КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Структура социологического знания
1. Социология Э. Дюркгейма. 2. Теория социального действия М. Вебера. 3. Цели, задачи, функции социологии. 4. Уровни социологического знания. 5. ДОКЛАД - Внутридисциплинарная матрица социологии: отраслевая социология. 1. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – фр. философ и социолог, стал одним из основателей современной социологии. В 1887 г. Эмиль Дюркгейм стал первым профессором социологии во Франции. Основные работы: 1. Элементы социологии (1889) 2. О разделении общественного труда (1893) 3. Правила социологического метода (1895) 4. Самоубийство (1897) 5. Элементарные формы религиозной жизни (1912) 6. Социология и философия (1924)
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другой группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид больше не желает следовать общим нормам, возникает аномия. (Аномия - состояние общества, при котором имеется слабое признание существующих в обществе норм, рассогласованность и противоречивость системы нормативности, когда старые регуляторы общественного поведения уже не работают, а новые еще не созданы – характерно для переходных и кризисных периодов. Аномию могут переживать общества, соц. группы, индивиды). Основным принципом социологического анализа общественных явлений у Дюркгейма выступает принцип социологизма, который имеет два аспекта: онтологический и методологический (гносеологический). Онтологический: 1. Социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, она существует объективно по присущим ей законам. 2. Социальная реальность обладает некой автономностью, общество имеет свои законы и причинно-следственные связи. 3. Социальная реальность занимает приоритетное положение по отношению к индивиду. Коллективное - выше индивидуального, индивидуальное зависит от коллективного. Во втором аспекте можно выделить следующие положения методологического характера. 1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе. 2. Предмет социологии - исследование социальных фактов, которые следует рассматривать как вещи, т.е., как объективные реальности, независимые от индивида и которые оказывают довлеющее влияние на индивида, т.е. формируют его и регулируют его поведение и деятельность). 3. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном (теоретическом) фундаменте. Социология делится на три новые сферы: 1. социальная морфология - исследует структуру общества, географические основы жизни общества, социальную организацию, народонаселение, его плотность, распределение по территории. 2. социальная физиология – исследует различные сферы общественной жизни. 3. общая социология - осуществляет общий синтез и устанавливает наиболее общие законы. Для социологического анализа Д. использует следующие методы: метод аналогии, наблюление, сопоставление, описание, сравнительный анализ, каузальный (выявление причинно-следственных связей), структурно-функциональный. Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования проблемы самоубийства. Во времена Дюркгейма одними из распространенных причин самоубийства были индивидуально-психические или медицинские. Изучались и экономические. В частности, зависимость частоты самоубийств от экономического благополучия общества. Д. на основе эмпирических данных показал, что суицид имеет под собой социокультурные причины. Он установил связь между самоубийством и национальностью, религией, возрастом, полом. Что еще более важно, он доказал, что самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок; оно характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или "социальным фактом". Значение творчества Дюркгейма: - Выделил предмет научного изучения социологии - социальную сферу. - Им разработаны методология и методы социологического исследования. - Это позволило подвести под социологическую теорию эмпирическую базу (применение принципа социологизма к исследованию феномена самоубийства). - Социология стала преподаваться в качестве академической дисциплины. - Стал основателем первой социологической школы. 2. МАКС ВЕБЕР (1864-1920) -немецкий философ, социолог, социальный философ, историк, политолог. Основоположник теории социального действия и понимающей социологии. Основные работы М.Вебера К истории торговых обществ в средние века (1889) Протестантская этика и дух капитализма (1904-1905) Хозяйство и общество (1921) О категориях понимающей социологии(1913)
Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. В этом отношении его взгляды противоречат точке зрения Дюркгейма, придававшего главное значение исследованию общественных структур. Получая достоверные знания о поведении отдельной личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных человеческих общностей. Теория социального действия: Элементарная ячейка системы соц. отношений – действующий индивид или соц. действие. Поэтому, общество – система взаимодействий действующих индивидов в социокультурном пространстве. Структура социального действия: - как минимум 2 субъекта, - обязательно имеет субъективный смысл, - ориентировано на другого человека (мотив и цель), - предполагает ожидание ответной реакции. Несоциальное действие – однотипное действие, базирующееся на подражании. Типология социального действия по степени развития рациональности: 1. Целерациональное, ориентированное на рациональный смысл. Оно легитимно. Это высший тип («чистый тип», «идеальный тип») действия. Это теоретическая модель, так как встречается в чистом виде очень редко. (Нормативность, закон) 2. Ценностно-рациональное действие, смысл которого находиться в нем самом. (идея, ценность) 3. Аффективное действие, которое обусловлено чувствами (эмоции) 4. Традиционное, ориентировано на традиции, основано на привычке.
Классификация наук: естественные социальные. ОТЛИЧИЯ: 1. Естественные – выявление детерминированных закономерностей и связей. Социальные – причинное объяснение и понимание, толкование, интерпретация соц. действий. 2. Каузальностью, естественные – однозначный характер, социальные – вероятностный. 3. Объектом познания. Социология не способна понять природу, т. к. в ней отсутствует культурный контекст.
Социология - наука о выявлении смысловых связей между действиями людей на базе которых формируется система соц. отношений. Предмет социологии – соц. действие как типичное явление, понятое в контексте культуры или нормативно-символического поля. Методы: 1. Понимание (рационализация) (Понять действие значит выявить его смысл, цель и мотивы, определить степень его рациональности-иррациональности) 2. Типологизация, конструирование идеального типа ( Идеальный тип – логическая конструкция, теоретическая модель (примеры: средневековый город, христианство, ремесло, бюрократия, капитализм). 3. Мысленный эксперимент 4. Каузального объяснения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |