Понятие суммы и ставки покрытия, маржинальных затрат и дохода.
Совершенствование методов разделения затрат на постоянные и переменные, группировки косвенных расходов по местам их формирования и центрам ответственности, более дифференцированный учет особенностей хозяйствования и принятия решений по управлению в современных рыночных условиях позволили предложить новый подход к исчислению финансовых результатов деятельности предприятий и их подразделений. Он основан на сопоставлении выручки от продаж с величиной переменных расходов. Результат сопоставления получил название маржинальный доход. В действующей практике он исчисляется в виде разности между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и переменными расходами. Маржинальный доход должен покрыть постоянные расходы предприятия и обеспечить ему прибыль от реализации продукции, работ, услуг. В экономической литературе этот показатель часто называют суммой покрытия.
Маржинальный доход на единицу продукции определяется путем вычитания из цены продажи переменных затрат на ее изготовление. В качестве синонима названия этого показателя используют понятие ставки покрытия.
Деление затрат на переменную и постоянную составляющие, исчисление сумм и ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это путем расчета координат точки безубыточности.
Точка безубыточности – это такой объем производства, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытков, т.е. в этой точке совокупные доходы (TR) равны совокупным затратам (TC).
Существуют следующие варианты определения точки безубыточности:
1) аналитический:
В виде формулы равенство совокупных доходов и расходов выглядит следующим образом:
(1)
Для лучшего понимания методики определения точки безубыточности разложим формулу (1) следующим образом:
(2)
где vc – переменные затраты на единицу продукции;
Q – количество выпущенной продукции;
FC – совокупные постоянные затраты;
Pr – прибыль предприятия (в точке безубыточности она равна нулю).
Далее выразим из формулы (2) прибыль предприятия:
(3)
Поскольку в точке безубыточности прибыль равна нулю, то, приравняв уравнение (3) к нулю, можно легко вычислить объем производства (Q), который и будет являться безубыточным:
(4)
С помощью данного подхода осуществляется планирование, если вместо нуля подставлять в формулу необходимое значение прибыли, то можно определить, какой объем производства необходим для получения запланированной прибыли.
2) графический:
На приведенном графике точка безубыточности находится на пересечении прямых, характеризующих затраты и выручку от реализации, а ее координаты определяют объем продаж и величину затрат производства и сбыта, при которых у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Выше точки находится зона прибыли, ниже – зона убытков.
На рисунке наглядно видно, как формируется маржинальный доход и затраты. Если объем производства и сбыта продукции меньше параметров точки безубыточности, маржинального дохода недостаточно для покрытия постоянных расходов и предприятие работает с убытком. При объеме производства и продаж больше точки безубыточности предприятие получает прибыль.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление