Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банк России как орган банковского регулирования и надзора

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуще­ствляет постоянный надзор за соблюдением кредитными органи­зациями банковского законодательства, нормативных актов Бан­ка России. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Эффективные принципы банковского надзора получили за­крепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора, которые определили основные направления совершенствования и проявления банковского надзора на разных стадиях нахожде­ния банковской системы и коммерческого банка в частности, от момента ее возникновения до банкротства. Эти принципы отно­сятся к: предварительным условиям для эффективного банков­ского надзора (принцип 1); лицензированию и структуре (прин­ципы 2—5); пруденциальным нормам и требованиям (принципы 6—15); методам постоянного банковского надзора (принципы 16—20); требованиям к информации (принцип 21); официальным полномочиям органов банковского надзора (принцип 22); меж­дународным банковским операциям (принципы 23—25). Кроме самих принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут использовать надзорные органы при их применении.

Эффективная система надзора предполагает четко определен­ные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлечен­ного в осуществление банковского надзора. Каждый орган дол­жен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора нужны также: соответству­ющая правовая основа, включающая требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования; полномочия по проверке соблю­дения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков; правовая защита для органов банковского надзора и их сотрудников. Должны быть обеспечены правовые условия для обмена информацией между различными органами банковского надзора и ее конфиденциальность. Разрешаемые виды деятельности юридических лиц, которые лицензируются и подлежат надзору в качестве банков, должны быть четко уста­новлены.

Многие из этих положений в том или ином виде получили от­ражение в нормативных актах Банка России и в российском за­конодательстве после 1997 г., когда Банк России принял решение присоединиться к принятым документам Базельского комитета по банковскому надзору. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоян­ной основе орган — Комитет банковского надзора, который объ­единяет структурные подразделения Банка России, обеспечива­ющие выполнение его надзорных функций.

Банк России играет немалую роль в контроле за возникнове­нием коммерческих банков и кредитных организаций, что прояв­ляется в создании и дополнении имеющейся правовой базы для их открытия и функционирования. Банк России в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)» издает ин­струкции, положения, указания, регламентирующие порядок со­здания банков, разрабатывает правила регистрации кредитных организаций, их слияния, реорганизации и закрытия. Правила регистрации в наиболее общем виде изложены в ФЗ «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» (гл. 10, ст. 59, 60) и дополнены конкретной Инструкцией № 109-И «О по­рядке принятия Банком России решения о государственной ре­гистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуще­ствление банковских операций». Последняя отражает перечень документов, необходимых для получения лицензии и регистра­ции, квалификационные требования к руководству кредитной организации, виды лицензий, которые могут получить кредитные организации как при своем возникновении, так и при расшире­нии деятельности, основные причины для отказа в выдаче и от­зыва лицензии. Правила регистрации постоянно обновляются и дополняются в соответствии с изменяющейся обстановкой в целях улучшения качества банковской системы. Например, толь­ко в 1999 г. были внесены изменения в Положение от 10 марта 1999 г. № 509-4 «Об отзыве лицензий на осуществление банков­ских операций кредитными организациями», в Положение от 26 июля 1999 г.«0 порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов банковских операций, связанных сдвижением капитала» и др. Вместо Инструкции ЦБ РФ № 75-И принята новая Инструкция ЦБ РФ № 109-И.

Но наибольшее значение как надзирающего и контролиру­ющего органа Банк России имеет на стадии функционирования кредитной организации, когда он осуществляет комплексное ре­гулирование и надзор. В этом качестве Банк России устанав­ливает обязательные для кредитных организаций правила про­ведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, разрабатывает им обязательные нормативы, регламентированные ст. 62—72 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и уточненные Инструкцией № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Она заменила в 2004 г. Инструкцию № 1 «О порядке регулирования деятельности кре­дитных организаций», которая впервые была принята в 1990 г., а затем периодически пересматривалась. В Инструкции № 110-И предусматриваются следующие нормативы и порядок их расчета.

1. Минимальный размер уставного капитала, который опреде­лен в размере 1 млн евро для вновь создаваемых банков и 5 млн евро для получения генеральной лицензии.

2. Предельный размер неденежной части уставного капитала. Впервые попытка регулирования структуры уставного капи­тала коммерческого банка была предпринята в Инструкции ЦБ РФ от 11 февраля 1994 г. «О правилах выпуска и регистра­ции ценных бумаг на территории Российской Федерации». В соответствии с п. 2 Письма ЦБ РФ от 17 февраля 1995 г. было запрещено формирование уставного капитала ценными бумагами и нематериальными активами. В редакции Письма ЦБ РФ от II апреля 1996 г. доля материальных активов в структуре уставного капитала коммерческого банка в первые годы существования не должна была превышать 20% с дове­дением ее в последующем до 10% (при этом в расчет не вклю­чается стоимость зданий). В последующие годы ЦБ РФ неод­нократно вносил изменения в указанные нормативные акты в связи с изменяющимися условиями, усилением степени регулирования. Вместо Инструкции от II февраля 1994 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на терри­тории Российской Федерации» в 2002 г. была принята Ин­струкция № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации». В настоящее время Центральный банк РФ опре­делил еще и ограничения по внесению иностранной валюты как части уставного капитала.

3. Норматив достаточности капитала, который определяется как отношение собственных средств (капитала) банка к суммар­ному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг на возможные потери по ссудам 2—4-й групп риска. В соответ­ствии с Инструкцией № 110-И значение норматива с 2004 г. устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка: от 5 млн евро — 10%, до 5 млн евро —11%.

4. Нормативы ликвидности банка (мгновенной, текущей, долго­срочной). Они определяются как соотношение между актива­ми и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пас­сивов, других факторов и устанавливаются с 1 апреля 2004 г. в размере мин. 15%, мин. 50%, макс. 120% соответственно.

5. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, который устанавливается в процентах от собственных средств банка (макс. 25%) и определяется как отношение совокупной суммы требований банка к заемщику к капиталу.

6. Максимальный размер крупных кредитных рисков, опреде­ляющийся как процентное отношение совокупной величи­ны крупных кредитных рисков и собственных средств банка. Максимальное значение этого норматива — 800%.

7. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и по­ручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам). Он рассчитывается как отношение совокупной суммы требований банка, взвешенных с учетом коэффици­ента риска и собственного капитала банка, которое не долж­но превышать 50%.

8. Совокупная величина риска по инсайдерам банка, определя­емая как отношение совокупной суммы требований банка к инсайдерам к собственным средствам банка и устанавли­ваемая в размере не более 3%.

9. Норматив использования собственных средств банков для при­обретения акций (долей) других юридических лиц. Он устанав­ливается как процентное соотношение инвестируемых средств и собственных средств банка. Максимальный размер данного норматива — 25%.

Стоит отметить, что с I апреля 2004 г. обязательные нормати­вы, установленные ФЗ «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)», а именно: минимальный размер устав­ного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов на территории иностранного государства, получения небанковской кредитной организацией статуса дочер­него банка, предельный размер имущественных вкладов в устав­ный капитал кредитной организации, минимальный размер ре­зервов, создаваемых под риски, размеры валютного и процент­ного рисков, обязательные нормативы для банковских групп и небанковских кредитных организаций, — устанавливаются дру­гими нормативными актами Банка России.

Помимо определения нормативов Банк России в соответ­ствии со ст. 73 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вправе проводить проверки кредитных органи­заций и их филиалов. Они должны осуществляться либо уполно­моченными Совета директоров, либо соответствующими ауди­торскими фирмами. Проверки проводятся на основании Инструк­ции ЦБ РФ № 105-И от 2004 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными пред­ставителями Банка России». Их целью является определение ре­ального финансового состояния кредитной организации и ее фи­лиалов, выявление ситуации, угрожающей интересам кредиторов (в том числе, вкладчикам), проверка соблюдения ими действу­ющего законодательства (ст. 73 Закона). Проверки проводятся комплексно или по отдельным направлениям их деятельности. Комплексные проверки должны предусматривать проверку до­стоверности отчетов, соответствие выполняемых операций бан­ковскому законодательству и нормативным актам Банка России, соблюдения обязательных экономических нормативов. Такие про­верки проводятся не реже одного раза в 2 года. В соответствии со ст. 57 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он вправе для этих целей запрашивать у коммерческих банков информацию об их деятельности по перечню, определя­емому Советом директоров Банка России. По результатам таких проверок Центральный банк РФ может направлять кредитной организации предписания об устранении нарушений действу­ющего законодательства.

Проверки по отдельным направлениям деятельности в боль­шей степени связаны с правильностью проведения банковских операций, выявлением нарушений обслуживания клиентов, на­рушением сроков проведения расчетов и операций. В настоящее время контроль со стороны ЦБ РФ осуществляется по следу­ющим направлениям:

• расчет капитала;

• доходы и расходы;

• порядок создания резерва на возможные потери по ссудам;

• порядок создания резерва под обесценение ценных бумаг;

• бухгалтерский учет неисполнения срочных сделок;

• расчет нормативов в абсолютном и относительном выраже­нии;

• определение минимально допустимой величины норматива HI, уставного капитала и собственных средств банка;

• расчет нормативов небанковским кредитным организациям;

• нормативы обязательных резервов;

• особенности расчета открытых валютных позиций;

• порядок уменьшения уставного капитала.

В случае выявленных нарушений Банк России имеет право требовать их устранения, взыскивать штраф в размере до 1/10% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. Банк России также вправе: потребовать от кредитной организации осу­ществления мероприятий по финансовому оздоровлению кре­дитной организации, в том числе изменения структуры активов, замены руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации, изменения нормативов на срок до 6 ме­сяцев; ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций на срок до 1 года, а также на открытие филиала на срок до 1 года; назначить Временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев; отозвать лицен­зию на осуществление банковских операций (ст. 73 Закона). В це­лях защиты интересов вкладчиков Банк России может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия, своего уполномоченного представителя. С момента создания ликвида­ционной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномочен­ного представителя прекращается (ст. 76-1 Закона). Эти санкции применяются Банком России в соответствии с Письмом ЦБ РФ от 2 ноября 1997 г. № 206, где отмечается, что до применения мер воздействия в виде ограничения и запрета проведения отдельных банковских операций ГУ ЦБ совместно с руководителями Совета директоров и Правления кредитной организации должны рас­смотреть недостатки в деятельности и определить меры по их устранению. Только при наличии реальной угрозы интересам вкладчиков и кредиторов, непредставлении отчетности на две отчетные даты или предоставлении искаженной отчетности огра­ничения или запрет на проведение банковских операций могут быть незамедлительно приняты.

Кроме этого Банк России осуществляет серьезный надзор за коммерческими банками, имеющими филиалы. Основой для та­ких действий служит Инструкция от 11 сентября 1997 г. № 65-И «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими фи­лиалы» с последующими дополнениями и изменениями. Необхо­димость такого надзора обусловлена возникновением дополни­тельных рисков в деятельности банка, таких как региональные риски, территориальные и страновые риски, риск потери управ­ляемости (вероятность принятия управляющим филиала не со­гласованных с Правлением головного банка решений или невы­полнение общебанковских указаний и решений). Цель такого надзора — выявление указанных рисков, оценка степени риска Деятельности филиала для банка и приведение этой деятельности в соответствие с нормами и требованиями ЦБ РФ. Выделяется не­сколько основных направлений в осуществлении такого надзора: проверка соответствующих функций и операций как самого бан­ка, так и его филиала; оценка деятельности руководителей фили­ала; проверка соблюдения филиалом установленных для коммер­ческих банков норм и лимитов операций; оценка риска по осу­ществляемой филиалом банка деятельности.

Надзор происходит в документарной форме, он включает: анализ отчетности; инспекционные проверки, осуществляемые Департаментом инспектирования кредитных организаций ЦБ РФ в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» и Инструкцией ЦБ от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными пред­ставителями Банка России», носящие комплексный либо тема­тический характер; применение мер воздействия. К ним отно­сятся как предупредительные меры, определяемые Инструкцией ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59-И «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» с последующими изменениями и дополне­ниями, так и серьезные санкции, о которых говорилось выше. К предупредительным мерам относят назначение проверки банка или его филиала, информирование банка о появлении неблаго­приятных рыночных тенденций и консультирование его по во­просам оптимальной тактики функционирования в данной эко­номической ситуации. В случае отнесения банка к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, вводится запрет на осуществление им банковских операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной форме (если же осуществляются меры по финансовому оздоровлению, то такие ограничения не вводятся).

Особое значение на данный момент Банк России придает со­зданию самих филиалов, это связано с предупреждением воз­никновения рисков на самом первом этапе формирования фили­ала. Порядок открытия филиалов банка регламентируется следу­ющими нормативными актами: Инструкцией ЦБ РФ № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», Инструкцией ЦБ РФ от 24 августа 1998 г. № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» с дополнениями, в которых ужесточены требования по открытию филиала.

В последнее время Центральный банк РФ уделяет все большее внимание проблеме внутрибанковского контроля. В 1997 г. было принято Положение ЦБ РФ от 28 августа 1997 г. № 509 «О внутрен­нем контроле». В 1999 г., проанализировав ситуацию с внутренним контролем, Банк России издал требование (от 7 октября 1999 г. JV° 289-T) «О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках», в котором обязывает территориальные учреждения про­анализировать положение дел с созданием и состоянием внутрен­него контроля в кредитных организациях. В конце 2003 г. было принято Положение ЦБ РФ № 242-П «Об организации внутрен­него контроля в кредитных организациях и банковских группах».

К кредитным организациям, не создавшим служб внутрен­него контроля или не обеспечившим организацию работы, при­меняются следующие меры воздействия:

• установление контроля за выполнением предъявляемых тре­бований;

• активное использование права запрашивать информацию за любой период в процессе надзора за состоянием внутренне­го контроля;

• рассмотрение эффективности работы служб внутреннего контроля.

Особое место в банковском надзоре после 1998 г. занимают вопросы финансового оздоровления кредитных организаций. В частности, кроме Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» было принято множество нормативных актов ЦБ РФ, отражающих основные моменты предупреждения несостоятельности кредитных организаций и мер по их преодолению, например: Инструкция ЦБ от 11 ноября 2005 г. № 126-И (ред. от 26.11.2007) «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупрежде­нию несостоятельности (банкротства) кредитных организаций», Указание ЦБ от 26 мая 1999 г. № 163-Т «Об организации работы территориальных учреждений Банка России по контролю за осу­ществлением кредитными организациями мер по финансовому оздоровлению». В дополнение к этому 31 марта 2000 г. Централь­ный банк РФ издал Указание от 31 марта 2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», в котором, в частности, отмечается, что в целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка Рос­сии относят все кредитные организации с точки зрения финан­сового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой Категории — к одной из двух классификационных групп.

1 категория. Финансово стабильные кредитные организации: 1-я группа — кредитные организации без недостатков в дея­тельности;

• 2-я группа — кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

II категория. Проблемные кредитные организации:

• 3-я группа — кредитные организации, испытывающие серь­езные финансовые трудности;

• 4-я группа — кредитные организации, находящиеся в крити­ческом финансовом положении.

Рассматриваются основные критерии отнесения той или иной кредитной организации к соответствующей группе и категории.

Одним из ключевых элементов совершенствования системы банковского надзора в Российской Федерации является форми­рование института кураторов кредитной организации. Его внед­рение в практику должно существенно изменить технологию осуществления надзорных функций, заметно повысив их эффек­тивность. Именно внедрение института кураторов можно рас­сматривать как один из этапов перехода от формального бан­ковского надзора к содержательному.

С 01.01.2008 г. вступило в действие Положение Банка России от 07.09.2007 № 310-П «О кураторах кредитных организаций», которое устанавливает порядок назначения, обязанности, права и ответственность сотрудников территориальных учреждений Банка России, назначаемых кураторами кредитных организаций.

Положение Банка России предусматривает следующие мо­менты:

• наличие процедуры информирования Банком России кредит­ной организации о назначении ее куратора;

• определение полномочий куратора. При этом, как представ­ляется, не следует возлагать на куратора обязанности по со­гласованию всех крупных сделок банка и ответственность за деятельность банка. Ответственность за это законодательно закреплена за руководителями, участниками (акционерами) банка, кроме того, не следует создавать почву для перекла­дывания ответственности за ошибочные решения на органы надзора. Акцент в деятельности куратора необходимо сделать на возможности возникновения банковских рисков, такой подход исключает возможность требования «объять необъят­ное» и обозначает конкретные цели;

• в свою очередь, кредитная организация обладает правом как на мотивированный отвод кандидатуры куратора, так и на требование его замены.

Взаимоотношения кураторов с подразделениями территори­ального управления, в первую очередь надзорного блока, в части, касающейся обмена информацией, должны быть ориентированы на максимальную оперативность и доступность получаемой кура­тором информации.

Институт «кураторства» состоит в том, что все вопросы, каса­ющиеся деятельности одного банка, находятся в компетенции одной группы специалистов — группы кураторов кредитной ор­ганизации. Как показывает мировой опыт, главные обязанности такой группы состоят в том, чтобы поддерживать высокий уро­вень знания о кредитной организации и гарантировать, что меры надзорного реагирования соответствуют рискам конкретной кре­дитной организации и ее организационному профилю.

Можно выделить следующие преимущества системы кура­торов:

• превентивный характер надзора, т.е. выявление на более ран­них стадиях нарушений (а нередко еще предпосылок для них), которые устраняются самим банком после обсуждения дан­ных проблем с куратором на добровольной основе;

• расширение партнерского взаимопонимания между надзор­ным органом и кредитными организациями;

• более детальный контроль за достоверностью учета и состав­лением отчетности в кредитной организации;

• возможность осуществления оперативного контроля за рас­ширением деятельности банка, например при увеличении уставного капитала;

• возможность оценки эффективности системы внутреннего контроля в кредитной организации;

• возможность участия куратора в тематических проверках по отдельным вопросам деятельности банка.

Основными задачами куратора кредитной организации явля­ются выявление и предупреждение возникающих у кредитной организации проблем на возможно более ранних стадиях и ока­зание содействия кредитной организации в их преодолении.

Основным принципом деятельности куратора является прин­цип «знай свой поднадзорный банк».

Центральный банк РФ регулирует деятельность не только ком­мерческих банков, но и небанковских кредитных организаций. Основой такого регулирования выступают Положение ЦБ РФ от 8 августа 1997 г. № 516 «О пруденциальном регулировании Деятельности небанковских кредитных организаций, осуществля­ющих операции по расчетам, и организаций инкассации» и По­ложение ЦБ РФ от 21 сентября 2001 г. № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кре­дитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» (с изм. и доп.).

Расчетные небанковские кредитные организации вправе осу­ществлять следующие операции: открытие и ведение счетов юри­дических лиц, осуществление расчетов по поручению юридиче­ских лиц, в том числе банков и корпораций, по их банковским счетам. В зависимости от функционального назначения небан­ковские кредитные организации могут:

• осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рын­ках и рынке ценных бумаг;

• проводить расчеты по пластиковым карточкам;

• исполнять инкассацию денежных средств, векселей, платеж­ных и расчетных документов и кассовое обслуживание юри­дических лиц;

• выполнять операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.

В то же время в Положении четко оговорено, что небанков­ские кредитные организации не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады с целью их размещения от своего имени и за свой счет.

Для направленного ведения банковского надзора контроль за деятельностью кредитных организаций осуществляется Централь­ным банком РФ либо непосредственно, либо через специально создаваемые им организации, которые должны быть оперативно независимыми и иметь в своем распоряжении достаточные ре­сурсы.

Таким образом, банковское регулирование включает в себя следующие основные направления:

• установление обязательных для кредитных организаций пра­вил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и стати­стической отчетности;

• получение у кредитной организации необходимой информа­ции об их деятельности и разъяснений по полученной инфор­мации;

• регистрацию кредитных организаций в Книге государствен­ной регистрации кредитных организаций, а также выдачу и отзыв лицензии на осуществление банковских операций;

• контроль за приобретением юридическими и физическими лицами долей кредитных организаций;

• установление обязательных нормативов;

• проведение проверок;

• применение санкций к кредитным организациям в случае нарушения ими федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, а также если эти нарушения или банковские операции созда­ли реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков);

• осуществление анализа деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вклад­чиков, стабильности банковской системы в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Банк России как юридическое лицо | Случайные погрешности измерений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.