Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наследственность, среда и воспитание




Противоречия общие и индивидуальные как движущие силы развития личности.

Процесс развития личности.

Тема: Движущие силы развития личности.

Психология личности».

Цель: рассмотреть понятие «движущие силы развития личности», влияние наследственности и среды на развитие личности; определить фазы личностного становления; дать определения гармонически развитой личности.

План

1. Процесс развития личности.

2. Противоречия общие и индивидуальные как движущие силы развития личности.

3. Наследственность, среда и воспитание.

 

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно - опосредованный тип взаимоотношений, складывающихся у человека с наиболее референтной группой (или лицом), - определяющий, ведущий фактор развития личности. Как предпосылка и результат развития личности выступают потребности.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую среду – социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:

1) адаптация; 2) индивидуализация; 3) интеграция.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности. Социальная ситуация развития, где происходит развитие личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развёртывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из коих доминирует в определённые возрастные периоды. Тип развития личности определяется типом группв, куда она интегрирована.

 

Движущей силой развития личности являются внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы (референтной) принимать лишь проявления его индивидуальности, соответствующие ценностям, задачам, нормам функционирования и развития этой общности.

Это противоречие снимается в совместной деятельности.

Также движущими силами развития личности являются наследственность и среда.

 

При характеристике личности следует принимать во внимание, что наследственность и среда также играют немаловажную роль в развитии личности. Можно считать достоверным тот факт, что некоторые особенности строения и функционирования мозга носят наследственных характер. К их числу можно быть гипотетически отнесены черты, образующие врождённый тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов). Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные её свойства.

Разумеется, индивидуальная ситуация может складываться и стихийно. Однако, принимая во внимание, что развитие личности есть общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на неё – воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество.

 

Контрольные вопросы:

1. Что является движущими силами развития личности?

2. Как влияет наследственность на развитие личности?

3. Среда и воспитание, и их роль в формировании гармонически развитой личности.

4. Посредством чего в процессе активного взаимодействия с окружающим миром формируется личность?

 

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Узнадзе Д.Н, Психологические исследования. М., 1969.

3.Общая психология / Под ред. Петровского А.В. – М., 1970.

4. Столярен ко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М, 1989. Т 1.

 

Дополнительная литература:

1. Диянова З.В., Щеголеват Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1993.

2. Ждан А.Н, История психологии. – М., 1990.

3. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. – М., 1985.

4. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1974.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.