Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика как наука и хозяйственная система

Ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации

Разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Споры между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке.

В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ рассмотрение дел по разрешению споров между органами государственной власти субъектов Российской РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ относится к полномочиям ВС РФ.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ к компетенции КС РФ отнесено разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ.

Варианты регулирования указанных вопросов в правоприменительной практике регионов весьма широки.

Например, в соответствии со ст. 44 Устава Хабаровского края споры между Думой, с одной стороны, и Губернатором края, Правительством края, с другой стороны, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, разрешаются путем создания согласительных комиссий, которые формируются по письменному предложению одной из сторон на паритетной основе из депутатов Думы и членов Правительства края на срок не более двух месяцев. По истечении установленного срока, при отсутствии согласия в решении возникающих вопросов, рассмотрение спора может быть передано в суд в порядке, установленном федеральным законом.

Споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Хабаровского края, а также между Думой, с одной стороны, и Губернатором края, Правительством края, с другой стороны, могут разрешаться в КС РФ.

В соответствии со ст. 57 Устава Тюменской области споры и конфликты между органами государственной власти Тюменской области, органами государственной власти автономных округов и органами местного самоуправления рассматриваются согласительными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах Уставным судом области, иными судебными органами в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со ст. 38 Устава Сахалинской области споры между Сахалинской областной Думой и Правительством Сахалинской области, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, по принятым данными органами государственной власти нормативным правовым актам и иным вопросам, решаются путем создания согласительных комиссий. Согласительные комиссии создаются в срок не более десяти дней после письменного предложения об этом одной из сторон. В течение десяти дней после создания согласительные комиссии должны рассмотреть спор. Решения согласительных комиссий носят рекомендательный характер и рассматриваются Сахалинской областной Думой и Губернатором Сахалинской области совместно.

 

Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

. Статьей 26 комментируемого Закона закрепляется, что конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ:

- органами государственной власти;

- другими государственными органами и государственными учреждениями;

- органами местного самоуправления;

- организациями;

- общественными объединениями;

- должностными лицами;

- гражданами.

Данная норма основана на положениях ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которыми Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься более широко - как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применение, соблюдение, исполнение, использование), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества*(54).

Кроме того, предусматривается, что невыполнение или нарушение указанных нормативных правовых актов субъектов РФ влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта РФ.

Следует отметить, что в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности относятся к исключительному ведению РФ. Исходя из этого, законодательством субъектов РФ не может устанавливаться гражданская либо уголовная ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ. Следовательно, гражданская и уголовная ответственность может наступать только в порядке, установленном федеральным законодательством.

Исключение составляет административная ответственность, которая в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов РФ об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ;

7) регулирование законами субъектов РФ иных вопросов в пределах, установленных КоАП РФ.

Кроме того, представляется, что на уровне субъектов РФ может устанавливаться дисциплинарная ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъекта РФ. Особенностью данного вида ответственности будет являться ограниченная сфера применения данного вида ответственности, т.к. указанный вид ответственности можно применить только к должностным лицам органом государственной власти субъекта РФ, а также к государственным гражданским служащим субъекта РФ.

2. Отдельное внимание следует уделить конституционно-правовой ответственности за нарушение конституция (устав), законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ. Несмотря на то, что официального закрепления конституционно-правовой ответственности в законодательстве РФ до сих пор нет, нормы данной ответственности широко используются в правовом регулировании деятельности органов публичной власти и их должностных лиц.

Применительно к комментируемой статье, конституционно-правовой ответственностью являются:

а) досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ в случае принятия законодательным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

б) досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в случае:

- издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

- установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

 

Вывод: т.о., федеральным законодательством устанавливается система взаимных сдержек и противовесов между органом законодательной власти, ВДЛ субъекта РФ и органами исполнительной власти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система маркетингового контроля | Социальная профилактика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.