КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы теории потребительского поведения
1.1. Предпосылки анализа потребительского поведения. Категория полезности и проблема её измерения
Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) – край):
В свою очередь, в теории поведения потребителя отмечаются две экономические школы: 1. Кардинализм. Сторонники: Госсен, Менгер, Вальрас. В качестве аксиомы сторонники теории рассматривают потребителя как рационального потребителя. Основной проблемой при создании теории поведения потребителя является необходимость преодолеть субъективизм потребителя. Это было сделано благодаря выведению психологического мотива поведения – стремление к экономическому счастью, то есть он ведет себя на рынке так, чтобы получить максимальное удовольствие от приобретаемых благ. Он стремиться максимизировать полезность.
В кардинализме используется несколько гипотез: - Потребитель расходует свой бюджет так, что бы приобретенный набор благ обеспечил максимизацию полезности. - Полезность может быть определена количественно с использованием условной единицы полезности (1 ютиль). Тогда любой набор благ или любое благо может быть выражено в некотором количестве ютилей и потребитель стремится получить такой набор или благо, которое содержит максимальное количество ютилей. (главная ошибка кардинализма) - Выделяется совокупная полезность (TU) от потребления блага или нескольких благ; и предельная полезность (MU) как приращение TU при изменении объема потребляемого блага на одну единицу.
Таким образом выходит, что кардинализм опирается на два взаимно исключающие начала: во-первых, крайне субъективная трактовка содержания ютиля, а во-вторых, абсолютно точное соотношение между полезностями различных товаров, которое предполагает объективную основу для такого сопоставления.
2. Ординализм. Сторонники – Хикс, Фишер, Эджуорт. Последователи этой школы отказались от возможности выражать полезность количественно и категорию полезности стали рассматривать в более широком контексте: предпочтения потребителя. Если из набора благ потребитель выбирает наиболее предпочтительное, то оно обеспечивает потребителю соответственно больший уровень удовлетворения потребностей. В ординализме используются аксиомы поведения потребителя: 1. Аксиома сформированности предпочтений: потребитель всегда скажет, какое благо он предпочитает. 2. Аксиома транзитивности. Отношение потребителя к набору благ может быть двояким: либо предпочитаю, либо безразличен. 3. Аксиома о не насыщении: потребитель предпочитает большее количество меньшему.
Полезность – удовлетворение, которое получают индивидуумы от потребления товаров или пользования услугами. 1.2. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности;
MU – marginal utility; TU – total utility Предельная полезность (MU) – приращение TU при изменении объема потребляемого блага на одну единицу.
Соотношение между TU и MU называется «Первый закон Госсена», или Закон убывающей предельной полезности:
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |