КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс формирования навыков
Навыки Производственного обучения Основные понятия и термины, составляющие основу Трудовой процесс – совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больше подходит слово «система» – элементы, взаимодействующие между собой, а не разрозненные. Трудовой процесс имеет составляющие, т.е. его можно разбить на компоненты, на трудовые операции, такое разделение берет свое начало еще с 19 века. Трудовые операции – это часть трудовой деятельности, которая осуществляется однотипным оборудованием и инструментами и одними и теми же орудиями труда. Например, изготовление прямого шва включено в трудовой процесс, трудовые приемы и движения – одинаковые. Не следует путать трудовую операцию с технологической операцией, но часто они совпадают, что в основном касается ручного труда (при утюжке ручной и машинной операция одна, а приемы и движения разные). Трудовые операции включают совокупность трудовых приемов, которые характеризуются некоторой законченностью действий, т.е. их можно выделить из состава операций (например, вставить нить в иглу – это прием). Трудовой прием состоит из трудовых движений, которые нельзя считать законченными, например, принятие правильной рабочей позы. Одной из целей ПО является освоение трудовых движений, приемов, операций и, в итоге, трудовых процессов. Иерархия дробления трудового процесса позволяет понять, как происходит организация производственного обучения. Рассмотрим такие понятия, как знания, навыки и умения (ЗНУ). Всем известно, что температура плавления воды 0°С, а кипение происходит при 100°С. Так предложил ученый Цельсий и представители разных наук согласились с этим, считая это законом. А вот понятийно-терминологический аппарат педагогики не устоялся, и поэтому некоторые термины имеют неоднозначное толкование. А поскольку нет однозначного языка общения, трудно разобраться, как правильно, ЗУН, ЗНУ или НЗУ. Если придерживаться строгости и называть эти понятия в строгом порядке от того, что в обучении первично, получиться - знания, навыки и умения. Рассмотрим подробнее данные характеристики. Навыки – это действие, сформированное путем повторения. Определение приведено в словаре по психологии (под ред. Петровского А.В., 1990 г.). Существует другой вариант толкования данного понятия, приведенного в педагогическом энциклопедическом словаре (под ред. Академика Бим-Бад Б.М., интернет: www.dictionary.fio.ru). Навыки – способность в процессе целенаправленной деятельности, выполнять составляющие действия, автоматизировано, без специальной концентрации внимания, но под контролем сознания (пример – навык письма). Если сравнить два этих определения, видно, что они однотипны. Навыки можно классифицировать по двум признакам. 1. Классификация по психологической характеристике: 1.1. Двигательные или моторные – подразумевают точность, быстроту, ловкость, координацию и правильность выполнения движений (в детском саде воспитатели формируют мелкую моторику); 1.2. Сенсорные – навыки данного типа связаны со всеми органами чувств (диагностика по цвету – выполняют металлурги, по вкусу – необходима кондитерам, а также различение по осязанию, по звуку); 1.3. Интеллектуальные (умственные) – характеризуют способность принимать решения быстро, без специального обдумывания, устанавливать причинно следственные связи, которые толкают на совершения действий; 2. Классификация по условиям формирования навыков: 2.1. Первоначальные и сформировавшиеся – характеризуются продолжительностью упражнений (первоначальные навыки конспектирования при постоянном упражнении становятся сформированными); 2.2. Простые и сложные - характеризуются простотой и координацией; 2.3. Разрозненные и комплексные характеризуются двигательными и сенсорно-моторными функциями; 2.4. Шаблонные и гибкие. Многие навыки проявляются у человека комплексно, например, действуя в чрезвычайных ситуациях.
Существует четыре основных этапа формирования навыков. 1 этап. Осмысливание навыков: обучаемый отчетливо понимает цель, то к чему он стремиться. На данном этапе обучаемый не знает способов достижения цели и при попытке выполнить действия совершает грубые ошибки. К примеру, при учении различать 1000 оттенков черного цвета сначала возникает много неверных вариантов. 2 этап. Сознательное, но не умелое выполнение: в ходе упражнений обучаемый выполняет действие не устойчиво, не смотря на высокую концентрацию внимания. Наличие большого количества лишних и не точных движений расходует физические силы. 3 этап. Автоматизация навыков: происходит в результате длительных упражнений, когда появляется возможность перенести внимания на параллельные действия, объекты и повысить качество работы. Так, водитель автомобиля с опытом не концентрирует внимание на руках и ногах во время езды, а изучает окружающую обстановку, видит красный свет, пешеходов. 4 этап. Становление высокоавтоматизированных навыков: это точное, устойчивое воспроизведение действий, усвоенный навык, который входит в состав другого более сложного действия (конспектирование с навыком письма). При освоении навыков происходит и их перенос. Перенос навыка - это явление, в результате которого операции, отработанные для одного действия полезны при выполнении операций для другого действия. Переносы бывают положительные и отрицательные. Отрицательный перенос происходит тогда, когда человек приспосабливает новый навык на устоявшееся действие, когда он использует один и тот же навык для реализации работ, которые внешне схожи, а фактически различны. Пример: управление автомобилями с разными видами коробок передач, например, ВАЗ - сначала езда на «классике», а затем на представителе «десятого» семейства.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |