КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационные регуляторы жизненного пути человека
(С.Л. Рубинштейн) Основная идея концепции состоит в том, что в отличие от живых существ, человек имеет свою историю, а не просто повторяющиеся циклы развития. История человека – это деятельность, в которой он преследовал свои цели, достигал их, делал ошибки и исправлял их. Поэтому изучение потребностей, интересов, идеалов и установок, вообще направленности личности даёт возможность прогнозировать и тем самым упреждать ошибки. Содержание мотивации достаточно легко можно определить, отвечая на следующие вопросы: *чего человек хочет? *к чему стремится? *что он может? В процессе исторического развития круг того, в чем человека нуждается, постоянно расширяется. Эта нужда. Отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. В ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. В случае отсутствия того, в чем имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от чего, естественно, стремится освободиться. В беспокойстве зарождается: 1) состояние дискомфорта; 2) динамическая тенденция, которая выступает как стремление; 3) после этого отчётливо вырисовывается предмет, на который она направлена. Направленность включает 3 тесно взаимосвязанных момента: А) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определённый предмет; Б) возникающее при этом напряжение; В) динамические тенденции и происходимые компоненты психических процессов. Динамические тенденции выступают у Фрейда в виде влечений. Объект бессознательного влечения неосознан. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создаёт, влечение порождает импульс к действию. Фрейд различает 2 группы влечений: *сексуальные влечения или влечение эроса; *влечения «я» или самосохранения. Для Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма самодовлеющую силу. Влечение действует изнутри организма, всегда требует удовлетворения. Является одной из многих форм потребностей. Противостоит влечению – должное. Между влечением и должным возникает антагонизм. Должному человек подчиняется как некой внешней, идущей извне силе, принуждающей поступать вопреки своим влечениям и желаниям. Из тенденций, которые образуют направленность человека выделяется установка. * установка личности – это позиция, отношение к целям или задачам м выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Всякая установка – это установка на линию поведения. Смена установки означает перестройку психического строя индивида, связанную с перераспределением того, что для него значимо. Установка играет значимую роль в деятельности личности: 1) изменяет перспективу, в которой субъект воспринимает любое предметное содержание; 2) перераспределяет значимость различных моментов; 3) по-иному расставляет ударения, акценты, интонации; 4) по-другому выделяет существенное – в иной перспективе и в ином свете. Деятельность иногда порождает интересы. * Интерес – направленность личности, которая в конечном счёте обусловлена осознанием её социальных интересов. * Интерес – это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Интерес как направленность личности заключается в сосредоточенности её помыслов на определённом предмете. * Помысел – это сложное и неразложимое образование – направленная мысль, мысль-забота, мысль-участие, которая содержит эмоциональную направленность. Интерес всегда носит характер двусторонних отношений. Если интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет интересен; он вызывает желание ближе познакомиться. Каждый человек имеет биографию, историю «жизненного пути». Недаром в биографию человека включают: где и чему учился, где и как работал, что сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая характеризует его труды данный факт свидетельствует о процессе включения человека в историческое развитие. Личность в данном случае совершает исторические дела, следовательно становится исторической личностью в собственном смысле слова.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |