КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкурсный управляющий имеет право обжаловать в арбитражном суде сделки банкрота, заключенные в последние 6 месяцев, предшествующие объявлению предприятия банкротом
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. То есть если средств не хватает на удовлетворение всех кредиторов, то они получают одинаковый процент от суммы долга. При этом сроки задолженности не имеют значения. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве). Аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; все долги предприятия замораживаются, выплачиваются только текущие платежи и долги по заработной плате. Прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника; полномочия руководителя переходят к внешнему управляющему. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление делами возлагается на внешнего управляющего; Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Процедуры банкротства начинаются с анализа финансового состояния предприятия, чтобы спрогнозировать вероятность банкротства. В результате анализа выявляются формальные и неформальные признаки банкротства. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 №31-р., и др. Уголовный кодекс Российской Федерации от 09.07.99 г. №158. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (принят Государственной Думой 5 апреля 1995 г.). Гражданский кодекс Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1995 г.). МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1. Государственные органы управления, их функции и задачи в регулировании кризисных состояний
Несостоятельность (банкротство) является категорией рыночного хозяйствования. Она была известна в дореволюционной России XIX в. В современной России в ходе рыночных преобразований банкротства опять становятся реальностью. Возникает необходимость нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства предприятий. Государственная политика по вопросам финансового оздоровления и банкротства предприятий реализуется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве), других нормативных актов. В настоящее время нормативно-правовой базой банкротства предприятий Российской Федерации служат следующие документы: 4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127-ФЗ. 5. Постановление Правительства РФ, от 20.05.94 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Основной документ, регулирующий отношения в процессе антикризисного управления, трижды за последнее десятилетие разрабатывался и принимался Государственной Думой РФ — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 19.11.92 №3929-1, от 08.01.98 №6-ФЗ, от 26.10.02 №127-ФЗ [46]. Законом установлено, что дела о банкротстве решаются арбитражными судами, а государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству лицензирует деятельность арбитражных управляющих, ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций и выполняет другие подобные функции (рис. 7). Государственное управление в сфере несостоятельности (банкротства) осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Система управления в сфере несостоятельности (банкротства) на федеральном уровне начала формироваться в начале 90-х гг. В 1993 г. для реализации государственной политики по предупреждению банкротства и финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (Постановление Правительства РФ от 20.09.93 № 926 с последующими изменениями от 17.11.93 № 1169 и от 12.02.94 № 92). Одновременно была сформирована система территориальных органов по делам о несостоятельности (банкротстве). Впоследствии Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) (Постановление Правительства РФ от 1.06.98 №537), при этом существенно возросла роль ФСДН в системе государственного управления, значительно расширился круг решаемых задач и уровень полномочий. Рис. 7. Функции и полномочия государственного органа по финансовому оздоровлению и банкротству В дальнейшем приоритетными задачами ФСДН становятся задачи финансового оздоровления предприятий-должников. Это нашло свое отражение в «Положении о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 №301. По этому Положению Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) является федеральным органом исполнительной власти, она осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций. Федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях. Ее деятельность непосредственно контролирует и координирует первый заместитель Председателя Правительства РФ. В круг задач ФСФО входят разработка и реализация мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций; проведение государственной политики по предупреждению банкротства, а также создание условий для его реализации. ФСФО имеет полномочия государственного органа по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении, она обеспечивает защиту интересов Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций. В ее компетенции обеспечить анализ финансового состояния организаций и контроль за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины. В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба принимает участие в формировании и реализации федеральных и межгосударственных программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций. При этом ФСФО привлекает необходимые для этого финансовые средства, в том числе зарубежных инвесторов, и участвует в рассмотрении вопросов о государственной финансовой поддержке неплатежеспособных организаций. Федеральная служба ведет учет платежеспособных крупных, экономически или социально значимых организаций, формирует их перечни, анализирует финансовое состояние и представляет в Правительство РФ предложения по финансовому оздоровлению этих организаций. Для проведения анализа финансового состояния предприятий-должников и принятия решения о возможных антикризисных процедурах создаются Межведомственные балансовые комиссии (МБК), которые включают представителей различных министерств и ведомств: ФСФО России, Федеральной налоговой службы (ФНС), службы судебных приставов, Министерства имущества, государственных и внебюджетных фондов и др. МБК может принять одно из следующих решений: — предложить разработку плана финансового оздоровления предприятия; — подать документы на реструктуризацию задолженности предприятия (изменение условий и сроков погашения задолженности); — обратиться в арбитражный суд о взыскании на имущество должника; — обратиться в арбитражный суд с иском о признании предприятия банкротом. В этом случае создается коллегия уполномоченных государственных представителей (КУГП), состоящая из представителей ФСФО и ФНС.
