Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Основные модели рынка




Вопрос Категории рынков

Рынок — это организованная структура, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения продавцов устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. В более строгом смысле слова под рынком следует понимать систему социально-экономических связей и отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция характеризует тип взаимоотношений между производителями и потребителями по поводу установления цен и объемов спроса и предложения товаров на рынке.

В качестве рычагов конкурентной борьбы для улучшения своих позиций на рынке копании используют качество изделий, цену, сервис, ассортимент, условия поставок и платежей, рекламу и др.

К функциям конкуренции относятся следующие:

Функция регулирования. Факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации.

Функция распределения.

Функция контроля.

Главный принцип организации интенсивной конкуренции в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

— достижения научно-технического прогресса оперативно внедряются (инновация под давлением конкуренции);

— предприятия гибко адаптируются к изменяющимся условиям.

 

Различают следующие виды конкурентных структур.

1. Большая численность самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей этого товара. Данная структура рынка иногда называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельный случай данной структуры — единственный производитель, способный удовлетворить спрос всех потребителей, — это монополия.

3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей; потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всеми производителями. Данная рыночная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией.

4. Структура взаимосвязей, где одному потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Полиполия (совершенная конкуренция). Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди ряда покупателей, но не среди других продавцов.

Рынок открыт для каждого. Можно вывести следующие варианты поведения участников рынка.

Акцептант цены. Цена формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, отдельно взятый продавец не оказывает прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам.

Регулятор объемов продаж. Поскольку продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку только путем регулирования объемов своих продаж по заданной цене.

Условия совершенной конкуренции:

— большая численность продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и объемы продаж и покупок;

— каждый продавец реализует однородный продукт, который не отличим от продукта других продавцов;

— барьеры для входа на рынок в долгосрочном плане либо минимальны, либо вообще отсутствуют;

— никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует, и ресурсы — переменные факторы производства — мобильны;

— каждый продавец и покупатель владеет полной и точной информацией о цене, объемах товаров, затратах и спросе на рынке.

Идеальная схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение, но служит пониманию реальных рыночных структур.

Монополия. Характерные черты этой модели:

— а) продавец является единственным реализатором данного товара (продукта);

— б) реализуемый продукт уникален, у него нет заменителей;

— в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, объемы поставок на рынок;

— г) на пути входа на рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов.

Примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия.

Монополистическая конкуренция. Монопольность в такой модели заключается в том, что в условиях дифференциации продукции каждая фирма обладает монопольной властью над своим товаром; повышая или понижая цену на него с учетом действий конкурентов.

условия монополистической конкуренции заключаются в следующем:

— на совершенном рынке продаются гетерогенные товары;

— для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;

— продавцы стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;

— доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия входных барьеров.

Олигополия. Для нее характерна немногочисленность участников конкуренции — относительно малое (в пределах десятка). Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары.

Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они изменяются непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют явно выраженную тенденцию к стабильности и изменяются не так значительно. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. Конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации продукта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.