­ваниям производства и изыскать меры по развитию недостаточно развитых для данного вида деятельности способностей или пере­ключения того или иного человека на другую профессию, к которой он более способен. Эта вторая задача решается трудовой экспертизой

На основании педагогических, психологических и производственных характе­ристик, а при необходимости — и обследованиями специалистами — психологами и врачами.

Профессиональные способности формируются в процессе проф. обучения и практической производственной дея­тельности по осваиваемой профессии. Освоение профессии и разви­тие профессиональных способностей невозможно без успешного формирования необходимых знаний, навыков и умений. Значит, третья задача психологии труда — психологическое изучение процесса формирования профессиональных знаний, навыков, умений с целью выявления психологических закономерностей этих процессов, использование которых может помочь в усовершенствовании мето­дики учебно-воспитательной работы по подготовке квалифици­рованных рабочих. Эта задача психоло­гии труда раздаётся главным образом преподавателями и мастера­ми профессионально-технического обучения при консультации и руководстве со стороны методистов и психологов.

Недостаточные способности к той или иной профессии и степень развития других, выявляемых в процессе учебной или практической деятельности по этой профессии путем анализа взаимодействия оператора и машины, правильности и ошибочности его действий, а также профилактики брака и аварий, требуют устранения послед­них и развития способностей. Отсюда вытекает четвертая задача ПТ — обеспечение безопасности труда посредством изучения ошибочных действий, поиска путей их профилактики и устранения. Профилактика и устранение ошибочных действий имеет большое значение в усовершенствовании методики профес­сионального обучения, а также в предупреждении брака, травм и аварий в производственной деятельности. Анализ ошибочных дейст­вий осуществляется инженерами-производственниками, преподавателями технических предметов и мастера­ми производственного обучения под руководством психологов.

Успешность формирования Профессиональных способностей, а следовательно и повышение качества производственных действий во многом зависят от психических состояний учащихся профессио­нальных учебных заведений и молодых, еще недостаточно опытных рабочих. Поэтому пятая задача ПТ — изучение их психических состояний и настроений в процессе учебной и произ­водственной деятельности с целью разработки наиболее рацио­нальных методов управления психическим состоянием. В решении этой задачи основная роль принадлежит тем, кто непосредственно руководит учебной и производственной работой изучаемых.

Психические состояния и общее настроение совместно обучаю­щихся или работающих на производстве в значительной мере опре­деляются. их межличностными отношениями и социально-психоло­гическим климатом в коллективе. Отсюда возникает шестая задача ПТ — изучение межличностных отно­шений и социально-психологического климата в процессе учебной и производственной деятельности с целью выработки мероприятий по усилению благотворного его влияния на повышение дееспособ­ности и производительности труда.

Дееспособность трудящихся также зависит от режима труда, обусловленного его организацией, обеспечивающей темп и ритм работы, чередование труда и отдыха, физической, умственной и нервнойi нагрузки. Поэтому седьмая задача психологии труда— изыскание мер профилактики и снятия усталости и утомления с целью сохранения дееспособности на достаточно высоком уровне и повышения производительности труда. Эта задача также реша­ется не только психологами и врачами, но и организаторами про­изводственной деятельности трудящихся, а также руководителями и педагогами профессиональных учебных заведений.

В современных условиях производительность труда зависит главным образом от технических средств производства, от их мощ­ности, быстродействия, надежности, безопасности, от удобств уп­равления ими в эксплуатации. Современные технические средства производства уже настолько сложны и продолжают еще более ус­ложняться, что управляющему ими оператору становится все труд­нее и дольше овладевать ими. Поэтому появилась настоятельная необходимость приспосабливать технические средства производст­ва к общим психическим свойствам оператора. Из этих обстоя­тельств возникла восьмая задача психологии труда — гуманизация технических средств производства решаемая недавно возникшим, но уже быстро развивающимся разделом психологии труда — ин­женерной психологией. Свои специфические задачи инженерная психология решает силами инженеров-конструкторов и производст­венников совместно с психологами.

Разумеется, это лишь общие задачи, относящиеся ко всем про­фессиям сфер материального производства и обслуживания. При­менительно к отдельным профессиям они, конечно, решаются свое­образно, с учетом их специфики и, кроме того, более конкретно и детализировано. А поскольку различных профессий большое ко­личество и они недолговечны, одни отмирают, другие возникают совершенно иными, постольку решение общих и частных задач психологии труда чрезвычайно усложняется. Одним лишь психоло­гам своевременно решать их уже невозможно. Поэтому важнейшей, девятой задачей психологии труда стало, распространение накоп­ленных с/о знаний среди инженерно-технических и инженерно-педа­гогических работников, наставников и мастеров производства, а также преподавателей технических предметов и мастеров произ­водственного обучения, с тем чтобы они, в совершенстве зная сущ­ность своих профессий и вооружившись знаниями.психологии тру­да, конкретизировали бы эти общие задачи применительно к своим профессиям и специальностям, подчиняя их задачам своей педаго­гической работы.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

ПТ пользуется основными методами общей психологии, но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук.

Методы психологии труда в зависимости от того, для каких це­лей применяются и в чьих руках находятся, могут быть четырех видов: 1) методы специальных научных исследований, выполняе­мых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов; 2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами про­изводственного обучения и наставниками на производстве самосто­ятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитатель­ной работы с учащимися 3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифици­рованными рабочими, новаторами производства в целях повыше­ния производительности труда; 4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно пере­ходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормирова­нии труда, должны иметь строго научное обоснование и соответст­вовать природе изучаемых психических явлений.

Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими ме­тодами психологических исследований инженеров-педагогов, мас­теров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опы­том психологию труда.

Существует ряд основных требований к практическому примене­нию методов психологии труда. Прежде всего они должны соответ­ствовать теории, их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективно­сти изучения требует не ограничиваться поверхностными проявле­ниями изучаемых явлений и своими мнениями о них, а находить за­кономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегист­рированными фактами, доступными проверке другими людьми.

Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность рабоче­го, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении фазными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: от­дельные ее профессионально значимые компоненты весьма сущест­венно влияют; на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; Одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно ранимыми. При изучении психологической структуры трудовой деятельности осо­бое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и лёгко ранимым компонентам их структуры.

Принцип единства личности и деятельности требует при изуче­нии трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а я разных видах деятельности. Личность рабочего и тру­довую деятельность — исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, то оно должно рассмат­риваться только в качестве «среза».

Применение метода всегда должно соответствовать принципу целенаправленности, т. е. исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно ре­шить. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психо­логии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффек­тивна такая последовательность построения исследований: 1) ши­рокое наблюдение и массовый опрос практиков; 2) анализ собран­ного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложения с целью определения наиболее актуальных психоло­гических проблем; 3) разработка рабочей гипотезы и методики ис­следования с применением соответствующих решаемым проблемам методов.

Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколь­кими методами, взаимно дополняющими друг друга.

 

СУЩНОСТЬ НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Ниже раскрывается сущность некоторых методов, отнесенных в предыдущем параграфе в основном к группе методов, которые могут быть применимы педагогическим составом профтехучилища и инженерами-педагогами и наставниками на производстве.

Трудовой метод. Чтобы изучить психологическую сущность ка­кой-либо профессии или специальности, исследователь сам включа­ется в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться или прак­тически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этом анализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведя соответствующие повседневные записи их результатов. Трудовой метод особо необходим педагогам общих дисциплин и инженерам-педагогам для того, чтобы лично разо­браться в изучаемой ими трудовой деятельности и по возможности приобрести хотя бы небольшой личный профессиональный опыт.

Участвующее наблюдение. Если предыдущий метод нацелен на изучение деятельности, то этот — на изучение личностей, ее выпол­няющих. При его применении в наиболее «чистом виде» изучаемые не знают, что служат объектами изучения, и относятся к изучаю­щему как к одному из членов трудового коллектива. Это снимает их настороженность и позволяет собрать более объективные данные.

Объективная регистрация трудовых операций. Вся трудовая деятельность складывается из совокупности психических актов, от­дельных действий, приемов и операций. Современные техничские средства исследований позволяют изучать все трудовые процессы, не только личным наблюдением исследователя, но и с помощью объективной регистрации изучаемых явлений. Примером такой ре­гистрации может служить фотографирование рабочей позы или вы­ражения лица. Последнее лучше производить скрытой камерой, незаметно для исследуемого.

Киносъемка этих же или других объектов, например, показании контрольных приборов, наблюдаемых рабочим, направления взгля­да, рабочих движений, мимики и пантомимики, если она не мешает выполнению работы, представляет собой еще лучший методический прием регистрации психических явлений. Киносъемка может быть обычной по скорости, ускоренной и, напротив, замедленной, импуль­сной, что позволяет анализировать трудовые операции до мель­чайших подробностей и выявлять таким путем те или иные законо­мерности трудовых процессов.

Такая объективная регистрация на станках-лабораториях, ко­торые уже начали появляться в передовых профтехучилищах, даст возможность изучать разнообразные трудовые операции в целях усовершенствования тех или иных трудов, процессов для наибо­лее эффективного обучения их выполнению.

Анализ продуктов деятельности. Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящего­ся к работе, допускающего, небрёжность, ошибки и брак. По изде­лиям можно отличить способного, но неумелого и совсем неспособ­ного к данной работе. Если проанализировать количество и качество изделий в течение рабочего дня по отдельным отрезкам времени, то можно обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Количе­ство изделий в единицу времени с учетом уровня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость вни­мания, прочность навыков срывы в работе и многое другое.

Метод искусственного изменения структуры действий. Сущ­ность этого метода заключается в том, что при вы­полнении определенного вида деятельности при заранее продуман­ной методике последовательно выключаются отдельные анализато­ры их группы; меняется поза или хватка за рычаги управления; вводятся дополнительные раздражители, отвлекающие внимание; изменяется эмоциональный фон деятельности, ее мотивы, и это позволяет оценивать роль изменяемых факторов в структуре трудо­вой деятельности. Этот метод важен еще и потому, что опытный ра­бочий, имеющий прочные навыки, в процессе деятельности б нор­мальных условиях работы не замечает того, как осуществляются эти автоматизированные действия, поэтому не может их анализиро­вать и объяснять, а наблюдающий со стороны не всегда имеет воз­можность обнаруживать психологическую структуру изучаемых действий. Искусственная деавтоматизация навыков позволяет вскрыть то, что незаметно работающему и наблюдающему за его действиями.

Метод моделирования трудовых процессов. Большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позво­ляют изучать их рассмотренными методами и техническими сред­ствами с необходимой точностью. Такие процессы моделируются, т. е. упрощаются. Из всей совокупности изучаемого трудового про­цесса выделяются главнейшие, определяющие успех работы, созда­ются упрощенные, а иногда и искусственные условия осуществле­ния этой деятельности, и в этих смоделированных условиях изуча­ется сложный трудовой процесс. Обычно для этого используются тренажеры представляющие собой упрощенные макеты агрегатов или технологических установок.

Биографический метод применяется наиболее часто при изуче­нии формирования черт личности профессионалов. При этом устным опросом, по документам и другим сведениям исследуется жизненный путь изучаемого с точки зрения его проф. Деятельности и ее влияния на приобретение специальтных знаний, на формирование навыков, умений, мастерства. Профессиональных способностей и различных черт личности. Однако при изучении Биографии и связанных с ней вопросов надо пользоваться непосредственно первоисточниками, а не литератур­ной обработкой биографии.

Для психологии труда интересен анализ биографий не только передовиков производства, но и лиц не справляющихся с требова­ниями данной профессии, ушедших на другую работу, не сразу на­шедших свое призвание. Это особенно важно для решения проблем профориентации, профконсультации, профотбора.

Анкетный метод – массовый опрос, осуществляемый путем рассылки или раздачи анкет. Материалы полученные с помощью анкет проигрывают в глубине, а иногда и в достоверности отдельных ответов, но зато выигрывают в массовости. Успех анкетирования во многом зависит от того насколько продуманы вопросы. Так наводящие вопросы в анкете часто предопределяют характер ответа и делают их недостоверными. Нельзя ставить вопросы которые непонятны опрашиваемым или могут быть по разному понятыми.

Психологические выводы должен делать сам опрашивающий на основании ответов на вопросы анкеты, формулировки которых со­ответствуют знаниям опрашиваеых. Например, учащегося профтехучилища спрашивают: «Xоpошая ли у вас скорость зритель­ного восприятия?» —но можно выяснить это, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочитать надпись на экране в кино?».

Наиболее доступны формы анкет, которые требуют одно­значных ответов да или нет, нравится, безраз­лично, не нравится. Обычно такие ответы обозначаются услов­ными знаками, которые облегчают подсчет, анализ, сравнение ответов и выводов.

Метод хронометража – это замеры времени и последователь­ности труда и отдыха. Или замеры времени выполнения отдельных движений, действий или операций.

Метод тестирования. Тест—это краткое задание, количествен­ная и качественная оценка выполнения которого служит показателем совершенства основных в его структуре психических функций. Тесты позволяют выявлять наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, умений, охарактеризовать некото­рые качества личности и выяснить степень ее пригодности для рабо­ты по той или иной профессии. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста в значительной степени зави­сит от уровня научного эксперимента и достоверности психологиче­ского факта, который был положен в основу теста. Недостаточно научно обоснованные тесты, не опирающиеся на правильную тео­рию, которые иногда пытаются неумело «приспособить» (адапти­ровать) к этой теории, могут привести к весьма существенным ошибкам.

Необходимо различать возможно более обоснованное «примене­ние тестов» и всегда необоснованное «тестирование», при котором психологический анализ результатов, получаемых с помощью тес­тов, необоснованно подменяется математическими манипуляциями числом правильных решений.

Математический метод отработки психологического материала, полученного другими методами, имея свои принципиальные подхо­ды, во многом смыкается с методом моделирования, давая возмож­ность создавать математические модели количественным выраже­нием психических явлений. Он дает возможность наглядно выра­жать результаты изучения тех или иных психологических явлений в виде диаграмм, графиков и схем, облегчающих анализ исследуе­мых трудовых процессов и свойств личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.