Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веберовская социология

  1. Понимание и предмет веберовской социологии
  2. Социальное действие и его разновидности
  3. Власть и легитимность
  4. Социология капитализма.

 

Вебер:

  • Единственной реальностью является индивид
  • Общество является результатом сознания индивида и существует пока тот ориентируется на него в своих действиях
  • Причин поступков, совершенных индивидом и отделенных от него самого не существует

 

 

Вебер упрекает последователей Дюркгейма в том, что те приравняли социальное поведение людей к стадному поведению животных и ставят знак равенства между социологией и биологией.

 

Что отличает человека от животного:

  • В отличие от поведения животных, определенных стадным инстинктом, человеческое поведение является осмысленным
  • Изучать его по Веберу означает понимать те смыслы, которые индивид вкладывает в свои действия
  • Отсюда название веберианской социологии – понимающая социология.

Вебер определил социологию в качестве науки, описывающей мотивацию лиц, принимавших участие в совместной деятельности.

 

2. Предметом социологии Вебера являются социальные действия – т.е. поступки, по заложенному в них смыслу ориентированные на узнавание со стороны других людей.

 

Признаки социального действия:

  • Наличие смыслового компонента в действии
  • Ориентация действия на узнавание со стороны других лиц

 

По заложенному в них смыслу можно выделить четыре идеальных типа социального действия:

  1. целерациональное. Поведение, руководствующееся прагматическим интересом
  2. ценностнорациональное. Результат вторичен по отношению к способу достижения.
  3. традиционное. Действие по привычке
  4. аффективное. Сильные эмоции, потеря контроля.

 

Из всех разновидностей социальных действий оптимальными для изучения Вебер считает рациональные. Если индивидуальное действие рационально, то любой другой рационально мыслящий индивид, без труда может понять мотивы, двигавшие действующим лицом, мысленно поставив себя на его место.

 

Рационализацию социальных действий Вебер считает основной тенденцией современности.

Он прослеживает эту тенденцию на примере отношений:

  • культурных
  • властных
  • экономических

 

3.Власть является возможностью навязывать собственную волю другим и является причиной совершенных ими поступков.

Она основа на взаимной признании.

Готовность подчиняться обусловлена легитимностью.

Легитимность – принятие населением власти, признание её права управлять и согласие подчиняться. Легитимность власти связана с наличием у неё авторитета и законности.

 

Существует три типа легитимности:

  • традиционный
  • харизматический
  • рационально-легальный

 

Традиционная легитимность обретается благодаря привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.

 

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя.

 

Рационально-правовая, демократическая легитимность основана на вере силу закона. Её источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур.

При рационально-легальном способе организации власти особое значение принадлежит бюрократическому аппарату.

Идеальный тип бюрократии предполагает:

  • существование иерархии ведомств с узко очерченной областью полномочий
  • безличность чиновников
  • занятие должностей на основе формальной квалификации
  • дисциплина
  • регламентированный характер действий

 

4. В области экономики рационализация отношений приводит к формированию системы капитализма

 

Вебер выдвигает следующие признаки современного капитализма:

  • стремление к непрерывно возобновляемой прибыли (производство ведется ради него самого)
  • рациональная система исчисления прибыли и организации труда.

 

Ключевым элементом, оказавшим влияние на формирование капитализма в Европе XVI – XVII вв. по мнению Вебера является изменение системы трудовой мотивации.

Решающую роль в этом процессе играет протестантская религиозная этика. (создали концепцию труда как «призвания» человека)

 

Структурный функционализм Т.Парсонс (1902 – 1979гг.)

«Структура социального действия» (1937г.)

«Социальная система» (1951г.)

 

I. Парсонс, вслед за Вебером, считает общество системой совместной деятельности людей.

 

Однако условием взаимопонимания является не рационализм мышления, а социальные роли, выполняемые друг в отношении друга.

 

Предмет социологии – социальное действие.

 

Социальное действие имеет структуру, в состав которой входят:

  1. действующее лицо (актор)
  2. ситуационное окружение

 

1. Действующее лицо (актор):

    • стремится к достижению определенных целей
    • реагирует на реакцию со стороны окружающих лиц
    • действия актора определяются выполняемой им социальной ролью.

 

Социальная роль включает в себя:

1.1. Права – ожидание индивидом того, что другие будут вести себя по отношению к нему так, как принято в данном обществе и как требует его социальный статус.

1.2. Обязанности – ожидания других в отношении поведения индивида, которое должно соответствовать его статусу.

 

Права и обязанности согласовываются в процессе воспитания (социализации).

В случае возникновения ролевых конфликтов общество применяет санкции для их успешного разрешения.

 

2.Окружающая среда состоит из определенного числа социальных, культурных и физических фактов, среди которых выделяются:

2.1. изменяемые компоненты

2.2. неизменяемые компоненты

 

В системе Парсонса существует 4 фактора социального действия:

2.2.1. Биологический организм – совокупность биологических характеристик Homo sapiens.

2.2.2. Культурная система – символически организованные образцы коллективного опыта.

2.2.3. Фактор личности – возможность индивидов развивать свою собственную поведенческую линию.

2.2.4. Фактор социальной системы, рассматриваемый как включенность индивида в состав коллектива.

 

II. Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, в которой изменение одного затрагивает все другие элементы.

 

Парсонс считает общество системой.

Для поддержания жизнеспособности и равновесия, общество обеспечивает реализацию основных потребностей. Эти действия Парсонс называет функциями.

Социальные системы должны удовлетворять четырем функциональным потребностям:

  1. Адаптация
  2. Целеполагание
  3. Интеграция
  4. Латентность

 

Адаптация – приспособление системы к изменениям внутренней ситуации и внешнего окружения.

Целеполагание – назначение целей, определение порядка их достижения, мобилизация необходимых для этого ресурсов и создание соответствующей мотивации.

Интеграция – поддержание солидарности и внутреннего единства системы, а также нейтрализация возможных отклонений её частей.

Латентность – поддержание заданного ценностного образца.

 

Функция Подсистемы Социальные институты Роли
Адаптация Экономика Заводы, банки Предприниматель – рабочий
Целеполагание Политика Партии, движения Лидер – функционер
Интеграция Право Государство Чиновник-гражданин
Латентность Социализация Семья, школа Учитель – ученик

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Геоцентрическая система мира система мира Птолемея | Роль и функции рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.