Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7. 1. Трудовые движения как предмет психологического исследования

План

1. Трудовые движения как предмет психологического исследования

2. Рабочие движения

3. Особенности трудовых движений человека

 

1. Трудовые движения как предмет психологического исследования

Все виды трудовой деятельности реализуются в сенсомоторно регулируемых движениях. Задачи подготовки производства также реализуются с помощью сенсомоторно регулируемых движений, таких, как письмо, черчение, ввод с помощью клавишей или свето­вого луча данных в диалоговую систему. Следовательно, и речь является сенсомоторным регулируемым процессом.

Значимые для производства аспекты можно обобщить в виде тезисов следующим образом:

1. Психические процессы чаще всего проявляются в действии, которое направлено на решение задач. Поэтому к области психологических исследований относятся не только умственные опера­ции, но также и практические действия и даже движения, которые необходимо еще более точно определить.

2. Действия детерминируют выбор, вид и структуру подлежащих исполнению движений; в зависимости от характера задачи и уста­новки на ее решение изменяются нейронные центры и механизмы движении.

3. Следовательно, свойства движений можно объяснить лишь на основе действий. Поэтому выходящее за рамки физиологическо­го рассмотрения исследование движений является исследованием моторного аспекта действия. Психологическое исследование движений заключается в иссле­довании их регуляции с помощью различных форм психической деятельности.

4. Действия, включая содержащиеся в них движения, являются основным источником когнитивных процессов благодаря направ­ленности действий на решение задач и их предметной направлен­ности. Наряду с этим действия подчинены постоянно действующим сенсорным регуляциям (обратные связи, например, коррекции).

5. Регуляция движений протекает на различных уровнях, которые Рубинштейн (1946) расположил в порядке их психической обусловленности:

- последовательности движений физиологического уровня регу­ляции;

- движения, регулируемые ощущениями, несмотря на то, что раз­дражители не являются объектами, а ощущения—их образами;

- движения, ставшие зависимыми компонентами действий, при­чем реакция на раздражитель преобразовалась в действие с пред­метом.

Данный уровень регуляции движений обнаруживает различные подуровни, среди которых имеется и регуляция «абстрактных» дви­жений (движение с представляемым объектом).

Действия, осуществляемые с помощью движений, отличаются от самих движений, поскольку одни и те же действия могут осуще­ствляться с помощью различных движений.

2. Рабочие движения

Элементом психомоторной деятельности человека является психомоторное, или двигательное действие, представляющее собой одним или несколькими движениями. Двигательное действие, развивающееся в процессе упражнения, называется двигательным или психомоторным навыком. Имеется две группы психомоторных процессов: сенсомоторные и идеомоторные. Первые играют более заметную роль в большинстве видов трудовой деятельности.

На рабочих местах различают: сенсорное поле, т.е. часть рабочего места, которое воздействуя на анализаторы человека является источником профессионально значимых информаций, и моторное поле, т.е. ту часть рабочего места, на которую человек воздействует своими трудовыми движениями. В сенсорное поле входят только те раздражители, на которые рабочий должен реагировать.

В каждом рабочем движении можно различать три его стороны: механическую, физиологическую и психологическую. Механическая характеристика трудового движения определяется:

- путем совершаемых конечностью в пространстве, т.е. траекторий, в которой в свою очередь различают форму, направление и объем движения;

- скоростью, т.е. величиной пути проходимого в единицу времени, причем в зависимости от изменения скорости и ускорения движения могут быть равномерными, равномерно ускоренными, равномерно замедленными, неравномерно-ускоренными, неравномерно-замедленными;

- темпом, т.е. частотой повторения циклов однообразных движений;

- силой, т.е. производимым давлением или тягой.

Наиболее общая психологическая характеристика рабочих движений предусматривает деление их на следующие группы:

- основные - минимально необходимые для достижения трудовой деятельности, осуществляющиеся в теоретически наиболее благоприятных условиях;

- поправочные - уточняющие основные в соответствии с отклонением условий труда от наиболее благоприятных условий;

- дополнительные - не относящиеся к основному заданию, но необходимые в силу побочных для основного трудового процесса факторов;

- аварийные - дополнительные, необходимые для ликвидации возникшей аварийной ситуации и выделяемые в отдельную группу ввиду их важности;

- лишние - ненужные и обычно мешающие движения первых четырех групп;

- ошибочные - выполняемые вместо движений первых четырех групп и не достигающие цели.

 

3. Особенности трудовых движений человека

Движения человека имеют некоторые особенности, источник которых находится в трудовом процессе человека, а в более общей взаимосвязи—в его общественном бытии. Именно на эти особен­ности следует обратить внимание при исследовании труда, так как в итоге нас интересуют особенности регуляции этих движении:

1. Вместо органических движений человек выполняет предметно организованные движения. Изменение характера движений насту­пает вследствие воздействия человека на предметный мир, им же созданный: ввиду направленности движений на производимые предметы (лишь потребляемые предметы можно схватить за ручку, у камней нет ручек);

ввиду использования орудий (использование орудий формирует моторику человека; наглядным примером является развитие движе­ний, с помощью которого дети ко рту подносят ложку, наполненную жидкостью).

Оба воздействия имеют двойное назначение: они дополняют систему движений человека и изменяют систему движения; рождается «логика труда» движений.

2. Таким образом, предметно организованные движения являются зависимыми составными частями действий и, следовательно, функциями сверх сложных психических процессов.

3. На основе непосредственно предметно организованных движений развивалась опосредованная семантическая организация движения (на основе содержательного смысла действия).

4. Непроизвольные и произвольные движения человека нельзя классифицировать по анатомическим признакам (например, разли­чие между гладкой и поперечно-полосатой мускулатурой). Разли­чие между этими движениями функционально обусловлено общест­венно опосредованным значением сообщений, передаваемых движениями. Осознание и, следовательно, произвольное включение движений человека является функцией его общественного бытия на базе экстеро- и интероцептивных взаимосвязей.

Литература

1.Хаккер В. Психология труда и инженерная психология. —М.: Машиностроение, 1985. 376с. (С.211-256).

2.Платонов К.К. Вопросы психологии труда. -М.: Медицина, 1970. 264 с.(С.70-96.)

3.Бедный Г.З. Инженерная психология на производстве. - К.: 1975. 168с. (112-140).

4.Бернштейн Н.А. О построении движений. -М.:Медгиз, 1974.

5.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: МГУ, 1982. 432с.

6.Виноградов М.Н. Физиология трудовых процессов. - М.: Медицина, 1966.


 

Построение развёрток многогранников

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участки дорог в пределах малых населенных пунктов | На что тратится 7 традиция?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.