Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура информационных систем предприятий. Из-за сложности задач управления современным предприятием возникает необходимость определения внутренней структуры его автоматизированной информационной

ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Из-за сложности задач управления современным предприятием возникает необходимость определения внутренней структуры его автоматизированной информационной системы, т.е. выполнение структуризации, в процессе которой АИС, функционирующая на предприятии, разделяется на части — подсистемы, имеющие меньшую сложность и занимающие низший уровень иерархической структуры.

Подсистема АИС — часть автоматизированной информационной системы, выделенная по функциональному или структурному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.

При выборе принципов выделения отдельных элементов АИС необходимо учитывать факторы функционирования предприятия, важнейшими из которых являются особенности производственного процесса, существующий аппарат управления, информационное взаимодействие подразделений и специалистов и т.д. Кроме того, следует также учитывать специфику решения функциональных управленческих задач различных структурных подразделений, которая осложняет структуризацию АИС, так как организационная структура предприятия, как правило, во многом не совпадает с функциональной. Например, ряд структурных подразделений соответствуют отдельным функциям управления в масштабе предприятия (плановый отдел, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.), а другие подразделения организационно могут быть выделены по другому принципу, например по видам ресурсов и услуг, обеспечивающих основное производство (маркетинговая служба), по направлениям совершенствования производства и управления (инновационный отдел, центр информационных технологий и т.д.). В таких подразделениях некоторые функции управления в масштабе предприятия не просматриваются, а отдельные функции выполняются частично, во взаимодействии с другими управленческими подразделениями.

Несоответствие функциональной и организационной структур осложняет задачу выделения функциональных элементов АИС, однако не препятствует тому, чтобы через определение управленческих функций и средств их обеспечения выделить две группы подсистем: функциональные и обеспечивающие. Функциональные подсистемы призваны решать конкретные задачи управления, обеспечивающие — обеспечивать их надежное решение.

В этой структуре особое место занимает ИТ, посредством которой реализуются операции обработки экономической информации, ав­томатизируется решение функциональных задач. При этом обеспечивающие подсистемы ориентированы как на поддержку функционирования информационных технологий в менеджменте, так и на поддержку автоматизированной информационной системы предприятия в целом (рис. 2.1).

Рис. 2.1.Места ИТ в структуре АИС предприятия

 

Функциональные подсистемы формируются на основе разделения управленческого процесса между конкретными службами предприятия для реализации функций бизнеса.

Процесс формирования функциональных подсистем и установления связей между ними предполагает, исходя из возможностей алгоритмизации процессов управления и их технической реализации в ИТ выделение в комплексной задаче управления предприятием несколько самостоятельных задач по управлению функциями бизнеса (табл. 2.1), которые и образуют основные функциональные подсистемы АИС.

 

Таблица 2.1 Основные функции бизнеса

Функции бизнеса Характеристика функций бизнеса
Производственная или процессионная Превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия
Снабженческая Приобретение сырья, машин и оборудования и другие поставки, необходимые для хозяйственной деятельности предприятия
Маркетинговая (сбытовая) Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами
Кадровая Отбор и прием на работу специалистов в соответствии с потребностями бизнеса, решение всех вопросов, касающихся использования работников
Финансовая Мобилизация капитала за счет средств инвесторов и/или кредиторов. Накопление доходов от продаж. Управление использованием капитала и доходов в рамках и вне бизнеса

 

К перечисленным функциям можно также отнести:

- поддержку предпринимательства — распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;

- научно-исследовательские и проектные работы деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства, повышения эффективности, расширения предложения новой продукции;

- связи с общественностью (Public relations — PR) осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами.

Таким образом, в АИС предприятия можно выделить пять основных функциональных подсистем:

1. Управление производством.

2. Управление снабжением.

3. Управление маркетингом (сбытом).

4. Управление финансами.

5. Управление персоналом.

Функциональные подсистемы вырабатывают основной взаимосвязанный комплекс показателей, предусматривающих оптимальное развитие производства. Эти подсистемы осуществляют контроль за реальным ходом производства и намечают пути ликвидации отклонений от запланированного режима. Таким образом, функциональные подсистемы играют решающую роль в ИТ, определяя логику ее функционирования.

Все функциональные подсистемы в свою очередь подразделяются на ряд задач — бизнес-процессов. На разных предприятиях перечень бизнес-процессов каждой функциональной подсистемы различен и зависит от следующих факторов:

- размера предприятия;

- отраслевой принадлежности;

- степени специализации и кооперирования;

- наличия социальной инфраструктуры и т.д.

Например, для производственных предприятий функциональная подсистема «Управление производством» включает бизнес-процессы управления технической подготовкой производства, оперативное управление основным производством и т.д., для кредитного учреждения функциональная подсистема «Управление производством» ориентирована на управление кредитами, управление депозитами и пр., а для торгового предприятия в сфере товарного обращения — на управление закупками и реализацию товаров и т.д.

Место каждой функциональной подсистемы определяет модель бизнеса любого предприятия. Центральное место в модели занимает производственная функция или функциональная подсистема управления производством, которая опосредованно, через другие функциональные подсистемы взаимодействует с внешней средой предприятия. В свою очередь, внешняя среда также оказывает влияние на функционирование предприятия (рис. 2.2).

Рис. 2.2. функциональная модель бизнеса предприятия

Следует отметить, что основные функции управления интегрированы в разные функциональные подсистемы и взаимоувязаны в управленческий процесс, охватывающий различные стороны функционирования предприятия.

Обеспечивающие подсистемы являются основным средством реализации функций управления на предприятиях путем эффективного решения задач функциональных подсистем на базе ИТ в менеджменте.

Состав и уровень прогрессивности элементов каждой обеспечивающей подсистемы определяются функциональными и структурными особенностями предприятия, принятой моделью управления и т.д. Обеспечивающие подсистемы в свою очередь посредством ИТ в менеджменте влияют на структуру модели управления, ее формальное представление.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если автоматизированная информационная система — это прежде всего совокупность всей информации предприятия, программных и аппаратных средств, специалистов и т.д., то ИТ в менеджменте является процессом, посредством которого реализуются важнейшие управленческие функции. Поэтому более целесообразно говорить об обеспечивающей части АИС применительно к динамике управленческого процесса на базе информационных технологий, поддержка функционирования которых осуществляется за счет обеспечивающих подсистем.

В настоящее время в составе обеспечивающей части принято выделять подсистемы: 1) организационного; 2) технического; 3) технологического; 4) информационного; 5) программного; 6) математического; 7) лингвистического; 8) правового; 9) эргономического; 10) кадрового обеспечения.

1. Организационное обеспечение (00) — совокупность средств и методов, регламентирующих взаимодействие работников со средствами вычислительной техники и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИТ в менеджменте. Организационное обеспечение реализуется посредством различных методических и руководящих материалов, разработанных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к автоматизации управленческих процессов.

2. Техническое обеспечение (ТО) комплекс технических средств (вычислительное и коммуникационное оборудование), организационной техники (устройства формирования, копирования, размножения, уничтожения документов и т.д.), вспомогательного оборудования (кондиционеры, охранно-пожарные устройства и т.д.), обеспечивающих функционирование ИТ в менеджменте. Структурными элементами технического обеспечения также являются инструктивные, методические и руководящие материалы, техническая документация и персонал, занимающийся наладкой и обслуживанием комплекса технических средств.

3. Технологическое обеспечение комплекс технологических схем обработки информации в ИТ, на выбор которых влияют особенности обрабатываемой экономической информации, ее объем, требования к срочности и точности обработки, типы, количество и характеристики используемых технических средств и т.д. Технологическое обеспечение является основой организации информационной технологии в менеджменте и включает организацию технологического процесса обработки информации, т.е. установление перечня последовательности и способов выполнения операций над информацией, порядка работы специалистов и средств автоматизации, организацию автоматизированных рабочих мест и т.д. Эффективный технологический процесс обеспечивает экономичность, комплексность, высокое качество работ менеджеров, надежность функциони­рования ИТ в целом.

4. Информационное обеспечение (ИО) ~ совокупность средств и методов построения информационной базы ИТ в менеджменте.

Информационное обеспечение ориентировано на предоставление менеджерам предприятия:

- точной номенклатуры всех показателей функционирования предприятия, т.е. их полного перечня;

- указания по взаимосвязи показателей и процедурам их формирования;

- постоянной нормативно-справочной информации;

- порядка движения данных между различными структурными подразделениями аппарата управления предприятием;

- возможности классификации и кодирования информации, циркулирующей на экономическом объекте;

- средств эффективного хранения и поиска информации;

- формализации данных на материальных носителях информации путем создания унифицированной системы документации предприятия и т.д.

В составе ИО выделяются внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.

Внемашинное ИО связано с представлением информации в удобной для специалистов форме и включает в себя систему экономических показателей, потоки информации, систему классификации и кодирования, систему документации.

Внутримашинное ИО связано с представлением информации в форме, удобной для автоматизированной обработки в средствах вычислительной техники. Это файлы (внутренние массивы), базы, банки и хранилища данных, базы знаний и т.д.

5. Программное обеспечение (ПО) — совокупность программ для эффективной организации вычислительного процесса в ИТ. В состав программного обеспечения входят общесистемные и прикладные (специальные) программы, инструктивно-методические материалы по применению программных средств, а также персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИТ

Жизненный цикл информационной технологии — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ИТ и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Основными функциями программного обеспечения являются:

управление вычислительными и коммуникационными ресурсами в ИТ;

автоматизация решения функциональных задач предприятия для повышения эффективности управленческих решений; обеспечение специалистов предприятия информацией, накапливаемой и хранимой в электронной форме, и т.д.