3.2. Основной документ, регулирующий отношения в процессе антикризисного управления
Основным документом, регулирующим отношения в процессе антикризисного управления, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.02 № 127-ФЗ). Если Федеральный закон от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель нового закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач: • оздоровление экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий; • защита интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с нерациональным его использованием; • защита интересов инвесторов; • восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам. Федеральным законом от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3). В названном законе установлены признаки банкротства, должник считается несостоятельным, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в том порядке и на тех условиях, которые закреплены законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством. В законе определен состав участников (рис. 8) и их функции в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи. Рис. 8. Участники процедур банкротства Закон регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий, определяет следующие процедуры банкротства (ст. 27): • наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов; • финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком; • внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности; • конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмеренного удовлетворения требований кредиторов; • мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, которая может быть применена на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. С экономической точки зрения в системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся в столь затруднительном финансовом положении. Такая процедура на законных основаниях в систему банкротства российских предприятий введена впервые. В финансовом оздоровлении заинтересован, прежде всего, сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями в управлении. У него появляется реальная возможность избежать банкротства, удовлетворяя требования кредиторов, не доводя дела до конкурсного производства и продажи имущества. В законе прописана система мер по восстановлению платежеспособности должника: • перепрофилирование производства; • закрытие нерентабельных производств; • взыскание дебиторской задолженности; • продажа части имущества должника; • уступка должнику; • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; • размещение дополнительных обыкновенных акций должника и др. Как видим, законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе неплатежеспособности предприятия. Предприятие, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха [47].
Основные элементы механизма защиты предприятий от банкротства: • правовое регулирование банкротства; • организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий; • меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей; • финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий; • экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства; • ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности. • 3.3. Процедуры банкротства
В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на его финансовое оздоровлении. Меры, направленные на финансовое оздоровление, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Не допускается опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом [46]. Собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника — юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год [46]. Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами. В том случае, если досудебная санация не принесла положительного результата, начинается разбирательство дела о банкротстве предприятия арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ устанавливает процедуры банкротства, применяемые к предприятиям-должникам, которые делятся на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Процедуры банкротства реализуются при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину — не менее ста минимальных размеров оплаты труда. Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: • должник; • арбитражный управляющий; • конкурсные кредиторы; • налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; • прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению; • государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; • иные лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом [46]. К реорганизационным относятся процедуры, задача которых сохранить предприятие и вывести его из кризиса: — наблюдение; — финансовое оздоровление; — внешнее управление. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение. Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом РФ, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Может длиться до трех, а иногда до пяти месяцев. На предприятии вводится внешний управляющий (арбитражный), который проводит финансовый анализ, технический аудит (опись зданий, оборудования), юридический аудит. Решение о наблюдении выносится судьей арбитражного суда единолично. В случае если невозможно сразу назначить временного управляющего, вопрос о его утверждении может быть рассмотрен в течение 15 дней с момента вынесения определения о введении процедуры наблюдения. При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявление, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Арбитражный суд может назначить экспертизу для выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. В случае если выявлено отсутствие признаков банкротства или в ходе экспертизы установлено фиктивное банкротство, арбитражный суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки: — связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог; — связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника; — связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга. Органы управления должника не вправе принимать решения: — о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразований) и ликвидации должника; — о создании филиалов и представительств; — о выплате дивидендов; — о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Временный управляющий анализирует финансовое состояние должника, проводит инвентаризацию его имущества, составляет реестр требований кредиторов, готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий назначает дату первого собрания кредиторов, которое должно состояться не позднее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения, и проводит его. К компетенции первого собрания кредиторов относится: • принятие решения о процедуре внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; • образование комитета кредиторов; • список требований к кандидатуре административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; • назначение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение либо о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления, даже если первое собрание кредиторов приняло другое решение, при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, не менее чем на 20%. График погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов пропорционально равными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается. При введении процедуры финансового оздоровления по инициативе первого собрания кредиторов арбитражный суд утверждает срок финансового оздоровления (не более двух лет), график погашения задолженности, административного управляющего. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, связанные: • с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; • с выдачей займов (кредитов). Должник не может самостоятельно принимать решения о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании). Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. К отчету прилагаются: • баланс должника на последнюю отчетную дату; • отчет о прибылях и убытках должника; • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений об обращении: • с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления; • с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. С момента введения внешнего управления: Мораторий означает, что в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются, сумма основного долга замораживается, выплате подлежат только текущие платежи. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам: • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке; • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, в также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом; • не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты [46]. На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам на момент введения внешнего управления начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. По окончании этого периода кредиторы могут требовать выплаты неустоек, штрафов, пеней, накопившихся к моменту введения внешнего управления. Мораторий распространяется на «старые» долги предприятия, срок которых наступил до введения внешнего управления. Мораторий не затрагивает интересы только отдельных лиц — зарплата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь. Не позднее чем через месяц после своего назначения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: • перепрофилирование производства; • закрытие нерентабельных производств; • взыскание дебиторской задолженности; • продажа части имущества должника; • уступка прав требования должника; • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия учредителями (участниками) должника либо третьими лицами; • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; • размещение дополнительных, обыкновенных акций должника; • продажа предприятия должника; • замещение активов должника; • иные меры по восстановлению платежеспособности должника. Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет по результатам внешнего управления при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления — в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр, а также по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов. Отчет внешнего управляющего должен содержать: • баланс должника на последнюю отчетную дату; • отчет о движении денежных средств; • отчет о прибылях и убытках должника; • сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и на уплату обязательных платежей должника; • расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; • сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр. В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений: • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; • о продлении установленного срока внешнего управления; • о прекращении производства по делу, в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром; • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. После рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из его предложений в качестве своего решения и обратиться в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. В случае, если арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через 3 дня с даты утверждения конкурсного управляющего. В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя предприятия. Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае — либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство. Применение реорганизационных процедур заключается в сохранении предприятия-должника, в обеспечении вывода предприятия из неплатежеспособного состояния. Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия. К ним относятся: — добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Проводится на общих основаниях по Гражданскому кодексу, решением акционеров; — принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда. Ликвидация предприятия должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год и может продлеваться не более чем на 6 месяцев. Конкурсное производство имеет целью: — соразмерно удовлетворять требования кредиторов и объявить должника свободным от долгов; — охранять стороны от неправомерных действий по отношению друг к другу. С момента признания должника несостоятельным: — без согласия собрания кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства); — сроки исполнения всех долговых обязательств считаются наступившими; — прекращается начисление пеней и процентов по всем видам задолженности. Все имущественные требования предъявляются к банкроту только через конкурсное производство. Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. Кандидатуры управляющего выдвигает собрание кредиторов. Собрание кредиторов решает вопрос о начале, форме продажи имущества, о начальной цене этого имущества. Конкурсный управляющий обязан: • принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; • привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника; • уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; • анализировать финансовое состояние должника; • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; • вести реестр требований кредиторов; • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Конкурсный управляющий вправе: • распоряжаться имуществом должника; • увольнять работников должника; • заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок; • передавать на хранение документы должника; • предъявлять иски о признании недействительными сделок. Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий может привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов. Конкурсный управляющий должен использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии обязан открыть такой счет. На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, с него же осуществляются выплаты кредиторам. Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов не чаще одного раза в месяц. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства: • судебные расходы должника; • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для функционирования должника; • задолженность по заработной плате. В конкурсную массу не включаются: 1) жилищный фонд, детские учреждения, отдельные важные для данного региона объекты производственной инфраструктуры (они передаются на баланс местных органов власти); 2) имущество, являющееся предметом залога; 3) имущество, не принадлежащее должнику на правах собственности (арендованное, принятое на ответственное хранение, личное имущество работников должника). Конкурсный управляющий учитывает все претензии к банкроту, анализирует (в том числе отклоняет) их, составляет их список с указанием сумм и очередности их удовлетворения. В процессе конкурсного производства продается конкурсная масса. Продажа производится на аукционной основе. Полученные средства используются в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; • во вторую очередь производятся расчеты выплат выходных пособий и оплаты труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и выплаты вознаграждений по авторским договорам; • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества предприятия, считаются погашенными. В случае если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, он обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Такое решение принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр и не погашены на день проведения собрания. После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства. К отчету прилагаются: • документы, подтверждающие продажу имущества; • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов — о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия. Поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле. В широком смысле процедуры банкротства рассматриваются российским законодательством как антикризисные процедуры. Антикризисные процедуры должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускающих конкурентоспособную, социально значимую продукцию.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |