Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основных систем организма с помощью функциональных проб




ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Функциональная проба – это точно дозированное воздействие на организм того или иного фактора, которое позволяет изучить реакцию физиологических систем на конкретный раздражитель, а также дает возможность получить представление о характере реагирования организма в реальных условиях учебно-тренировочных занятий.

Основными задачами функционального исследования являются определение и оценка степени и характера реакции органов и систем на воздействующий фактор, выявление механизмов адаптации (приспособления) организма к изменяющимся условиям и скрытых нарушений функции определенных органов или систем, степени этих нарушений.

Функциональные пробы используются для оценки преимущественно реакции какой-то отдельной системы в ответ на конкретное влияние. Однако большинство из них характеризует деятельность не одной отдельно взятой системы, а организма в целом. Дело в том, что изменения работы той или иной висцеральной системы, связанные с воздействием нагрузок на организм, в значительной мере определяются регуляторными нейрогуморальными влияниями. Поэтому, оценивая, например пульсовую реакцию на физическую нагрузку, мы не всегда знаем, отражает ли она функциональное состояние самого исполнительного органа – сердца или же связана с особенностями вегетативной регуляции сердечной деятельности. Чтобы получить более полное представление о функциональном состоянии организма, целесообразно исследовать ряд показателей, которые характеризуют разные стороны его жизнедеятельности.

Факторы, которые влияют на те или другие показатели, также могут быть разными, в зависимости от конкретных заданий функционального исследования.

Классификация функциональных проб проводится в зависимости от воздействующего фактора. Выделяют:

І. Пробы с физическими нагрузками:

1. В зависимости от времени регистрации показателей:

а) пробы на восстановление;

б) тесты на усилие.

2. В зависимости от количества выполненных нагрузок:

а) одномоментные (проба Мартине-Кушелевского; 15-ти секундный бег);

б) двухмоментные (проба Короткова);

в) трехмоментная (комбинированная проба Летунова и др.).

3. В зависимости от характера выполняемых движений:

а) неспецифические (используются движения, характерные практически всем видам спорта – бег, приседание и пр.);

б) специфические (используются движения, которые имитируют движения конкретного вида спорта, например, в боксе «бой с тенью» и др.)

4. В зависимости от интенсивности выполняемых нагрузок:

а) максимальные;

б) субмаксимальные (75% и менее от максимальных).

5. В зависимости от условий проведения тестирования:

а) тестирование в лабораторных условиях с использованием разных видов эргометров;

б) тестирование в условиях спортивной или оздоровительной тренировки.

ІІ. Пробы, связанные с изменениями условий окружающей среды.

1. Дыхательные пробы:

а) с задержкой дыхания во время вдоха (проба Штанге);

б) с задержкой дыхания во время выдоха (проба Генчи);

в) с изменениями газового состава вдыхаемого воздуха.

2. Температурные пробы:

а) холодовая;

б) тепловая.

ІІІ. Пробы с изменением венозной реверсии крови к сердцу:

1. Пробы с изменениями положения тела в пространстве:

а) ортостатическая (активная, пассивная);

б) клиностатическая.

2. Пробы с напряжением (проба Вальсальвы, пробы Флека и Бюргера).

IV. Пищевые пробы (алиментарные).

1. На толерантность к глюкозе;

2. На выведение жидкости и др.

V. Фармакологические пробы (с калием, атропином и др.).

Функциональные пробы должны отвечать определенным требованиям, а именно – быть однотипными, стандартными и дозированными. Поскольку только при таких условиях, можно сравнивать данные, которые получены у разных лиц, или у одного человека в разные периоды времени, то есть в динамике. Кроме того, функциональные пробы должны быть вполне безопасными и в то же время достаточно информативными, а также простыми и доступными, не требовать особых навыков для их выполнения.

Пробы с физической нагрузкой должны обеспечивать включение в работу как можно большего количества мышц (не менее 2/3) и давать возможность измерять и изменять интенсивность нагрузок в необходимых границах.

При проведении большинства функциональных проб необходимо придерживаться следующей схемы:

1. Определение и оценка исходных (то есть в состоянии покоя) данных показателей, которые исследуются.

2. Изучение характера и степени изменений этих показателей под воздействием функциональной пробы.

3. Анализ длительности и характера восстановительного периода, на протяжении которого исследуемые показатели возвращаются к исходному уровню.

Следует также обратить внимание на особенности регистрации некоторых показателей, главным образом это касается частоты пульса, при проведении функциональных проб. Для того чтобы изучить реакцию данного показателя, его подсчитывают не за минуту, а за более короткие интервалы времени, чаще всего это 10, 15 или 30 секунд, а при необходимости пересчитывают за минуту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.