![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и метод финансового права
Финансовое право России План лекции
Литература: 1. Грачева, Е.Ю. Финансовое право: уч. пособие / Е.Ю. Грачева. – М., 2002. 2. Финансовое право в РФ: учебник / под ред. М.В. Карасева. – М., 2004. 3. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. – М., 2004. 4. Быля, А.Б., Горбунова, О.Н. Финансовое право: учебник / А.Б. Быля, О.Н. Горбунова. – М.: Велби, изд. Проспект, 2007. 5. Бельский, К.С. Финансовое право: учебник / К.С. Бельский. – М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. 6. Петрова, Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – М.: ТК Велби, 2006. 7. Вострикова, Л.Г. Финансовое право: учебник / Л.Г. Вострикова. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. Перечень заданий: Согласно плана проведения семинара.
Финансовое право — одна из отраслей российского права. Как и всякая отрасль права, финансовое право имеет свой предмет, т. е. тот круг общественных отношений, который регулируется нормами этой отрасли права. Из самого названия “финансовое право” следует, что основу предмета этой отрасли права составляют финансы или финансовые отношения. Финансовые отношения, существующие в обществе, многообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы России. К их числу относятся и отношения по поводу собирания и расходования собственных денежных средств предприятий, и отношения по поводу собирания и использования денежных средств государством через бюджет, государственные внебюджетные фонды и т. д., и другие отношения. Не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права, а только часть их. Предметом финансового права являются те финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. В конечном счете, это обусловлено значимостью для государства самой финансовой деятельности. Ведь от того, насколько государство целесообразно и эффективно осуществляет собирание, распределение и использование своих денежных фондов, непосредственно зависит его жизнеспособность и жизнедеятельность. В связи с этим государство с помощью права не просто регулирует финансовые отношения, возникающие в процессе его финансовой деятельности, но устанавливает для них особый К числу отношений, составляющих предмет финансового права, относятся следующие основные блоки: • отношения по поводу собирания государством денежных средств в государственный бюджет и государственные и местные внебюджетные фонды; • отношения по поводу использования средств из этих фондов; • отношения по поводу образования, распределения и • отношения по поводу образования и использования • отношения по поводу финансового контроля в процессе осуществления государством финансовой деятельности; • отношения по поводу получения и возврата правительством средств государственного ссудного фонда, а также иные отношения по государственному кредиту, и т. д. Финансовое право как отрасль права характеризуется не только собственным предметом правового регулирования, но и наличием специфического метода регулирования отношений, т. е. совокупностью приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений. Рассмотрение финансовых отношений по блокам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства. Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу, на другие потребности общего значения. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм, как это свойственно правовому государству. В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства, методы аккумуляции средств в государственные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных предприятий, организаций, учреждений и т. п. Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, граждан. Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, но и для соблюдения интересов государства, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения государством своего предназначения. Формирующееся финансовое право Российской Федерации отражает новые экономические и политические условия страны. Во-первых, особенности экономики переходного к рыночным отношениям периода привели к изменениям финансово-правовых норм. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно этому — их финансовых обязанностей перед государством, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, повышение эффективности функционирования экономики. Во-вторых, усиливается материальная ответственность (финансовые и другие санкции, увеличивается размер денежных штрафов) за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. В-третьих, современное финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства. Вместе с тем преобладает их фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном развитии социальной направленности. В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Наряду с субъектами Федерации органы местного самоуправления также могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах). И, наконец, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, строятся на принципах разделения властей. Вместе с тем отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют углубления и упрочения. Наиболее крупные подразделения системы права Российской Федерации— ее отрасли, каждая из которых распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответствующих методов правового регулирования. Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. По методу правового регулирования финансовое право, на первый взгляд, полностью совпадает с административным правом. Тот же метод “власти и подчинения”. Однако этот метод, применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права, в частности административным правом. Отношения властных предписаний и неравенства субъектов правоотношений при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения “по вертикали”. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении. В связи с этим различна и степень императивности норм, в них присутствуют экономические методы руководства — в этом особенность метода финансового права. Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения “вертикального” соподчинения (это отношения между министерствами, ведомствами и подчиненными им предприятиями). Но эти отношения в связи с переходом к рыночной экономике теряют свое былое значение. Все более широкое распространение получают такие методы финансово-правового регулирования, как рекомендации, согласования. Это обусловливает повышение уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления. Так, в законодательстве Российской Федерации содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления устанавливают платежи на своей территории. Кроме того, налоговые органы могут предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит. Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний. Метод финансового права регулирует общественные отношения исключительно “властью и подчинением” и характеризуется следующими особенностями: во-первых, возникает в процессе финансовой деятельности государства. Одной из сторон финансовых отношений всегда выступает государство или его орган; во-вторых, один из участников правоотношения (государство в лице уполномоченных органов) дает односторонне-властные предписания другому. Причем никто не может уклониться от выполнения этого предписания по причине несогласия с ним или требовать согласования такого предписания. Всякий субъект обязан его выполнить, ибо оно является односторонне-властным; в-третьих, отношения “власти и подчинения” при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на субординации. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми участники финансовых отношений не находятся в административном подчинении; в-четвертых, эти отношения представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Отсюда следует вывод, что финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, поэтому финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль права. Однако этот вывод в теории права остается спорным. Впервые вопрос о природе финансового права возник в ходе дискуссии о системе социалистического права, проведенной Институтом права АН СССР в 1940 г. В тезисах Института права АН СССР финансовое право рассматривается как самостоятельная отрасль права, но без подразделения на общую и особенную части. Так, о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью, писала еще Р. О. Халфина1. Однако она считала, что финансовое право выделилось из государственного и административного права. Это положение разделили М. И. Пискотин2, С. Д. Цыпкин3. Другая точка зрения состояла в том, что финансовое право признавалось самостоятельной отраслью права. Эту точку зрения высказывали Е.А. Ровинский,1 Л. К. Воронова,2 И. В. Мартьянов3 и Н. И. Химичева.4. В 1976 г. В. В. Бесчеревных подробно обосновал вывод о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль права наряду и одновременно с государственным и административным правом.5 В современных условиях развития рынка эта точка зрения кажется наиболее обоснованной. При этом следует иметь в виду, что такие финансовые институты, как налоги и займы возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти. Заметим, что финансовое право в самостоятельном виде существовало в дореволюционной (до 1917 года) России и преподавалось в университетах.6 То же касается и современных зарубежных стран. О том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву, можно найти подтверждение и у буржуазного теоретика финансового права Поль Мари Годме.7 Проведя детальный анализ точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, можно прийти к выводу о том, что финансовое право является самостоятельной отраслью права. Наличие различных точек зрения на природу финансового права объясняется тем, что оно находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, и главным образом с конституционным, административным и гражданским. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно связано с государственным (конституционным) и административным правом. Таким образом, финансовое право можно определить как самостоятельную отрасль права, представляющую собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций методом “власти и подчинения”. Представление о финансовом праве будет более полным и ясным в случае его четкого разграничения с примыкающими к нему иными отраслями права. При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования. Финансовое и административное право. Основные отличия финансового и административного права определяются предметом регулирования общественных отношений. Если предметом регулирования общественных отношений финансового права является создание, распределение и использование государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций, то предметом административного права является регулирование организационных отношений, которые возникают в сфере управления государством. Однако финансовое право не имеет своего, только ему присущего, метода правового регулирования и использует так называемый административный метод “власти и подчинения”.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |