Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и категории профессиональной этики




1.

Этико-правовые основы деятельности государственных служащих.

Государственная служба как вид профессиональной деятельности.

Административная этика как вид профессиональной этики.

Принципы и категории профессиональной этики.

Становление профессиональной этики.

Лекция 3. Профессиональная этика. Этапы ее становления и развития.

Профессиональная этика. С социологической точки зрения профессия (от лат. professia – объявляю своим делом) представляет устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода и предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков, определяемых разделением труда и его функциональным содержанием.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Профессиональная этика с момента ее зарождения не только определяла отношения в сфере той или иной трудовой деятельности, но и определяла ее общественную значимость.

Профессиональная этика, имеющая целью формирование нравственных ориентиров поведения людей в сфере профессиональной деятельности относительно целей, смысла и функциональной направленности той или иной профессии, органически взаимосвязана с общей этической системой. Именно, исходя из основных принципов общей этики, трансформируя фундаментальные общеэтические категории, профессиональная этика формирует нравственные принципы, нормы и требования в сфере профессиональной деятельности.

 

 

Также как и в общей этике, предметом профессиональной этики является мораль.

Профессиональная этика исследует должные и объективно необходимые моральные ценности взаимоотношений людей в профессиональной сфере. Профессиональная мораль, отражая все стороны нравственных отношений работников, раскрывает должные и объективно–необходимые требования к профессиональному поведению представителей той или иной профессии.

Профессиональной морали присущи три основных качества– нормативность, императивность и оценочность. Нормы закрепляют требования к поведению, а нормативность является способом их реализации. Императивность проявляется в обязательном характере соблюдения моральных норм. Оценочность заключается в соответствии целей, мотивов и результатов деятельности нормам морали.

Первая профессиональная мораль начала складываться среди профессий, представители которых при выполнении профессиональных действий непосредственно контактировали с людьми. Врачи, учителя, воспитатели, церковные служители, взаимодействуя с людьми, имели реальную возможность оказывать физическое и моральное воздействие на них. Различные подходы представителей тех или иных профессий к осуществлению профессиональных практик несли в себе опасность причинения людям вреда. Таким образом, первые представители профессий должны были иметь некие моральные ориентиры, которыми они могли бы руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Профессиональная этика в этот период затрагивает лишь наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, а большинство моральных норм носит описательный характер.

В средние века круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, значительно расширяется. Развиваются города, усиливается роль ремесленного производства, что привело к появлению новых профессий, а соответственно и определенных правил поведения, складывающихся в рамках той или иной профессии. Меняется и сам характер моральных норм, а также процесс их определения и закрепления. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определенных нравственных обязательств. По сути, ремесленные цеха образуют корпоративную этику, обязательными элементами которой становятся престиж ремесла (клеймили изготовленные вещи), дисциплинированность (нарушение договорных обязательств считалось неприемлемым), высокая квалификация и мастерство.

В России проявились те же тенденции, так, например, в документах Российского государства XII–XV вв. встречаются нормы, закрепляющие правила поведения и степень ответственности для купцов «…А который купец, идучи в торговлю, возмет у кого деньги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно, истонет, или згоритъ, или рать возметъ…плати исцеву истину без росту. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиетили иным какым безумием погубит товар свой без напразднъства, и того исцю в гибели выдати головою на продажу». XVII–XIX вв. в Европе активно развивается промышленность, что приводит к появлению новых профессий. На первый план выходят профессии так или иначе связанные с промышленностью. Происходят изменения и в профессиональной этике, имевшей до этого периода религиозные основания. Профессиональная этика начинает вырабатывать моральные ценности и ориентиры, приемлемые не только для верующих. Нормы профессиональной этики представителей той или иной профессии стали делиться на две группы: нормыи принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

В России в 1785 году во время правления Екатерины II был утвержден текст присяги для управляющих цеховым делами «Я, нижеименованный, обещаюся всемогущему богу пред святым его евангилием в том, что хощу и должен по чистой моей совести в должности, мне препорученной, колико силы и возможности есть, поступать справедливо и безпристрастно, как во всех делах, так и в тщательном старании о благоуспешном состоянии ремесла».

В XIX веке в России продолжает развиваться этика различных профессий: служебная, предпринимательская, врачебная и другие. Так, например, широко известная всему миру благотворительность русских купцов являлась одним из основных этических принципов предпринимательства. Моральное осуждение богатства на Руси формировало у купцов комплекс неполноценности, который выражался либо в разгулах и пьянстве, либо в щедрой благотворительности, либо в аскетическом воздержании.

В отдельных случаях нормы, регламентирующие профессиональное поведение имеют яркую этическую окраску «…всем судьям знать надлежит права и разуметь правду, ибо неразумеющий правды не может разсудить ея…».

В XX веке профессиональная этика серьезно меняет свой облик, на смену общим требованиям и правилам поведения, приходят нормы и правила, дифференцирующиеся не только по профессиям, но и по специальностям. Появляется профессиональная этика не просто врача, а этика хирурга, анестезиолога, домашнего врача, этика медсестры. Когда в годы Второй мировой войны в практике нацистских врачей медицинская профессия подвергалась чудовищной фальсификации (преступные эксперименты на людях, насильственная стерилизация и эвтаназия и т. д.), возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия «Женевской декларации» – современного варианта «Клятвы Гиппократа». По аналогии с врачебной клятвой появляется клятва медицинской сестры Флоренс Найтингейл.

В СССР в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета утверждается текст «Присяги врача Советского Союза», которая включала нравственные принципы и нормы врачебной деятельности.

 

Особое значение в XX веке приобретает корпоративная этика, возникшая в конце XIX века, как способ решения так называемого «рабочего вопроса». Корпоративную этику можно определить как форму общественного сознания, присущую, как работодателям, так и наемным работникам, объединенных общими целями профессиональной деятельности. Корпоративная этика складывается в рамках профессии или организации, являясь отображением специфики и особенностей профессии или организационной культуры организации. В России корпоративная этика заявила о себе в 90-е годы, когда были приняты первые профессиональные этические кодексы. В настоящее время профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся на стадии обсуждения для большинства профессий: «Кодекс чести банкира» (1992), «Профессиональный кодекс консультанта по управлению», «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994), «Этический Кодекс Российского врача» (1994), «Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России» (2003).

XXI век расставил новые акценты и выдвинул новые требования к формированию и формулированию целей и задач профессиональной этики. Бессодержательные абстрактные декларации, двойные стандарты приводят к девальвации профессиональной этики как таковой, и содержат в себе угрозу для существования человека. И второй момент, на который особенно хотелось бы обратить внимание, профессиональная этика XXI века должна быть не просто набором определенных моральных требований к поведению, или деятельности представителя той или иной профессиональной группы, профессиональные этические нормы должны выступить императивом принадлежности к профессии. Учитель не потому является учителем, что он имеет диплом о высшем образовании и определенные навыки преподавания, а в том, что его профессиональная деятельность пронизана осознанием социальной значимости тех действий, бездействий и социальной ответственности за те действия, бездействия которые он осуществляет.

 

Профессиональная этика имеет свой понятийно-категориальный аппарат. Принципы и категории профессиональной этики находят отражение в моральных кодексах той или иной профессии, а каждая профессия может иметь специфические принципы и нормы профессиональных актов и профессионального поведения. Одни и те же по своей формулировке моральные нормы и соответствующие нравственные качества личности работника в разных профессиях могут иметь разные способы реализации и разную оценку их практических результатов

Для профессиональной этики огромное значение играет категория «гуманизм». Профессиональный гуманизм заключается в признании и осознании высочайшей ценности человека. Представители той или иной профессии, в первую очередь, должны понимать и помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. Этический смысл гуманизма заключается в уважительном и внимательном отношении к человеческой личности и к ее проявлениям.

Не менее важным, чем гуманизм для профессиональной этики является категория «профессионального долга». Следует выделить и такие категории как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятиях «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества.

Профессиональная этика включает в себя также категорию «профессиональной справедливости». Справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Профессиональная справедливость побуждает представителя той или иной профессии быть справедливым, что значит уважать права других людей, не поддаваться давлению «свыше», контролировать собственные интересы. Справедливость, важна и в отношениях с коллегами.

Морально-психологический климат коллектива во многом зависит от того, насколько уверенно в этом коллективе чувствует себя профессиональная справедливость. Совершенно недопустима ситуация деления на «своих» и «чужих».

С развитием профессиональной этики новое значение приобретает такая категория как «профессиональная ответственность». Ответственность является необходимостью, обязанностью отвечать за свои действия, поступки. Любая профессиональная деятельность предполагает определенный результат. К результату профессиональной деятельности следует относиться не только с точки зрения создания или получения чего-либо, но и с той точки зрения, каким образом результат профессиональной деятельности отображается на человеке, обществе, окружающей среде и т. д. Показателем профессиональной ответственности является социальный эффект того или иного профессионального результата.

Кроме общеэтических понятий и категорий, которые используются профессиональной этикой, в ней сложились категории, которые используются при анализе и формулировании требований к профессиональному труду. Такими категориями в профессиональной этике являются профессионализм, компетентность, квалификация, репутация, навыки и умения и целый ряд других.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 9152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.