6. Математическое обеспечение — совокупность математических методов, моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации, используемых при решении функциональных задач ИТ в менеджменте. В основе математического обеспечения лежат экономико-математические модели (ЭММ), которые представляют собой формализованные на том и ином языке модели, отражающие определенные свойства реальных процессов, протекающих в экономике и менеджменте. В основе разработки ЭММ лежит процесс тщательного изучения процессов в экономике, организации и менеджменте, анализ и прогнозирование этих процессов.

К ЭММ предъявляют следующие требования:

- математическая модель объектов управления должна полностью (адекватно) описывать основные закономерности его функционирования;

- модели должны быть не только эквивалентны реальным проблемам, но и решаться с помощью имеющихся вычислительных средств;

- модель должна быть ориентирована на использование определенных методов, с помощью которых можно найти искомое решение, причем время нахождения управляющих решений должно быть приемлемым;

- модели должны быть пригодны для непосредственного использования в менеджменте;

- модели должны быть обеспечены соответствующей информацией. Как бы хорошо модель ни описывала поведение объекта, если на практике невозможно получить достоверные данные о значениях входящих в нее переменных, использовать ее невозможно;

- модели требуют наличия соответствующей нормативной базы, классификаторов, оперативно корректируемой информации, адекватного технического обеспечения.

7. Лингвистическое обеспечение — совокупность языковых средств и правил формализации естественного языка, для организации диалога специалистов со средствами вычислительной техники в информационных технологиях в менеджменте.

Лингвистическое обеспечение подразделяется на следующие виды:

- информационные языки описания документов, реквизитов и т.д.;

- языки управления и манипулирования данными информационной базы ИТ;

- языковые средства информационно-поисковых систем;

- языковые средства систем автоматизированного проектирования;

- диалоговые языки специального назначения;

- система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИТ в менеджменте и т.д.

8. Правовое обеспечение — совокупность норм, выраженных в нормативных актах, регламентирующих и закрепляющих организацию ИТ в менеджменте, их цели, задачи, структуру и функции, правовой статус и т.д.

Правовое обеспечение состоит из нормативных документов, относящихся к организации и функционирования всех ИТ (законы РФ, действующие в стране нормативные акты, приказы и инструкции министерств и ведомств, носящие общеобязательный характер, и т.д.), а также из нормативных документов, регулирующих специфические вопросы организации и функционирования конкретных ИТ (нормативные акты, изданные в рамках соответствующего предприятия и устанавливающие цели, задачи, функции, структуру как конкретных ИТ в целом, так и отдельных процессов управления). В соответствии с этим правовое обеспечение ИТ в менеджменте состоит из общей и локальной частей. Нормативные документы локальной части правового обеспечения издаются на основе материалов, входящих в общую часть правового обеспечения.

9. Эргономическое обеспечение совокупность средств и методов, создающих оптимальные условия труда на рабочем месте специалиста в информационных технологиях в менеджменте. Для реализации эффективного эргономического обеспечения на предприятии должен быть разработан комплекс документов, содержащих эргономические требования к автоматизированным рабочим местам, условиям деятельности специалистов, а также набор целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации.

10. Кадровое обеспечение — коллектив специалистов, поддерживающих функционирование ИТ в менеджменте. Как правило, на предприятиях формируются информационные отделы, центры информационных технологий, отделы автоматизации и т.д.

Основными задачами персонала, обслуживающего информационные технологии в менеджменте, являются: развитие информационных технологий, поддержание вычислительных сетей организации в работоспособном состоянии, обеспечение бесперебойной работы оборудования и т.д.

К кадровому обеспечению ИТ относятся программисты, системные администраторы и системные программисты, инженеры-системотехники, веб-дизайнеры (хотя они могут относиться, например, к отделу маркетинга), программисты, занимающиеся конфигурированием и сопровождением программного обеспечения бухгалтерского учета (в некоторых организациях относятся к бухгалтерии предприятия), и т.д.

К основным функциям кадрового обеспечения ИТ относятся:

- анализ и изучение проблем обслуживания программного, технического обеспечения и коммуникационного оборудования;

- модернизация существующих программно-аппаратных средств и сетевого оборудования;

- контроль состояния и безопасности сети и сетевого оборудования;

- назначение пользователям сети прав доступа;

- обеспечение бесперебойного функционирования ИТ и оборудования;

- принятие оперативных мер по устранению возникающих в процессе работы нарушений;

- установка, настройка и управление программными и аппаратными средствами и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Прочие классификации информационных систем | Ресурсы и потребности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.